Тимофей II Элур

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тимофей II Элур

Тимофей II Элур (греч. Τιμόθεος Β΄ Αίλουρος) — патриарх Александрийский с марта 457 года по январь 460 года и повторно с конца 475 по 31 июля 477 года. Богослов, один из виднейший деятелей антихалкидонской партии в Церкви, последовательный защитник миафизитской христологии.

После Халкидонского собора на кафедру смещенного патриарха Александрийского Диоскора, был поставлен Протерий, который за свою прохалкидонскую позицию был открыто отвергаем народом Египта. И, уже после смерти императора Маркиана (январь 457), представляющая подавляющее большинство в Александрийской церкви антихалкидонитская партия, воспользовавшись отсутствием военачальника Дионисия, завладела главною церковью в Александрии и поставила патриархом Александрии инока Тимофея, прозванного за его хитрость Элуром (Αίλυρος — вертун, хвост, кот). С возвращением войск и попыткой насильственного возврата на Александрийскую кафедру Протерия произошел бунт, в результате которого Протерий был убит. Отвержение халкидонского диофизитства и укрепление позиций миафизитства в Египте шли вразрез с имперской идеологией, что не могло остаться без внимания константинопольских властей. Преданный Халкидонскому собору новый император Лев I Макелла обратился ко многим иерархам Церкви с циркуляром, где содержалось 3 вопроса, и первый из них был о Тимофее Элуре. Не привыкшие открыто выступать против воли императоров, почти все епископы выразились не в пользу Тимофея, и только критские епископы, хотя и с некоторыми оговорками, заявили: «О Тимофее же… мы определяем, что он твёрд на престоле». Невзирая на это, в 460 году под давлением папы Льва I, император сослал патриарха Тимофея II, а на его место патриархом был поставлен халкидонит Тимофей III Салофакиол, человек уступчивый и избегавший обострения христологического конфликта.

Патриарх Тимофей II был возвращен на свою кафедру императором Василиском, небезосновательно считавшим, что противников Халкидонского собора в духовенстве империи гораздо больше, чем его сторонников, а в Египте миафизитов сознательно поддерживало и большинство простого народа. Василиск вызвал из ссылки Тимофея II и издал Энкиклион, в котором признал два Ефесских собора и отверг как заблуждение Евтихия, так и вероучение Халкидонского собора. После победы Зенона над Василиском Энцикликон был отменён, однако сохранилась общая антихалкидонская политика императоров, не способных репрессиями навязать Александрийской церкви Халкидонский собор. Уже после смерти патриарха Тимофея II, при его преемнике Петре III Монге, ради успокоения возмущений в Египте, император Зенон издал свой знаменитый Энотикон.

Труды патриарха Тимофея

Патриарх Александрийский Тимофей II был одним из знаковых лиц церковной жизни и богословской мысли второй половины V века. Будучи последовательным миафизитом, он продолжил дело своего предшественника Диоскора, защищая миафизитскую христологию. Имперские репрессии его не сломили, но напротив, подвигли к активной апологии антихалкидонского учения. Именно в ссылке им создается большая часть его письменных трудов. До нас дошла лишь небольшая часть написанного им, все больше в виде цитат, переведенных на армянский, сирийский и коптские языки. Греческих оригинальных текстов не сохранилось вовсе, что указывает на то, что богословское наследие патриарха Тимофея II было уничтожено халкидонитами Византийской церкви.

Наиболее значительным и целиком сохранившимся (благодаря армянскому переводу) трудом патриарха Тимофея II является «Возражения к определениям собора в Халкидоне». Этот труд является основательным и важным источником по вопросам внутрицерковной жизни той эпохи, по вопросам борьбы за вероисповедание. В нем излагаются исторические события, произошедшие вокруг соборов в Эфесе (449) и Халкидоне, рассказывается о гонениях против несогласных с имперской политикой насаждения халкидонизма и другие факты.

«Возражения» демонстрируют официальную позицию Александрийской церкви, отстаивающей учение своей богословской школы против христологии Халкидона. Именно эту цель излагает патриарх Тимофей в предисловии к своей книге: «Свидетельствами святых и православных отцов, проповедующих истинное учение Бога, отвергнуть томос Льва и определения собора Халкидонского»[1]. Произведение разделено на две части, первая из которых посвящена томосу Льва, а вторая определениям Халкидонского собора.

«Возражения» представляют огромный интерес в контексте патрологии и ересиологии, давая обширную подборку и святоотеческих цитат (прежде всего Кирилла Александрийского), и цитат из работ известных ересиархов (Павла Самосатского, Феодора Мопсуестийского и Нестория Константинопольского).

Примечания

  1. «Քրիստոնյա Հայաստան» հանրագիտարան, Երևան, 2002

Ссылки