Драйзер, Теодор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Теодор Драйзер»)
Теодор Драйзер
нем. Theodore Herman Albert Dreiser
Blank300.png
Theodore Dreiser.jpg
Blank300.png|274x400px|Теодор Драйзер 8 ноября 1933 года|frameless]]Теодор Драйзер 8 ноября 1933 года
Имя при рождении Теодор Герман Альберт Драйзер
Место рождения Терре-Хот, Индиана, США
Место смерти Голливуд, Калифорния, США
Род деятельности прозаик, публицист, эссеист
Годы творчества 18921945
Направление натурализм, критический реализм
Язык произведений английский

Теодо́р Герман Альберт Дра́йзер (нем. Theodore Herman Albert Dreiser) (27 августа 1871 года, Терре-Хот, Индиана, США — 28 декабря 1945 года, Голливуд, Калифорния, США) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Коммунист.

Яркий представитель американского течения натурализма и критического реализма. Творчество Драйзера оказало большое влияние на американскую культуру XX века, появление каждого из его романов вызывало бурный отклик в американской литературной критике.

Самые известные произведения Теодора Драйзера: «Сестра Керри» (1900), цикл романов «Трилогия желания» («Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (1947)) и «Американская трагедия» (1925).

Биография

Ранние годы

Отец – Джон Пол (Иоганн Пауль) Драйзер, немецкий ткач из Майена, эмигрировавший в Америку в 1844 году. Со временем он получил должность начальника производства на шерстопрядильной фабрике. Вскоре он женился на матери будущего писателя Саре Марии (урожденной Шанаб[1]), жившей в меннонитской общине недалеко от Дейтона, штат Огайо. Ее семья отреклась от нее, поскольку она обратилась в католицизм, чтобы выйти замуж за Джона Драйзера. Жена родила ему 11 детей.

Благополучие оказалось недолгим: пожар уничтожил фабрику со всеми запасами сырья. Во время восстановительных работ отец семейства получил тяжёлую травму. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и в конце концов обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана)[2].

Теодор Драйзер родился 27 августа 1871 года в городке Терре-Хот, штат Индиана. Он был двенадцатым из тринадцати детей (девятым из десяти выживших). Дети в семье воспитывались в строгих католических традициях.

Детство Драйзера характеризовалось крайней бедностью, поэтому ему пришлось рано начать трудовую деятельность. Он работал продавцом газет, батраком на ферме, мойщиком посуды в ресторанах, развозчиком скобяных товаров, доставщиком белья из прачечной, сборщиком квартплаты у жителей трущоб[3]. Иногда, будучи без работы, ему приходилось ночевать в ночлежках и обращаться за помощью в благотворительные фонды. Этот жизненный опыт отражен в его более поздних произведениях[4].

В 1887 году после окончания средней школы в Варшаве, штат Индиана, Драйзер на год уезжает на заработки в Чикаго. Вернувшись в 1889 году, он поступил в Индианский университет в Блумингтоне , но через год из-за отсутствия средств был вынужден прекратить учёбу[5].

Журналист

Драйзер начал свою журналистскую деятельность в 1892 году. Он стал работать репортером и драматическим критиком в газетах Чикаго, Сент-Луиса, Толедо, Питтсбурга и Нью-Йорка. В этот период под именем «Карл Драйзер» он опубликовал свое первое художественное произведение «Возвращение гения», которое появилось в «Chicago Globe».

В 1894 году переехал в Нью-Йорк.

Вспоминая эти годы путешествий по большим городам страны, Драйзер писал в автобиографической «Книге о себе» (1922)[6]:

«Я не мог не заметить, что, вопреки нашей хвастливой демократии и равенству возможностей, здесь была такая же нищета и убожество, такие же шансы на равные возможности, как и во всем мире».

К 1895 году, разочаровавшись в буржуазной прессе, он бросил репортерскую деятельность и начал сотрудничество с журналами[7]. Вскоре ему удалось пробиться в крупнейшие американские журналы того времени.

Особенно хорошо в работе с журналами Теодору Драйзеру удавались очерки-портреты, опирающиеся на интервью. Его очерки образовали 2 серии: «Жизненные истории людей, добившихся успеха» и «Заметки об общественных характерах».

Готовя материал для заметок, он беседовал с самыми разными, но всегда значительными и достойными людьми. Героями его очерков становились писатели Натаниэль Хоторн, Уильям Дин Хауэллс, Исраэль Зангвилл и Джон Берроуз, предприниматели и промышленники Эндрю Карнеги, Филип Армор, Маршалл Филд, Томас Эдисон[8]. Среди других его собеседников были люди творческого направления: Лилиан Нордика, Эмилия Э. Барр, Теодор Томас и Альфред Стиглиц[9].

