Теория моды

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Теория моды — аналитическая дисциплина, связанная с изучением костюма и его системы.[1][2] Теория моды связана с несколькими направлениями: изучением социальных аспектов и идеологической практики, исследованием экономических основ и маркетинговых стратегий, изучением аксиологических принципов и художественных особенностей элементов моды. Теория моды — широкая исследовательская область, посвященная изучению как объектов материальной культуры (костюма, мебели, аксессуаров, предметов быта),[3] так и идеологических концепций, связанных с установлением системы ценностей.[4] В области теории моды, как правило, обозначают несколько основных направлений, основными из которых называют социальные теории, доктрину потребления, концепции телесного и проблему языка.[1]

Общая характеристика

Теория моды рассматривает широкий круг дисциплин, связанных с экономическими теориями, концепциями потребления, социальными доктринами, аксиологическими концепциями, художественными теориями и т. д.[1] Сложность теории моды — неустойчивость предмета и метода. Теория моды заимствует методологическую базу из разных дисциплин, объединяя экономические, социальные и художественные теории. Одновременно не до конца ясным остается предмет и границы моды, которая разделена между предметными, идеологическими, аксиологическими и художественными теориями.[5] Среди основных направлений Теории моды наиболее заметными являются теория потребления и его маркетинговая основа, динамика социальных систем, теория социального действия, теория повседневности, идеологическая программа моды, исследование системы ценностей, изучение моды как языковой системы, феноменология тела, мифологическая программа моды, концепция новизны и дихотомия традиционной культуры.[1]

Мода и социальные теории

Аналитика моды как явления связана с изучением социального пространства. Мода связана с разграничением структуры общества и может быть представлена как форма социальных отношений.[6] «Мода — это частный случай положения индивида в обществе и форма социальной ассимиляции обществом его представителей»[7]. Подавляющее большинство аспектов, связанных с программой, системой и ритуалами моды могут быть оценены как социальный феномен. Моду определяют как один из механизмов социальной регуляции. Социологические концепции моды принято рассматривать как часть общей социальной теории. В исследованиях социологического толка моду часто оценивают как инструмент формирования социального поля, фактор символического обмена или как институт социального действия. Мода участвует в процессе интеграции и дифференциации различных социальных групп. Социологическая платформа в сфере теории моды представлена такими авторами как Георг Зиммель,[8] Вальтер Беньямин,[9] Ирвинг Гофман,[10] Жиль Делёз,[11] Никлас Луман[6][12] и Пьер Бурдьё.[13][14][15]

Мода и теория потребления

Важная концептуальная платформа в исследованиях моды — теория потребления.[16] Работы этого направления связаны с изучением экономических теорий и маркетинговых стратегий.[5] Большинство исследований, которые проводятся в этой сфере, осуществляются в системе других общественных наук: истории, права, политологии и т. д.[17] Исследования этой категории напрямую связаны с классической политэкономией и изучением основ экономической теории, изложенной в трудах Адама Смита и Карла Маркса.[18] Исследователи обращают внимание, что предметом потребления является не вещь, а смысл.[19]

Потребление логически отделено от производства: в нём принимают участие два разных экономических агента. Потребление рассматривают и как материальный процесс, и как абстрактную практику, укорененную в знаках и символах.[20] В маркетинговых теориях перспективы сводятся к совершенствованию товара, управлению брендом и увеличению объёма продаж.[21] В то же время, исследователи обращают внимание на тот факт, что маркетинг и теория моды — не одно и то же.[22] Теоретические аспекты моды как феномена значительно шире теории производства или техники продаж и не могут быть ограничены узкими рамками теории потребления.[23]

Мода и идеологическая программа

Один из главных вопросов теории моды — что является предметом потребления?[4] Исследователи обращают внимание на тот факт, что в системе моды объектом потребления становится не сам предмет, а связанная с ним система символических ценностей.[24] Идея моды в том, что она представляет не вещь, а смысл.[25] Внимание на этот парадокс обратил Макс Вебер.[26] Форму производства, и формат потребления, мир товаров и денег Вебер считал итогом сформированной идеологической программы. «Экономический оборот системы моды — это операция смыслов».[7] Мода устанавливает идеологические ориентиры и идеологический стандарт. Смысл моды часто видят не в утверждении материального производства, а в установлении и утверждении ценностей. Содержательная основа моды — производство идеологий.[4]

