Тиамат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тиамат
Оттиск печати новоассирийского времени, предположительно изображающий сцену убийства ТиаматОттиск печати новоассирийского времени, предположительно изображающий сцену убийства Тиамат
Мифология Шумеро-аккадская
Часть вавилонская
Тип Божество
Толкование имени «море»
Имя на других языках др.-греч. Θαλάττη
Пол женский
Функции олицетворение первозданных вод
Супруг Абзу
Дети Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар и другие боги
Культовый центр нет
Связанные понятия «Энума элиш», космогонические мифы
Связанные события сотворение мира
Первое упоминание аккадский период

Тиа́мат — женское олицетворение первобытного океана-хаоса солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии[1]. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат предположительно изображалась в виде дракона или гидры с семью головами[2], в тексте «Энума элиш» упоминается как женщина[3]; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший её Мардук из её тела создаёт небо и землю[1].

Так как при написании слова «Тиамат» в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», Тиамат логично считать скорее природным элементом/стихией, чем богиней.

Этимология

Торкильд Якобсен и Вальтер Баркерт считают, что оно может происходить от аккадского слова «тамту» (tâmtu) — море, ранняя форма которого «тиамтум» (ti’amtum)[4]. Или же в этом имени объединились два шумерских слова: «ти» (ti)- жизнь и «ама» (ama) — мать[5].

Баркерт видит связь слова с Тефидой (Tethys) и поздней её формой thalatth, схожей с греческим θάλασσα — «море».

Поэма «Энума элиш» названа так по первым словам: «когда наверху» не существовало небес, и не существовало земли внизу, существовали только пресноводный океан Апсу «первый, лучший», и солёный океан Тиамат «та, что родила всех» и «все мешались в её водах». В Месопотамии считалось, что женские божества были старше мужских, и Тиамат была частью культа, обожествляющего созидающую силу воды[6].

Харриет Кроуфорд обнаруживает смешение вод в природе в Персидском заливе, когда пресные воды Арабского аквифера смешиваются с солёными водами моря[7].

Тиамат также связывают с западно-семитским tehom (תהום) (глубина, бездна) в 1-й Книге Бытия[8].

См. также

  • Нун — первозданный океан в древнеегипетской мифологии

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ладыгин М. Б., Ладыгина О. М. Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.
  2. Тимат. Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева.
  3. Luzacs Semitic Text and Translation Series. — ETANA Core Texts. — С. (Vol XII ed.). p. 150, line 122.
  4. Burkert, Walter. The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influences on Greek Culture in the Early Archaic Age. — 1993. — p. 92f.
  5. Palmer, Abram Smythe. Babylonian influence on the Bible and popular beliefs : «Tĕhôm and Tiâmat», «Hades and Satan» : a comparative study of Genesis I. 2. — London, 1897.
  6. Steinkeller, Piotr. On Rulers, Priests and Sacred Marriage: tracing the evolution of early Sumerian kingship // Priests and Officials in the Ancient Near East / Wanatabe, K. (ed.). — Heidelberg, 1999. — P. 103—138.
  7. Crawford, Harriet E. W. Dilmun and its Gulf Neighbours. — Cambridge University Press, 1998.
  8. Yahuda, A. The Language of the Pentateuch in its Relation to Egyptian. — Oxford, 1933.

Ссылки