Тиллих, Пауль

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пауль Тиллих
нем. Paul Tillich
Пауль Тиллих.jpeg
Имя при рождении Пауль Йоханнес Тиллих
Место рождения Штарцеддель, Бранденбург, королевство Пруссия, Германская империя
Место смерти Чикаго, СССР
Учёная степень доктор философии (PhD) (1911) и лиценциат по теологии (1912)
Альма-матер Берлинский университет
Тюбингенский университет
Силезский университет Фридриха Вильгельма (1911)
Галле-Виттенбергский университет (1912)
Язык(и) произведений английский, немецкий
Направление диалектическая теология, теология культуры
Основные интересы богословие
Награды Шаблон:Большой офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
Премия мира немецких книготорговцев (23 сентября 1962)
медаль Гёте города Франкфурта-на-Майне (1956)
Мессенджеровские лекции (1957)

Пауль Йоханнес Ти́ллих (нем. Paul Johannes Tillich; англ. Paul Johannes Tillich; 20 августа 1886, Штарцеддель, Бранденбург, королевство Пруссия, Германская империя — 22 октября 1965, Чикаго, США) — немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист, представитель диалектической теологии. Считается одним из наиболее влиятельных теологов XX века[1].

В отличие от Карла Барта и др., стремился к созданию универсальной «теологии культуры». Известен по своим работам «Мужество быть» (1952) и «Динамика веры» (1957), рассматривающих вопросы теологии современной культуры и адресованные широкому кругу читателей. Как теолог наиболее известен своим главным трёхтомным трудом «Систематическая теология» (1951—1963), раскрывающим «метод корреляции», с помощью которого Тиллих стремился истолковать христианские символы откровения в качестве ответов на вопросы человеческого существования, ранее поднятых экзистенциализмом[2][3].

Биография

Родился 20 августа 1886 года в селении Штарцеддель  (англ.) в провинции Бранденбург Германской империи (ныне территория Польши) в семье консервативного лютеранского пастора Евангелической государственной церкви старших Провинций Пруссии Йоханнеса Тиллиха и либеральной Матильды Дёрсилен происходившей из Рейнской области. Он был старшим из трёх детей и имел двух сестёр: Йоханна (1888—1920) и Элизабет (род. 1893). Когда Паулю было 4 года его отец стал суперинтендентом диоцеза Бад-Шонфлиз. Здесь он учился в начальной школе  (англ.). В 1898 году Тиллих продолжил обучение в гимназии города Кёнигсберг в Ноймарке. Здесь он испытывал глубокое одиночество, преодолевать которое ему помогало чтение Библии. Учась в школе, он испытал на себе влияние идей гуманизма[3].

В 1900 году Йоханнеса перевели в Берлин, и в следующем году Пауль пошёл учиться в местную школу, которую окончил в 1904 году. В сентябре 1903 года в возрасте 17 лет Пауль потерял мать, умершую от рака. Тиллих в разные годы учился в нескольких университетах Германии — в 1904 году поступил в Берлинский университет, в 1905 году в Тюбингенский университет, в 1905—1907 годах учился в Университете Галле.

Начало карьеры

В 1911 году Тиллих получил учёную степень доктора философии в Бреслауском университете, а в 1912 году стал лиценциатом теологии в Университете Галле[3].

В 1912 году стал пастором Евангелической церкви Германии в провинции Бранденбург.

В 1914 году женился на Маргарите («Грети») Вивер (1888—1968). В октябре, после начала Первой мировой войны, Тиллих служил в армии капелланом. В 1919 году Пауль и Грета развелись после того, как было установлено, что ребёнок рождён не от Тиллиха[4]. Тогда же он встретил Ханну Вернер-Готтшоу, которая в 1924 году вышла за него замуж и родила ребёнка[5].

В 1919—1924 годах преподавал в качестве приват-доцента теологии в Берлинском университете.

В 1924—1925 годах был профессором теологии в Марбургском университете, где начал создавать свою систематическую теологию. В 1925—1929 годах — профессор теологии в Высшем техническом училище Дрездена и Лейпцигском университете, а в 1929—1933 годах — Франкфуртского университета.

Американский период

Летом 1933 года Германию посетил Рейнгольд Нибур, предложивший Тиллиху преподавать в Нью-Йоркской объединённой теологической семинарии[4]. Смена страны повлекла за собой и смену языка с немецкого на английский, на котором Тиллих публикует свою трёхтомную монографию «Систематическая теология». В семинарии он преподаёт в 1933—1955 годах в качестве приглашённого профессора философии религии. В 1933—1934 годах он также преподаёт в качестве приглашённого лектора в Колумбийском университете. В 1937 году Тиллих заключил пожизненный контракт с семинарией, а в 1940 году стал профессором философской теологии и получил американское гражданство[3]. Он также входил в кружок христиан-социалистов, сложившийся вокруг Нибура.

