Тимм, Василий Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Тимм, Василий Федорович»)
Тимм Василий Фёдорович
Тимм Василий Фёдорович.png
Имя при рождении Georg Wilhelm Timm
Дата рождения 9 (21) июня 1820(1820-06-21)
Дата смерти 7 (19) апреля 1895(1895-04-19) (74 года)
Подданство  Российская империя
Жанр баталист, гравер, книжный график
Звания академик ИАХ (1855)[1]
Премии пенсия ИАХ (1844)

Васи́лий Фёдорович Ти́мм (Вильгельм Фридрихович, Георг Вильгельм; Georg Wilhelm Timm; 9 [21] июня 1820, Зоргенфрей, ныне Рига — 7 [19] апреля 1895, Берлин) — русский живописец и график из остзейских немцев; создатель батальных и жанровых сцен, академик Академии художеств (с 1855 года), профессор Прусской академии художеств, издатель «Русского художественного листка».

Биография

Родился в усадьбе Зоргенфрей, на берегу Кишозера, ныне в Риге, в семье рижского бургомистра Фридриха Вильгельма Тимма и его супруги, дочери пастора из Салисбурга Эмилии Циммерман[2]. Его отец увлекался музыкой, играл на фортепиано и скрипке и вошёл в историю города тем, что при его участии в 1836 году прошел Первый большой музыкальный праздник Даугавы Немецкого общества[2], предтеча Праздников песни[3]. На втором этаже дома бургомистра, находившегося на углу Малой и Большой Новой улицы, имелся концертный зал, где выступали многие знаменитости: Рихард Вагнер, два года работавший капельмейстером рижского Немецкого театра, Ференц Лист, выступавший здесь в 1842 году с концертами[4], пианисты и композиторы Фридрих Калькбреннер, Сигизмунд Тальберг и Адольф Гензельт[2].

С детства у Вильгельма проявились способности к рисованию. Начальное художественное образование В.Ф. Тимм получил в Биркенруской гимназии, а затем, перебравшись в Санкт-Петербург, посещал с 1834 года в качестве постороннего ученика классы Императорской Академии художеств, в которой главными его наставниками были профессор А.И. Зауервейд и К.К. Клодт[2].

Путешествия и творчество

За свои успехи в батальной живописи Тимм был награждён от Академии двумя серебряными медалями, малой и большой. Тимм окончил курс в Академии в 1839 году, со званием художника XIV класса. Через пять лет после того отправился в Париж, работал там под руководством О. Верне, участвовал в работах в Версале под его руководством[2]. Оттуда совершил поездку в Алжир и, участвуя в парижских салонах, обратил на себя внимание любителей искусства картинами «Русский фельдъегерь», «Взятие Смалы» и «Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни, в Алжире».

Вернувшись в 1849 году в Санкт-Петербург, принимает участие в иллюстрировании знаменитого сборника «Наши списанные с натуры русскими» и многих других изданий. Сближается с Ф. Булгариным и Н. Гречем, принимает участие в художественном оформлении их произведений. Основная часть гравюр Тимма выполнена в технике ксилографии и литографии. Современники называли его русский Гаварни за изящество и тонкий юмор книжной графики. Коллекционированию тиммовских изданий посвящали свои труды и средства многие русские библиофилы.

Тимм много путешествовал по России, посетил Кавказ, где ещё шла борьба с горцами, и во время Крымской кампании находился при участвовавших в ней великих князьях. За его акварельные и карандашные рисунки, большое количество которых находится в альбомах особ императорской фамилии, Императорская Академия художеств в 1855 году возвела его в звание академика. Вскоре после этого Прусская академия художеств присвоила ему звание профессора[4].

Издательская деятельность

Начиная с 1851 года, по Высочайшему соизволению предпринял издание периодического сборника литографий с небольшим объяснительным текстом, под заглавием: «Русский художественный листок», в котором помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Большинство рисунков было перенесено на литографский камень самим Тиммом. Журнал выходил в свет в течение 11 лет, с 1851 по 1862 годы — до тех пор, пока из-за болезни глаз художник не прекратил издание.

«Русский художественный листок» стал лучшим иллюстрированным изданием середины XIX века, а Тимм — родоначальником реалис­тической русской книжной иллюстрации, ярко передавая типажи и быт людей[4].

По рисунку В.Ф. Тимма 1856 года Э. Давид создал литографию «Высочайший обед в Грановитой палате».