Также Драйзер стал редактором журналов, в том числе ориентированных преимущественно на женскую аудиторию («Metropolitan», «Harper’s Bazaar», «Cosmopolitan», «The Delineator»). Постепенно он начал добиваться финансовой независимости[10].

28 декабря 1898 года Теодор Драйзер женился на учительнице Саре Уайт, с которой прожил вместе до 1909 года.

Писатель

Летом 1899 года молодой журналист Драйзер с женой уехал из Нью-Йорка в деревню Моми[11]. Здесь, в доме своего друга А. Генри, он написал несколько рассказов: «Блестящие рабовладельцы», «Негр Джефф» и некоторые другие. Генри упорно и настойчиво уговаривал его начать работу над романом. Поддавшись уговорам друга, Драйзер начал работу над своим первым романом «Сестра Керри». 29-летний писатель опубликовал книгу в 1900 году.

Дом, в котором писатель работал над романом "Сестра Керри"

В основу романа легла история сестры писателя Эммы, сбежавшей в Канаду с женатым мужчиной. «Сестра Керри» была встречена американскими издателями и критиками не только без всякого энтузиазма, но просто враждебно: роман сочли циничным, безнравственным и крамольным.

Отвечая на вопрос корреспондента газеты «New York Times», Драйзер так отозвался о нападках на роман[12]:

«Критики совершенно не поняли, что я пытался выразить. Эта книга взята из жизни. Она задумывалась не как образец литературного мастерства, а как картина существующих условий и была написана так просто и выразительно, как только мог позволить английский язык... Когда она попадёт к народу, он поймёт, что это рассказ о действительной жизни, об их жизни».

Драйзер оказался стойким реалистом. Отвергнутый издательствами, он зарабатывал на жизнь случайной работой. Голодая, он подумывал о самоубийстве. Тем не менее, писатель смог устоять и победить. Выйдя в свет в Англии в 1904 году, книга вызвала широкий читательский интерес. Вскоре «Сестра Керри» была переведена на все европейские языки. Успех среди английских читателей в то же время усилил нападки на Драйзера со стороны американской прессы.

Уже в 1907 году Драйзер за свой счет публикует второе издание романа. Впоследствии «Сестра Керри» неоднократно издавалась в США различными издательствами. Со временем оценка романа американской критикой претерпела кардинальные изменения. Уже второе издание романа было встречено значительно благожелательнее, чем первое.

Впоследствии в 1930 году Синклер Льюис говорил об этом событии так:

«Роман Драйзера ворвался в спертую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого западного ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внес в наш пуританский обиход струю свежего воздуха».

В 1911 году вышел второй роман Драйзера — «Дженни Герхардт»[13]. Над романом с условным названием «Грешник» Драйзер начал работать еще зимой 1901 года. Из-за травли реакционной критики он смог вернуться к этой рукописи в 1910 году и издать её год спустя после литературной доработки.

Теодор Драйзер в 1910-х годах

Роман близок к тем рассказам и очеркам писателя, которые он посвятил описанию жизни простых людей Америки и которые он хотел объединить в книгу под названием «Идиллии бедных». Публикацией этой книги Драйзер вновь бросил вызов буржуазной Америке — он продолжал идти по пути, намеченному «Сестрой Керри».

Завершив работу над «Дженни Герхардт», Драйзер начинает собирать материалы для своего следующего произведения. Драйзер сам себе задаёт вопрос: если простые американцы морально и физически раздавлены капитализмом и счастье для них недоступно, достаточно ли для счастья безграничного богатства?[14]

На этот вопрос, как и на мысль написать роман об американском финансисте, писателя натолкнула судьба чикагского миллионера Чарльза Тайсона Йеркса, умершего в 1905 году. Писателя поразило, что нажитое этим миллионером состояние после его смерти мгновенно растаяло в тяжбах наследников, а сам Йеркс перед смертью чувствовал себя опустошенным и уставшим от жизни человеком.

Замысел будущей трилогии возник с конца: Драйзер решил написать роман о судьбе одного из богатейших людей Америки, который, создав огромное состояние, добился необузданного удовлетворения своих желаний, но не только не достиг счастья, но и утратил всякую волю и любовь к жизни. Новое произведение писатель назвал «Финансист».

Драйзер начинает изучать биографию Йеркса, книги о жизни американских финансовых магнатов, знакомится с механикой биржевых операций. В 1911 году он начинает писать «Финансиста», но потом несколько меняет свой замысел: вместо одного романа о Йерксе он думает написать три, оставив общее заглавие «Финансист», затем сохраняет это название лишь за первым романом, второй называет «Титаном», третий — «Стоиком», а весь цикл — «Трилогией желания».