В Объединённой теологической семинарии Тиллих сделал себе имя, опубликовал ряд трудов, где изложил свою синтетическую протестантскую теологию и философию экзистенциализма. В 1936 году вышла в печати монография «О границе», в 1948 году сборник эссе «Протестантская эра», в тот году вышел его сборник проповедей «Встряска оснований». Благодаря последней публикации Тиллих приобрёл значительную аудиторию, какой до это никогда не имел. Но самым значительным из всех произведений стала трёхтомная «Систематическая теология», которая принесла Тиллиху всеобщее признание в научном мире, а также монография «Мужество быть». После выхода первого тома «Систематической теологии» Тиллих получил приглашение читать в 1953—1954 годах престижные Гиффордские лекции в Абердинском университете. Позднее этот трёхтомник был назван «его шедевром» в биографии Тиллиха, написанной Пауксом на основе лекций Дуайта Х. Терри  (англ.)[3].

В 1955 году Тиллих перешёл в Гарвардскую школу богословия, где получил высшее профессорское звание университетского профессора Гарвардского университета.

В 1961 году Тиллих стал одним из основателей Общества искусств, религии и современной культуры  (англ.), с которой связал всю свою жизнь[6]. В это же время им были опубликованы два оставшихся тома «Систематической теологии».

Мировоззрение

Для Тиллиха характерно тяготение к интимно-индивидуальному сопереживанию основ культуры. Такое переживание неизбежно ведёт к абсолютным ценностным измерениям бытия, в пределе — к опыту постижения святыни и Бога. Духовная драма современного человека заключается, по его мнению, в утрате системы абсолютных ценностей, в потере Бога. Бога нельзя искать как какую-либо «вещь», он не существует как некая «небесная личность». Бог — это в конечном счёте подлинные основы «моего» существования, «моя» истинная сущность. Грех, по Тиллиху, не есть нарушение внешних законов и заповедей; в нём человек теряет себя, а осознаёт потерю в ситуации страха и отчаяния. Образом «нового бытия», преодолевающего демонические механизмы социального и личного отчуждения, выступает у Тиллиха Иисус Христос.

Память

Bust of Paul Johannes Tillich (daylight).JPG

В честь Пауля Тиллиха в Нью-Хармони  (англ.) (Индиана, США) установлен его бюст, изготовленный скульптором Джеймсом Росати  (англ.).

Сочинения

  • The Religious Situation, 1925 (Die religiose Lage der Gegenwart)
  • The Interpretation of History, 1936
  • The Protestant Era, 1948
  • The Shaking of the Foundations, 1948
  • Systematic Theology, 1951-63 (в трех томах)
  • The Courage to Be, 1952
  • Love, Power, and Justice, 1954
  • Biblical Religion and the Search for Ultimate Reality, 1955
  • The New Being, 1955,
  • Dynamics of Faith, 1957
  • Christianity and the Encounter of the World Religions, 1963
  • The Eternal Now 1963
  • My Search for Absolutes, 1967 (посмертное издание)

Публикации на русском языке

  • Тиллих, П. Избранное. Теология культуры — М.: Юрист, 1995. — 480 с. — ISBN 5-7357-0021-9.
  • Тиллих, П. Систематическое богословие: Т. 1-2, ч. 1-3 / Пер. с англ. М. Б. Данилушкина; Науч. консультант Е. В. Грушецкий; [Послесл. М. Сиверцева, с. I—XV]. — СПб.: Алетейя, 1998. — 493,XV с. (Серия «Памятники религиозно-философской мысли нового времени»).; ISBN 5-89329-062-4
  • Тиллих, П. Систематическая теология. Т. 1—2. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — (Книга света). — ISBN 5-7914-0053-8.
  • Тиллих, П. Систематическая теология. Т. 3. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — (Книга света). — ISBN 5-7914-0008-2 (ошибоч.).
  • Тиллих, П. Кто я такой? (Автобиографическое эссе) // Вопросы философии. — 2002. — № 3. — С. 160—172.
  • Тиллих, П. Мужество быть. — М.: Модерн, 2011. — 240 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-94193-020-3.
  • Тиллих, П. Любовь, сила и справедливость. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 128 с. — (Книга света). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-510-6.
  • Тиллих, П. Избранное. Теология культуры. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 352 с. — (Книга света). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-511-3.
  • Тиллих, П. Избранное. Потрясение оснований. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 352 с. — (Книга света). — 500 экз. — ISBN 978-5-98712-512-0.

Примечания

  1. Ted Peters (1995), Carl E. Braaten, ed., A map of twentieth-century theology: readings from Karl Barth to radical pluralism, Fortress Press, <https://books.google.com/books?id=Xax15MpLyjYC&lpg=PA392>. Проверено 1 января 2011.  Архивная копия от 21 июня 2013 на Wayback Machine
  2. «Tillich, Paul Johannes Oskar», The Concise Oxford Dictionary of World Religions. Ed. John Bowker. Oxford University Press, 2000. Oxford Reference Online. Oxford University Press.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Arne Unhjem «Tillich, Paul Архивная копия от 25 августа 2013 на Wayback MachineEncyclopædia Britannica. 2013. Encyclopædia Britannica Online.
  4. 4,0 4,1 Paul Tillich: His Life & Thought-Volume 1: Life, Pauck, Wilhelm & Marion. New York: Harper & Row, 1976
  5. Paul Tillich, Lover. Архивная копия от 25 октября 2014 на Wayback Machine // Time, 8 October 1973
  6. Meyer, Betty H. The ARC story : a narrative account of the Society for the Arts, Religion, and Contemporary Culture (англ.). — New York: Association for Religion and Intellectual Life, 2003. — ISBN 978-0974701301.

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки