Тирасполь (аэродром)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тирасполь
ВПП аэродромаВПП аэродрома
ИАТА: нетИКАО: LUTR
Информация
Страна  Приднестровье
Расположение 1 км северо-западнее Тирасполя
Высота НУМ + 36 м
Часовой пояс UTC+ 3
Карта
' (Приднестровская Молдавская Республика)
Точка
'
Аэродром на карте Приднестровья
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
16/34 2500х44 бетон
Внешние изображения
Тираспольский аэродром
Аэропорт "Тирасполь", бывшая авиабаза / военный аэродром
Тирасполь, военный аэродром 14-й Армии

Тирасполь — военный аэродром в столице Приднестровья Тирасполе. Расположен в 1 км к северо-западу от Тирасполя.

История

В период с августа 1940 года по 22 июня 1941 года на аэродроме базировался 45-й бомбардировочный авиационный полк на самолетах СБ и Пе-2[1], входивший в состав 20-й смешанной авиационной дивизии.

На аэродром 23 июня 1941 года перебазировалась одна эскадрилья И-16 из состава 168-го истребительного авиационного полка[2], которая 24 июня приняла участие в Приграничных сражениях первых дней Великой Отечественной войны.

В период с 25 ноября 1945 по 15 марта 1947 года на аэродроме базировался 91-й Дембицкий ордена Богдана Хмельницкого II степени истребительный авиационный полк из состава 6-й гвардейской Донско-Сегедской Краснознамённой ордена Суворова истребительной авиационной дивизии на самолетах Як-3 и Bell P-63 Kingcobra. В марте 1947 года полк был расформирован[2].

На аэродроме располагалось управление и штаб 6-й гвардейской Донско-Сегедской Краснознамённой ордена Суворова истребительной авиационной дивизии в период с 17 августа 1945 года по октябрь 1951 года.

В период с 17 августа 1945 года по октябрь 1951 года базировался 73-й гвардейский Сталинградско-Венский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк[2] на самолетах Як-3, Bell P-63 Kingcobra и МиГ-15. Перебазирован в составе 6-й гвардейской Донско-Сегедской Краснознамённой ордена Суворова истребительной авиационной дивизии в 24-ю воздушную армию Группы советских войск в Германии.

На замену 6-й гвардейской Донско-Сегедской Краснознамённой ордена Суворова истребительной авиационной дивизии из 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии прибыла 119-я истребительная авиационная дивизия, 684-й гвардейский Оршанский Краснознамённый истребительный авиационный полк, которой размещался на аэродроме с августа 1951 года по 1989 год вплоть до своего расформирования. Полк имел на вооружении МиГ-15, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23М[2].

В период с 1987 по 1990 год на аэродроме периодически базировался 642-й гвардейский истребительный авиационный полк на самолётах МиГ-27 М, Д и позже на МиГ-29, передислоцированный с аэродрома Вознесенск на период ремонта ВПП своего аэродрома.

До 1989 года использовался как военный аэродром ВВС СССР. В 1991 году начались работы по перепрофилированию Тираспольского аэродрома в пассажирский аэропорт, который был бы крупнейшим в Приднестровье. Эти работы были приостановлены вследствие отсутствия финансирования и политической неурегулированности статуса Приднестровья, что не позволяло разместить в Тираспольском аэропорту таможенные и пограничные службы Республики Молдова и, следовательно, осуществлять полёты за пределы страны. Тем не менее во время реконструкции аэропорта Кишинева в 1999—2000 годах аэропорт Тирасполя использовался для выполнения регулярных рейсов, для чего по временной схеме было организовано присутствие в аэропорту Тирасполя регистрационной и таможенно-пограничной службы кишинёвского аэропорта.[источник не указан 849 дней]

Вплоть до 2012 года на аэродроме проводились автомобильные гонки[3]. Аэродром использовался для тренировок перед парадом 2 сентября и 9 мая[4];

В октябре 2012 года президент Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук заявил о намерении создать в Тирасполе на территории военного аэродрома гражданский аэропорт[5]. Глава делегации Государственной Думы России Сергей Гаврилов подтвердил, что аэропорт в Тирасполе будет реконструирован за счёт средств российского бюджета[6][7]. В том же году была восстановлена взлётно-посадочная полоса перед прилётом российских военных специалистов[8].

23 октября 2012 года российский самолёт Ан-72 приземлился в Тирасполе, что стало первым рейсом с 1998 года. А 25 октября 2012 года вылетел в Кишинёв[9].

10 мая 2016 года президент Приднестровской Молдавской Республики подтвердил намерение преобразовать Тираспольский аэродром в гражданский аэропорт, однако указал, что «ни Молдова, ни Украина не готовы дать соответствующие разрешения для того, чтобы транзитом пролетать через их территорию или разворачиваться через их территорию»[10].

Технические характеристики

Длина бетонной взлётно-посадочной полосы 2500 метров, ширина — 44 метра.

Аэродром Тирасполь.jpg

Происшествия

Летом 1988 года произошла авария самолета МиГ-23УБ 684-го гвардейского истребительного авиаполка: при заходе на посадку на аэродром Тирасполь на глиссаде произошло попадание птицы в воздухозаборник. Лётчики увели самолёт влево от центра города и пляжа и успешно катапультировались. Инструктор майор Чмут покинул машину первым согласно порядку катапультирования, второй летчик успел покинуть самолета в последний момент, его парашют раскрылся благодаря взрыву упавшего самолета, ударившемуся о берег в 3 метрах от воды. При падении самолёта получили сильные ожоги двое детей, которые купались в стороне от пляжа вдоль дамбы. Один десятиклассник впоследствии скончался в больнице.[источник не указан 849 дней]

Примечания

  1. 45-й бомбардировочный авиационный полк - 45-й авиационный полк истребителей дальнего действия. Архивировано 11 июля 2021 года. Дата обращения 22 декабря 2021.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Анохин, Быков, 2014.
  3. 12 мая 2012 года на ВПП г. Тирасполя состоится ежегодный Кубок памяти Димы Криворученко (недоступная ссылка). Спортивный автоклуб "Racing Club" (17 апреля 2012). Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 20 июня 2013 года.
  4. В Тирасполе прошла тренировка парадных расчетов ко Дню Победы. Информагентство «Новости Приднестровья» (28 апреля 2017). Дата обращения: 15 мая 2017.
  5. В Тирасполе хотят создать пассажирский аэропорт (недоступная ссылка) (29 октября 2012). Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 2 декабря 2013 года.
  6. Аэропорт в Тирасполе будет строиться на российские деньги (1 ноября 2012). Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  7. Евгений Шоларь. "Признание Приднестровья может произойти уже в ближайшее время": обзор СМИ Приднестровья (недоступная ссылка). ИА REGNUM (29 ноября 2012). Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  8. Мария Мунтян. У нас таки будет аэропорт? (недоступная ссылка) (17 ноября 2012). Дата обращения: 13 сентября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  9. Российский военно-транспортный самолет прибыл из Тирасполя в Кишинев (недоступная ссылка). moldnews (25 октября 2012). Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 25 ноября 2015 года.
  10. Будет ли в Приднестровье аэропорт?. Тирасполь: Приднестровская Государственная Телерадиокомпания (10 мая 2016). — «Да, была такая идея несколько лет назад. Она ещё не снята с повестки дня… Для нас, безусловно, крайне важно иметь хотя бы несколько рейсов международного сообщения хотя бы с Россией и Украиной». Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 11 июня 2016 года.

Литература

  • Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.