Тетрахорд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Тетрахо́рд (др.-греч. τετράχορδον, букв. четырёхструнник, от τετρά-, в сложных словах — четыре и χορδή — струна; лат. tetrachordum) — четырёхступенный звукоряд в диапазоне кварты.

Общая характеристика

Тетрахорд лежал в основе всех древнегреческих звукорядов, вплоть до двухоктавной Полной системы. Краевые (неподвижные) тоны тетрахорда называются гестотами, средние (перестраивающиеся в зависимости от рода мелоса) — кинуменами.

В классической нотации основные (родовые) разновидности тетрахордов можно условно представить так:

Tetrachorda.jpg

Альтернативный способ записи тех же тетрахордов:

Tetrachordb.jpg

Принципиальный недостаток обоих примеров тетрахордов, записанных в традиции 5-линейной круглой нотации, заключается в том, что ступени тетрахордов (звукорядные, или модальные, функции) вынужденно отображаются в них как альтерация неких базовых ступеней (на что указывают знаки повышения и понижения — диезы и бемоли), в то время как каждая ступень античного тетрахорда представляет собой отдельную модальную (звукорядную) функцию внутри определённого рода мелоса. Например, функция, которую «символизирует» нота g во всех описанных тетрахордах (второй нотный пример), называется лихана средних, высотное положение которой в трёх родах различно, но не потому что лихана перестраивается (альтерируется) по ходу развёртывания лада (как, например, альтерируется ступень мажорного звукоряда в фортепианных пьесах Ф. Мендельсона и Ф. Листа), а потому что лихана настраивается («технически» перестраивается) в зависимости от избираемого музыкантом рода мелоса[1].

Тетрахорд — важнейший конструктивный элемент модальных ладов, как на Западе, так и на Востоке. Октавные ладовые звукоряды («гармонии», «тоны») античная и средневековая ладовые теории представляли как сцепление структурных разновидностей, так называемых «видов» (др.-греч. εἶδη, σχήματα, лат. species) первых консонансов — кварты и квинты (см. Вид консонанса). Ладовые звукоряды макамо-мугамной традиции также (от средневековых арабских и персидских авторов вплоть до Узеира Гаджибекова и позже) рассматриваются как структуры, состоящие из тетрахордов. В мажорно-минорной тональности тетрахорд — составная часть октавных ладов.

Исторический очерк

В античной теории музыки (в трудах Аристоксена, Птолемея, Боэция и других) тетрахордом считался сегмент Полной системы, ограниченный гестотами (неподвижными ступенями). Например, четыре звукоступени между месой и гипатой средних — тетрахорд, а четыре звукоступени между лиханой средних и лиханой низших тетрахордом не назывались. По этой причине термины «роды мелоса» и «роды тетрахорда» («тетрахордные роды»[2]) в античности — синонимы.

Начиная со Средних веков в Европе термин «тетрахорд» (лат. tetrachordum, quadrichordum) (наряду с воспроизведением античного его значения) стали относить к любому четырёхступенному звукоряду (по умолчанию, без дополнительных уточнений) диатонического рода, ограниченному квартой. В таком употреблении термин «тетрахорд» фактически стал синонимом вида кварты.

Другие значения термина

Термином «тетрахорд» Марциан Капелла называет (De nupt. IX, 910) четырёхструнный музыкальный инструмент, разновидность лиры; он, возможно, аналогичен четырёхструнному инструменту скиндапсу (др.-греч. σκινδαψός), который описывает Афиней (Deipn. IV, 183).

См. также

Примечания

  1. В оригинальной греческой нотации такой проблемы не существовало, поскольку графема (буква греческого алфавита в том или ином графическом оформлении) оригинальной нотации показывала не «абсолютную» высоту, а ступень («струну») звукоряда Полной системы,— проще говоря, «место пальца» на инструменте (наподобие того, как это происходило в табулатуре).
  2. Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах <...> Издание подготовил В.Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013, с.427, 423.

Литература

  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 2003.
  • Музыкально-теоретические системы. Учебник для музыкальных вузов. М., 2006.
  • Лебедев С. Н. Древнегреческие лады // Большая российская энциклопедия. Т.9.- М., 2007, с.333-334.