Токвиль, Алексис де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексис де Токвиль
Alexis de Tocqueville
DeTocque.jpg
Род деятельности историк, политик, адвокат, экономический социолог, философ
Отец Эвре Клерель де Токвиль
Мать Луиза Ле Пелетье де Росанбо

Алекси́с-Шарль-Анри Клерель, граф де Токви́ль (фр. Alexis-Charles-Henri Clérel, comte de Tocqueville; 29 июля 1805, Париж, — 16 апреля 1859, Канны) — французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849). Более всего известен как автор историко-политического трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840), один из пропагандистов идеи американской исключительности[1].

Биография

Алексис де Токвиль родился 29 июля 1805 года в аристократической семье. Его прадед, известный французский государственный деятель Кретьен де Мальзерб, защищая на суде короля Людовика XVI перед Конвентом, поплатился за это своей жизнью, обвинённый в заговоре против Республики. Отец де Токвиля по своим убеждениям тоже был ярым монархистом, и только термидорианский переворот спас его от плахи.

Однако сам Токвиль не вполне разделял общественно-политические взгляды своих предков. Обладая с детства живым умом, будущий французский мыслитель очень рано обнаружил интерес к познанию окружающего мира. Он получил хорошее гуманитарное образование и некоторое время работал юристом. В своих письмах он, однако, не раз выражал опасение, что продолжительные теоретические занятия правом могут убить в нём душу и превратить его в бездушного исполнителя, способного лишь бездумно следовать букве закона. Поэтому вскоре Токвиль отошёл от подобного рода деятельности и переключил своё внимание на вопросы общественно-политического устройства.

В центре его внимания прежде всего оказалась Франция — его родное отечество, раздираемое противоречиями и за свою историю успевшее пройти как через монархическую, так и через республиканскую форму правления. Опираясь на ретроспективный анализ политического развития общества, Токвиль пришёл к выводу о неизбежности наступления демократии во всём мире. Интересно то, какое содержание получает понятие государства в работах французского мыслителя. Для него это, прежде всего, социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. Первым таким государством, которому в полной мере удалось воплотить принципы демократического устройства общества, были, по Токвилю, Соединённые Штаты. А коль скоро наступление демократии в мировом масштабе было неизбежно, то ознакомление с положительными и отрицательными чертами демократического устройства становилось крайне актуальной и насущной проблемой.

Токвиль был политическим патроном одного из авторов расовой теории Артюра де Гобино. Однако если Токвиль связывал американскую исключительность с политическим режимом, то Гобино обосновал её расовым превосходством. Ознакомившись с трудами своего протеже, Токвиль сообщил: «Я, как прежде, остался враждебным к этим доктринам. Я верю, что они, вероятно, очень ошибочны, я знаю, что они наверняка пагубны...»[1].

Взгляды

Поездка в Америку

Под предлогом изучения пенитенциарной системы Соединённых Штатов Токвиль в 1831 году, вместе со своим другом Гюставом де Бомоном, отправляется в заокеанское путешествие[2]. Интересно, что у него не было представления об идеальном демократическом устройстве. Французский мыслитель говорит не о том, как должно быть, а о том, как это было. Таким образом, эталоном демократически устроенного общества становятся сами Соединённые Штаты на том уровне развития, на котором они находились к моменту прибытия туда Токвиля. Путешествие длилось около года и по возвращении Токвиль издал книгу под названием «Демократия в Америке».

Это произведение наряду со «Старым порядком во Франции», стало одним из главных трудов французского мыслителя. «Демократия в Америке» выдержала несколько изданий и была переведена практически на все европейские языки. Путешествуя по Соединённым Штатам и собирая материал для своей будущей книги, Токвиль пользовался так называемым методом интервьюирования, широко практикуемым в современной социологической науке. Другой характерной особенностью его исторического метода было то, что он всегда старался идти от фактов к теоретическим обобщениям, так что можно сказать, что он находился у истоков позитивизма[источник не указан 4169 дней]. Токвиль одним из первых развил мысль об американской исключительности и продвигал идею биполярности мира[1].

Токвиль о Великой французской революции

Как пишет И. Валлерстайн: «Токвиль ещё в 1850-х годах считал Французскую революцию необходимым и вынужденно драматическим продолжением реформ Кольбера, знаменитого финансового министра короля Людовика XIV. Модернизация, развёрнутая Кольбером в 1660—1680 годах, вызвала такое сопротивление элит старого режима, что для завершения дела потребовались ещё целое столетие и мощная революция, которая смела старорежимные коррупционные порядки»[3].

Токвиль вообще ориентировал на то, чтобы находить основания революции во временах задолго предшествующих, даже тогда, когда государство кажется могущественным и благополучным. Так, Токвиль делал отсылку к истощению Франции (которое и повлекло за собой Великую французскую революцию, по его мнению) при Людовике XIV, «когда этот государь ещё торжествовал над всей Европой»[4].

Алексис де Токвиль в книге «Старый порядок и революция» рассматривает вопрос о том, почему около середины XVIII века главными политическими деятелями страны стали литераторы, и к каким последствиям это привело[5].

На замечание Фрэнсиса Бэкона о том, что угнетение подавляет волю народа и поэтому при сильном угнетении бунт невозможен, Алексис Токвиль выдвинул тезис, что революции происходят тогда, когда условия жизни населения становятся лучше и уходят от сильной нужды и самого тяжёлого гнёта. Это было названо эффектом (парадоксом) Токвиля (об этом явлении говорится в «Демократии в Америке», кн. IV, гл. III). Это положение стало одним из самых популярных в XX и XXI веках в объяснении причин и обстоятельств революций[6].

Память

Именем Токвиля назван ряд научных и общественных наград, включая Премию Алексиса де Токвиля за гуманизм (Франция) и Премию Алексиса де Токвиля в области государственного управления (Нидерланды). См. список премий.

См. также

Эффект Токвиля

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  2. Бомон, Гюстав-Огюст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Ленин и ленинизм сегодня и послезавтра. Дата обращения: 12 июня 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  4. Токвиль А. Старый порядок и революция. — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 151.
  5. Французская литература и её влияние на политику по Токвилю (недоступная ссылка)
  6. Шульц Э.Э. Технологии бунта. (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). — М., 2014. — С. 38, 346—347. — 512 с. — ISBN 978-5-7151-0406-9.

Ссылки