Мода и миф

В некоторых исследованиях мода рассматривается одной из форм современной мифологии.[27] Смысл моды — не в идентификации элементов одежды и костюмных форм, а в создании системы отношений и утверждении новых идеологических правил.[25] Концепция, позволяющая рассматривать моду как миф, принадлежит Ролану Барту.[28] Он называл миф и механизмы его формирования основой современных социальных и культурных институций. Оценивая миф как инструмент, функция которого — удалять реальность, он оценивает моду как систему, образующую символическую надстройку.[29] Эта концепция была продолжена другими исследователями и позволила представить моду одной из форм мифологического сознания.[27]

Мода и проблема языка

Значительная часть концепций в области моды связана с теорией языка.[30] Эту ситуацию иногда объясняют общим состоянием аналитических теорий середины XX века, связанных с попытками видеть языковую конструкцию основой мышления и социальных практик (т. н. «Лингвистический поворот»). Возникновение языковых теорий в сфере моды связано с именем Ролана Барта[4] и его работой «Система моды».[31] В этой аналитической системе моду рассматривают как язык и систему знаков. «Развитие языковых концепций в теории моды связано с критикой двух основных конструкций: идентификации моды как примитивного языка и критики стандартного (в некоторых случаях упрощенного) понимания конструкции языка».[7] Многие концепции, связанные с изучением лингвистической основы моды, были продиктованы преодолением примитивных представлений о языке, знаке и тексте.

Мода и бессознательное

Исследования этого направления опираются на аналитическую философию и психиатрическую практику.[5] Мода непосредственно связана с бессознательным, и подчинена проблеме восприятия телесного опыта. Принципиальное воздействие на это направление оказали работы Зигмунда Фрейда[32][33] и Мориса Мерло-Понти.[34][35] В частности, концепции Фрейда часто используют при описании эротизма моды. Речь идет об идентификации Я через костюм и его телесные практики.[36]

Мода и тело

Изучение костюма и теория моды связаны с исследованием непосредственного телесного опыта.[23] Мода непосредственно связана с телом и подчинена его строению. В теории моды костюм часто рассматривают как телесную практику.[37] Одежда по умолчанию предполагает тело. Костюм отделяет тело от внешнего мира и, одновременно, отражает представление о коллективной и персональной идентичности. Костюм подчеркивает или нивелирует формы человеческого тела. К таким инструментам, например, относят корсет, пышные рукава, завышенную талию и т. д. Изменение пропорций тела, минимизация или гипертрофия форм является одной из функций костюма.[36] Также мода формирует представления об идеальном теле и эти представления меняются от эпохи к эпохе.[38]

Мода и структура

Важное направление теории моды связано с изучением структуры костюма.[39] Этот аспект связан с изучением кроя и системами, которые обеспечивают художественные особенности костюма. Крой определяет внешний вид одежды и обеспечивает структурные принципы в костюме.[40] Крой определяет возможности порядка и бесформенного в одежде. Выявление структуры и кроя рассматривается как элемент деконструкции в моде. Деконструктивизм как явление опирается на теоретическую систему, предложенную в работах Жака Деррида, которая рассматривает принципы языка и мышления.[1]