Последние годы жизни и увековечение памяти

Вскоре после прекращения издания «Русского художественного листка» Тимм уехал в Германию и в последние годы своей жизни заведовал частным керамическим заведением в Берлине. По рисункам В.Ф. Тимма из «Русского художественного листка» совершенствовали своё мастерство гравёр И.П. Пожалостин и художник Н.С. Ефимов, которые проживали в Солотче и готовились к поступлению в Академию художеств.

Тимм скончался в апреле 1895 года. Урна с его прахом была привезена на родину, в Ригу и захоронена на Большом немецком кладбище. Надгробие семьи художника там сохранилось, а вот его собственная могила утеряна[2].

Для благоустройства сквера между Немецким театром и Политехническим училищем в Риге требовался пешеходный мостик через Городской канал. В. Ф. Тимм при жизни наметил место на бульваре Наследника, где должен быть построен мост, и обрисовал его конструкцию с изящной металлической аркой[5]. По завещанию художник поручил осуществить этот проект своей жене Эмилии, которая и пожертвовала Риге 9 тысяч рублей на эту цель. Принимая в октябре 1897 года этот дар, члены Рижского рата единогласно постановили, что будущий мост получит имя Василия Тимма[5].

8 октября 1907 года Рижская городская дума рассмотрела доклад о выдаче стипендий имени Вильгельма Тимма способным художникам, предпочтительно уроженцам Риги, на усовершенствование дальнейшего образования из фонда, созданного по завещанию вдовы Эмилии Тимм, скончавшейся в 1906 году. Эмилия Тимм передала городу 20 тысяч рублей, чтобы стипендии выплачивались из процентов от этого капитала, а если часть процентов не израсходована, то эти средства причисляются к капиталу и остаются неприкосновенными. Стипендии, согласно решению думы, присваивались дирекцией городского Художественного музея раз в полгода сроком на год. Проценты назначались самой думой, поскольку капитал был помещён в ведение её хозяйственной комиссии[6].

Семья

Младшая сестра Василия Фёдоровича Эмилия, которая благодаря ему вошла в петербургское общество, в 1839 году обвенчалась с художником Карлом Брюлловым. Брак был недолгим, вторично Эмилия вышла замуж за Алексея Греча[2].

В 1847 году Тимм обвенчался с рижанкой Эмилией Пфаб, дочерью преуспевающего торговца льном. Когда тесть строил особняк в стиле итальянского ренессанса, Тимм оформил его интерьер — потолочная лепка, резные капители колонн, внутренняя лестница созданы по эскизам художника[4].

Библиография

Автопортрет в виде книжной концовки. Ксилография, 40-е годы XIX века

Книги, альбомы, периодические издания и сборники с иллюстрациями Василия Федоровича Тимма

