Тернавцев, Валентин Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тернавцев Валентин Александрович
TernavtsevValentinAlexandrovich.jpg
Дата рождения 14 (26) февраля 1866(1866-02-26)
Место рождения с.Пришиб, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя
Дата смерти 28 августа 1940(1940-08-28) (74 года)
Место смерти Серпухов, СССР
Страна  Российская империя,  СССР
Род деятельности религия
Отец Тернавцев Александр Тимофеевич (1823-1874)
Мать Джулия (Юлия Павловна) Перозио (1826-1911)
Награды и премии
Орден Святой Анны 3-й степени Орден Святого Станислава 3-й степени

Валентин Александрович Тернавцев (14 (26) февраля 1866, с. Пришиб, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя — 28 августа 1940, Серпухов, СССР) — российский религиозный деятель, один из организаторов Религиозно-философского общества, чиновник Синода.

Семья

Родился Валентин Александрович 14 (26) февраля 1866 года в селе Пришиб, Мелитопольского уезда, Таврической губернии.[1][2]

Дед Тимофей Данильев сын Тернавцев (прим.1798 г.) согласно семейной легенде был рожден от брака графини Тарновской и её кучера Данилы, цыгана по происхождению. Для получения разрешения на такой неравный брак графиня Тарновская писала прошение на Высочайшее Имя, кое было дано с условием, что дети, рожденные в этом браке, не будут наследовать дворянство и должны иметь фамилию, созвучную фамилии графини Тарновской, а именно — Тернавцевы.[3] Был мещанином г. Одессы. С 1821 г. на службе в Одесской полиции в должности письмоводителя, затем столоначальника по уголовным и следственным делам. В 1837 г. награждён званием канцеляриста.[4] Имел четырёх сыновей — Александр (1825), Аполлон (1826), Николай (1828), Георгий (1833), — и дочь Настасью (1830).

Отец Александр Тимофеевич Тернавцев дослужился до чина надворного советника, что дало ему личное дворянство, был почтмейстером в г. Мариуполь[5].

Мать Джулия (Юлия Павловна) Перозио была дочерью Паоло Джузеппе Перозио, биржевого маклера и домовладельца, выходца из зажиточной семьи из г. Больяско (недалеко от Генуи), переселившегося в конце XVIII века в Одессу, и Марии Вентури. Была прекрасным педагогом, преподавала математику и другие точные науки в гимназиях Одессы и Мариуполя.

В браке Александра Тимофеевича и Юлии Павловны было рождено 7 детей — Евгения (по мужу фон Клаус, 1869-30.10.1930), Надежда (по мужу Лебединцева, 1864-25.11.1932), София (по мужу Пигулевская, 1870—1953), Любовь (по мужу Добровлянская, 1868-?), Мария (по мужу Богацкая, 1855-15.02.1921), Вера (по мужу Овчинникова, 1858-10.08.1922), и сам Валентин.

Александр Тимофеевич Тернавцев (отец)
Юлия Павловна Перозио (мать)
Арцимович Мария Адамовна (жена) с отцом Адамом Антоновичем

Учеба

Валентин Александрович учился в Харьковском университете с 1884 года по 1890 год, прошел 2 курса физико-математического, и полный курс юридического факультета с отличием[1]. Был оставлен при юридическом факультете для подготовке к профессуре. Проходившие в те годы студенческие волнения его не затронули.

11.09.1892 г. женился на Арцимович Марии Адамовне (02.12.1872-17.08.1942), дочери бывшего самарского губернатора Адама Антоновича Арцимовича, в те годы попечителя Одесского учебного округа. В браке Валентина Александровича и Марии Адамовны родилось пятеро детей: Адам (02.11.1893-26.12.1916), Александр (25.10.1897-16.04.1940), Валентин (05.04.1900-11.09.1920), Мария (Муся) (25.07.1904-18.06.1948), Ирина (30.04.1906-1993)[1]

Несмотря на праздный образ жизни и недавнюю женитьбу, Валентин Александрович впал в депрессию, выход из которой он нашёл в молитве и чтении Писания. В 1894 году Валентин Александрович бросает Харьковский университет и переезжает в Санкт-Петербург, где поступает вольнослушателем в Санкт-Петербургскую духовную академию. Стал вхож в высшие круги Православной церкви, одно время исполнял обязанности секретаря при митрополите Антонии (Вадковском). Одновременно сходится: с Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Андреем Белым, Александром Блоком, В. В. Розановым, философом Бердяевым, художником Бакстом и пр. Слыл убежденным хилиастом.

Религиозно-философские собрания

В конце XIX века Тернавцев пишет реферат «Церковь и Интеллигенция», в котором он выразил горечь по поводу глубокого разрыва между богоищущей интеллигенцией и живущей в своём мире церковью. Реферат широко ходил «по рукам» и вызвал большой резонанс в обществе. Родилась идея организовать встречу церкви и интеллигенции, где можно было бы вести свободный диалог. В итоге, В. А. Тернавцев, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Д. В. Философов и В. С. Миролюбов отправились 8 октября 1901 года к Обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву хлопотать об открытии Религиозно-философских собраний. Разрешение К. П. Победоносцевым было дано, и, узнав об этом, митрополит Петербургский Антоний дал на них своё благословение.[6][7][8]

Честь открытия Религиозно-философских собраний была представлена В. А. Тернавцеву, который выступил с программным докладом «Русская церковь перед великою задачей» (29.11.1901 г.). Собрания имели явный успех, и чиновник особых поручений при Обер-прокуроре Святейшего Синода В. М. Скворцов приглашает Тернавцева на службу в Святейший Синод, на что тот, будучи стеснённым в средствах, соглашается. Терпавцев был принят вне штата на должность младшего секретаря II отделения канцелярии с 29 апреля 1902 года, в штате с 13 ноября 1902 года.[9]

В ноябре 1902 года знакомится с Верой Фёдоровной Торгуд (14.04.1874-26.08.1939), ставшей впоследствии его женой. Тогда же начинает выходить журнал «Новый путь», где публикуются «Записки Религиозно-Философских Собраний», среди них 4 доклада Тернавцева. 18 апреля 1903 г. прошло последнее заседание Религиозно-философские собрания, которое было вскоре (22.04.1903 г.) закрыто по распоряжению Победоносцева.