Мода и культура повседневности

Культура повседневности является важным направлением в теории моды. Оно связано с изучением культурных ритуалов и социальных практик повседневной культуры.[1] Бытовое поведение может рассматриваться как основа моды, как её возможный источник.[41] Изучение повседневности связано с исследованием культурных практик обыденной жизни и причинами их различия и изменения в различные исторические периоды.[42] Эти культурные практики рассматриваются как элементы, влияющие на формирование тех или иных предпочтений в сфере моды.[1]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023.
  2. Rocamora A., Smelik A. Thinking Through Fashion: A Guide to Key Theorists. London: ‎ I.B. Tauris, 2015. С. 12.
  3. Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. London: Virago, 1985.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Barthes R. Système de la mode. Paris: Éditions du Seuil, 1967.
  5. 5,0 5,1 5,2 Rocamora A., Smelik A. Thinking Through Fashion: A Guide to Key Theorists. London: ‎ I.B. Tauris, 2015.
  6. 6,0 6,1 Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft. Frankfurt: Suhrkamp, 1997.
  7. 7,0 7,1 7,2 Васильева Е. Мода и её теоретическая практика // Теория моды: одежда, тело, культура. 2021. № 3 (61). С. 350.
  8. Simmel G. Fashion (1904) // The American Journal of Sociology. 1957. L XII (6). Pр. 541—558.
  9. Benjamin W. Das Paris des Second Empire bei Baudelaire // Charles Baudelaire: Ein Lyriker, im Zeitalter des Hochkapitalismus. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1969.
  10. Goff man E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. N. Y.: Anchor Books, 1967.
  11. Deleuze G., Guattari F. L’Anti-Oedipe. Paris: Minuit, 1972.
  12. Luhmann N. Einführung in die Systemtheorie. Heidelberg: Carl-Auer, 2002.
  13. Bourdieu P. Un Art Moyen: essai sur les usages sociaux de La photographie. Paris: Minuit, 1965.
  14. Bourdieu P. Le Sens pratique. Paris: Minuit, 1980.
  15. Bourdieu P. Raisons pratiques: sur la théorie de l’action. Paris: Éd. du Seuil, 1994.
  16. Васильева Е. Мода и ее теоретическая практика // Теория моды: одежда, тело, культура. 2021. № 3 (61), с. 351.
  17. Baudrillard J. La société de consommation: ses mythes et ses structures. Paris: Denoël, 1970.
  18. Marx K. Das Kapital. Hamburg: Verlag Otto Meissner, 1867. Buch I.
  19. Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 22.
  20. Baudrillard J. Le Système des objets: la consommation des signes. Paris: éd. Gallimard, 1968.
  21. Kotler Ph. Marketing Essentials. Hoboken: Prentice-Hall, 1984.
  22. Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 22.
  23. 23,0 23,1 Rocamora A., Smelik A. Thinking Through Fashion: A Guide to Key Theorists. London: ‎ I.B. Tauris, 2015.
  24. Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 167.
  25. 25,0 25,1 Kristeva J. La révolution du langage poétique. L’avant garde à la fin du 19e siècle: Lautréamont et Mallarmé. Paris: Seuil, 1974.
  26. Weber M. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus // Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 1904. No. 20. S. 1-54.
  27. 27,0 27,1 Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 205.
  28. Bartes R. Mythologies. Paris: Éditions du Seuil, 1957.
  29. Зенкин С. Мифологии. Вступительная статья. // Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2010.
  30. Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 325 - 362.
  31. Васильева Е. Идеология знака, феномен языка и «Система моды» / Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 45. С.11 — 24.
  32. Freud S. Totem und Tabu. Wien: Hugo Heller, 1913.
  33. Freud S. Das Ich und das Es. Leipzig: Internationaler Psycho analytischer Verlag, 1923.
  34. Merleau-Ponty M. La Phénoménologie de la percep tion. Paris: NRF; Gallimard, 1945.
  35. Merleau-Ponty M. L’Œil et l’esprit. Paris: Gallimard, 1960.
  36. 36,0 36,1 Steele V. The Corset: A Cultural History. New Haven: Yale University Press, 2003.
  37. Entwistle J.; Wilson E. Body Dressing (Dress, Body, Culture). New York: Berg Publishers, 2001.
  38. Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 279 - 231.
  39. Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023, с. 247 - 278.
  40. Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25-49.
  41. Марков Б. В. Культура повседневности. Учебное пособие. СПб: Издательский дом «Питер», 2008.
  42. Le Goff J. La civilisation de l’Occident Médiéval. Paris: Flammarion, 1997.

Литература

на русском языке
  • Васильева Е. В. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. — 2-е изд. — М. / СПб: «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2023. — (Пальмира-искусство).
  • Васильева Е. В. Мода и её теоретическая практика // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2021. — № 3 (61). — С. 347-354.
  • Лебина Н. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. Ленинград 1950—1960 гг. — СПб.: Крига, 2016. — 560 с.
на других языках
  • Barthes R. Système de la mode. — Paris: Éditions du Seuil, 1967. — 330 p.
  • Entwistle J.; Wilson E. Body Dressing (Dress, Body, Culture). — New York: {{нп3|Berg Publishers, 2001. — 255 pp.
  • Rocamora A., Smelik A. Thinking Through Fashion: A Guide to Key Theorists. London: ‎ I.B. Tauris, 2015. — 320 p.
  • Rocamora A. Fashioning the City: Paris, Fashion and the Media. — London; N.Y.: I.B. Tauris, 2009. — 256 c.
  • Steele V. Paris fashion: a cultural history. — London: Oxford University Press, 1988. 317 p.
  • Steele V. The Corset: A Cultural History. — New Haven: Yale University Press, 2003. 208 p.
  • Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. — London: Virago, 1985. — 344 p.