  1. COSTUMES RUSSES. в лист. 24 листа литографий изданных Дациаро в 1840-х годах, отпечатаны у Лемерсье в Париже. Без обложек. (раскрашенные и черные).
  2. CROQUIS RUSSES. в продолговатый лист. Изданные Дациаро в 1840-х годах. 31 лист литографий отпечатанных в Париже у Лемерсье в чёрном и раскрашенном виде. Без обложек.
  3. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ РУССКАЯ АЗБУКА. Подарок для добрых детей № 1. У издателя, надворного советника Ст. Гуро. Спб., 1844 8° — 32 стр. илл.
  4. ВИДЫ РОССИИ. Гравюры на стали из Памятных книжек, издаваемых военной типографией. В 7 тетрадях. Спб. Печатано в литографии Полторацкого и Ильина. 1862 г. 12°. Всех видов 71.
  5. ВОЕННЫЕ СЦЕНЫ Гравюры на стали из Памятных книжек, издаваемых военной типографией. В 5 тетрадях. Спб. Печатано в литографии Полторацкого и Ильина. 1862 — 64 г 12°. 41 гравюра.
  6. ДАЦИАРО Г. ATTELAGES RUSSES. — продолговатая 4° 34 листа литографий отпечатанных в Париже у Лемерсье в чёрном и раскрашенном виде. Без обложек.
  7. КАРТИНЫ РУССКИХ НРАВОВ. В 6-и книжках Спб. 1842 — 43. Издание Ю.А. Юнгмейстера. 16° более 300 виньеток в тексте.
  8. КОММЕРАЖИ. Посвящено, а ces dames. Рисунки гравированы на дереве. Спб., в типографии М. Ольхина 1844 г. 12° 32 стр.
  9. ЛИСТОК ДЛЯ СВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ. Спб., 1843 −45 4°. Периодический журнал, всего вышло 70 номеров 4 ненум. стр. в номере виньетки в тексте, гравюры на дереве, литографии на страницу.
  10. ОПИСАНИЕ СВЯЩЕННОГО КОРОНОВАНИЯ Их Императорских Величеств, Гос. Импер. Александра Второго и Гос. Импер. Марии Александровны всея России 1856 в большой лист Заглавный лист + 108 стр. илл. в тексте и на отдельных листах. 200 подносных экз.
  11. ПЕЧАТНАЯ ПРАВДА. Спб. У издателя Ю.А. Юнгмейстера, у Полицейского моста в доме Котомина. Тип. Эдуарда Веймара. 1858 — 16°. Титул + 47 стр. илл. в тексте гр. на дереве
  12. ПОДАРОК КСТАТИ. Детские повести каноника Шмидта. Спб.1843 — 8° илл. в тексте гр. на дереве 6 раскрашенных литографий вне текста
    Иллюстрация к книге И. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой». Ксилография. 1840—44.
  13. РАЙСКАЯ ПТИЧКА. Мечтание. Спб., в типографии Плюшара 1841 — 32° 3 загл. Листа + 117. Илл. 5 гр. на дереве в тексте.
  14. РОБИНЗОН КРУЗЕ. Роман для детей. Сочинение Кампе. Перевод с немецкого В. Межевича. Изд. 2. Спб. в тип. Имп. Ак. Наук. 1846 — 16°. В двух частях. Ч.1- два загл. листа +XII+224. Ч.2- загл. лист +248 стр. 7 виньеток в тексте рез. на дереве.
  15. РУССКИЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АЛЬМАНАХ. С 200 рисунками, гравированными на дереве Спб. В тип. Якова Трея. 1858 — 4°. 4 ненум. + 224 стр.
  16. РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИСТОК. 1851—1862 гг. текст в 4°, литографии в лист.
  17. СТАРИННАЯ СКАЗКА ОБ ИВАНУШКЕ ДУРАЧКЕ Соч. Н. Полевого с рисунками Тимма гравированными Бернардским, Вайткером и Бланде Спб. 1844 г.
  18. СУВОРОВ. Соч. Фаддея Булгарина. 100 рисунков В. Тимма, гравированных на дереве бароном Клодтом, бароном Неттельгорстом и гг. Лавилем и Порре. Изд. М.Д. Олхина. Спб. тип. Фишера, 1843 г. 143 стр. с илл. 8°
  19. ТЕАТРАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ Тетр. 1,2, 3-4 1842-43. В лист. Илл. 3 лит тит. листа, 8 листов портретов, 4 листа «крокад». Текст в 2 столбца, ноты.
  20. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА, составленная из трудов русских литераторов, под редакциею Н. Некрасова (с политипажами) Спб., изд. А. Иванова. 1844 — 8°. В двух частях. Ч.1- два загл. лист+ 301+1 н. стр. Ч.2- два загл. лист +274+1 н. стр. илл. в тексте и отд.
  21. ФУРМАН П. АЛЬМАНАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, Составленный П. Фурманом. С картинками, Спб. 1847 −12° 181 (в том числе 3 загл. листа) + 3 н стр. илл. гравюры на дереве в тексте.
  22. ХРОНОГРАФИчЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИИ. По методе А. Язвинского. С портретами рисованными Тиммом и гравированными Неттельгорстом. Спб. в типографии М.Д. Ольхина 1845 −8°. Загл. лист +48 стр. илл. гравюры на дер. в тексте и две карты хронографические вне текста.

Примечания

  1. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 195.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Кирилл Соклаков. Тайна Эмилии Тимм. www.rigacv.lv. Рижский Краеведческий Сайт, Kultūras Attīstības Fonds (12 мая 2012). Дата обращения: 19 декабря 2022.
  3. Зане Пудуле. Dziesmu svētkiem zvaigžņu labvēlība. Благосклонность звёзд к праздникам песни (латыш.). nra.lv. Mediju Nams (29 июня 2013). Дата обращения: 19 декабря 2022.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Дименштейн, Илья. Мостик Тимма в Риге (рус.) ?. TiTANIUM - International lifestyle magazine (9 апреля 2022). Дата обращения: 18 декабря 2022.
  5. 5,0 5,1 Viesturs Sprūde. 1900. gada 14. februārī. Ērtāka pārkļūšana pār pilsētas kanālu (латыш.). LA.LV (14 февраля 2020). Дата обращения: 18 декабря 2022.
  6. Городской дневникъ. Заседание городской думы. www.periodika.lv. Рижский вестник, Nr.224 (06.10.1907) (6 октября 1907). Дата обращения: 19 декабря 2022.

Источники

Ссылки