Служба в Синоде

03.02.1906 г. Тернавцев причислен к канцелярии Обер-Прокурора Синода с обязанностями чиновника по особым поручениям по отделу образования. Тернавцеву была поручена разработка новых учебников для начальных классов церковно-приходских школ. В 1906 году в типографии Синода были изданы два написанных Тернавцевым учебника «Наша школа»: Букварь и Книга для чтения второго года обучения, которые переиздавались ежегодно вплоть во Революции. Награждён Орденом Святого Станислава 3-й степени, а затем (06.05.1910 г.) Орденом Святой Анны 3-й степени[10]. В 1910 году Тернавцев начинает переработку своих учебников для народного образования, к этой работе он привлекает Александра Блока, Корнея Чуковского, Александра Ельчанинова[11]. Эти учебники были изданы в 1912 году в типографии И. Д. Сытина под названием «Наука слова». Затем Тернавцев начинает писать сразу пять учебников: Естественная история, Русская история, Астрономия, География, Физика, изданию которых помешала Революция. 01.08.1911 г. получает должность Чиновника особых поручений при Обер-Прокуроре Синода. 06.05.1913 г. получает чин Коллежского советника. 07.12.1915 г. назначен Управляющим Петроградской Синодальной типографии. 06.05.1916 г. получает чин Статского советника.

Как общественный деятель Тернавцев интересуется различными общественными организациями, которые могли способствовать распространению Православия. Принимает активное участие в движении за реформирование Русской православной церкви, в том числе участвует в написании «Записки 32-х священников» (1905 год), занимается подготовкой Собора (1906 год)[12]. Являлся одним учредителей ПРФО (1907 год). 19.03.1908 г. прочитал реферат «Империя и христианство» на заседании ПРФО. 07.12.1910 г. прочитал реферат «Церковь и Римская империя» на заседании «Соловьёвского общества».

В июле 1909 года участвует в парусных гонках в Петербурге, где завоёвывает сначала 3-й приз, а затем Императорский приз.

Жизнь после Революции

Валентен Александрович Тернавцев в 1939 г.

19 марта 1917 года Тернавцев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда был выпущен через несколько дней[13]. Тернавцев уезжает с семьёй в Крым. Там он приступает к работе над основным трудом своей жизни «Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова», над которым работал до самой смерти. В 1919 году участвует в организации Ялтинского религиозно-философского общества совместно с протоиереем Сергием Щукиным, о. Сергеем Булгаковым, Г. В. Вернадским и пр.[14] Из-за голода 1922 года вынужден переехать в Москву, где поселяется у своего друга М. А. Новосёлова. 12.11.1923 г. выслан в административную ссылку в Тобольск, оттуда 28.05.1925 г. — в Сургут. Вернулся из ссылки в 1926 году и поселился в Серпухове, где скудно и впроголодь жил преподаванием и частными уроками. Все свои силы посвящает своему главному труду, неопубликованному и насчитывающему почти 2000 архивных листов — «Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова».

Умер от стенокардии. Похоронен на Занарском кладбище г. Серпухов.

Дети

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Рукописный отдел Российской национальной библиотеки (далее РО РНБ), Фонд 1126, оп.2, ед.хр.192, Автобиография
  2. РО РНБ, Ф.1126, оп.2, ед.хр.197, Записные книжки
  3. И. М. Рау-Данилевская. Быль, благородство, беды рода Перозио-Тернавцевых // "Клио" : журнал. — СПб., 2010. — № 1(48). — С. 31—37.
  4. Формулярный список о службе и достоинстве канцеляриста Тимофея Тернавцева. Российский государственный исторический архив, Фонд 1349, оп.3, ед.хр.2223.
  5. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в империи на 1871 год, ч. II, стр.102
  6. Религиозно-философские собрания#Создание общества
  7. П. П. Перцов. Литературные воспоминания, 1890-1902гг. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 232—234.
  8. З. Н. Гиппиус. Правда о земле // "Мосты" : журнал. — 1961. — № 7. — С. 306—316.
  9. Краткий список лицам, служащим по ведомству православного вероисповедания на 1903 год. — СПб.: Синод.типогр, 1903.
  10. Краткий список лицам, служащим по ведомству православного вероисповедания на 1915 год. — СПб.: Синод.типогр, 1915.
  11. о. А. В. Ельчанинов. Встречи с В.А.Тернавцевым // Вестник РХД : журнал. — 1984. — № 142. — С. 65—67.
  12. Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / Сост. В. И. Кейдан. — М.: Школа, 1997. — (Языки русской культуры).
  13. РО РНБ, Ф.1796, ед.хр.87, л.43, Минувшее, вып.16
  14. Игумения Евдокия. Воспоминания об о.Сергии Щукине (1873-1931) // Вестник РХД : журнал. — 1977. — № 122.

Ссылки