Роман был встречен ожесточенными нападками буржуазной критики, обвинявшей автора в «чудовищном преувеличении». Драйзер обвинялся в обнажении безнравственности титанов финансового мира. Позже критика отмечала многоплановость и многогранность всей трилогии. Философия жизни, содержащаяся в ней, неразрывно связана и с философией истории. Гуманистический замысел Драйзера возникает как обобщение истории американского капитализма конца XIX — начала XX века.

Романы, составляющие «Трилогию желания», можно рассматривать и как произведения исторического жанра, и в этом также сказывается углубление реализма Драйзера, стремящегося осмыслить ход современной ему истории. Они заняли почетное место в развитии реалистической литературы США начала XX века.

Роман «Титан» (1914) отмечен большей художественной зрелостью, чем «Финансист». Для него характерно более четкое деление на главы, более сложная композиция, в нем больше драматизма. Драйзер сумел дать понять читателю, что политические скандалы, шантаж, продажность чиновников, мини-перевороты в муниципалитетах, партийные ристалища, газетная демагогия, биржевая игра и спекуляции, казнокрадство и обыкновенное воровство ещё не образуют жизни нации. В книге проводится мысль, что народ - это главная сила общественного прогресса и пренебрегать им опасно. Главный герой одолел своих финансовых противников, шантажировал или подкупил чиновников, переманил на свою сторону газеты, мэра, губернатора и законодательное собрание, но пренебрег народом и совершил катастрофическую ошибку. Именно народ оказался той силой, которую ему не удалось ни одолеть, ни обойти[15].

Хотя Драйзер известен прежде всего как романист, он также писал короткие рассказы и стихи. В 1918 году он опубликовал свой первый сборник из 11 рассказов «Освобождение и другие рассказы». Его рассказ «Мой брат Пол» о биографии его старшего брата Пола Дрессера[en], известного автора песен в 1890-х годах, лег в основу романтического фильма 1942 года «Моя девушка Сал»[en].

С 1919 года Драйзер стал жить со своей двоюродной сестрой Хелен Ричардсон (18941955).

Крупным коммерческим успехом Драйзера стала «Американская трагедия» (1925), которую он писал с 1920 по 1925 год. Будучи ещё газетным репортёром, Драйзер обратил внимание, что в США распространен определённый тип преступлений. По воспоминаниям Хелен Драйзер, у писателя была рукопись, озаглавленная «Американские трагедии». В ней содержалось описание пятнадцати случаев с 1892 по 1925 год, подобных тому, который изображен в романе. Для каждого из них характерно стремление американских юношей разбогатеть, женившись на богатой невесте. Ради этого они шли на преступление: убивали свою прежнюю возлюбленную — бедную девушку.

Изучив весь этот материал, писатель решил положить в основу романа историю убийства в 1906 году Честером Джиллеттом своей возлюбленной Грейс Браун[16]. Процесс по этому делу получил широкую огласку в своё время, и в «Американской трагедии» использованы документы и факты, сообщавшиеся в газетах того времени.

«Американская трагедия» получила поистине всеобщее признание, она вошла в мировую литературу как замечательное завоевание реализма и образец высокого гуманизма. Герберт Уэллс, посетивший США в 1926 году, назвал эту книгу Драйзера одним из самых величайших романов XX века.

Вскоре после издания в Америке «Американская трагедия» была переведена на большинство европейских языков и пробудила огромный интерес к творчеству великого американского писателя. В Советском Союзе первые переводы произведений Драйзера на русский язык появляются лишь в 1925 году после издания в США «Американской трагедии», а уже в 1927 году начинает публиковаться первое издание собрания его сочинений. Теодор Драйзер становится всемирно известным писателем.

Общественный деятель

В 1927 году Теодор Драйзер принял приглашение посетить СССР. Прибыв в начале ноября в Советский Союз, уже 7 ноября он принимал участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. По результатам поездки была опубликована книга «Драйзер смотрит на Россию» (1928).

В 1930 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе шведским писателем Андерсом Остерлингом, но большинством голосов премия была присуждена писателю Синклеру Льюису[17].

В 1932 году Драйзер интенсивно работал над романом «Стоик», завершающим «Трилогию Желания», написав около двух третей произведения. Дальнейшая работа была трудной и продвигалась медленно, поэтому закончить произведение писатель сумел только в 1945 году за несколько дней до своей смерти.

С начала 1930-х годов он начинает активно заниматься политической деятельностью. Драйзер участвовал в нескольких кампаниях в защиту радикалов, которых он считал жертвами социальной несправедливости. Среди них линчевание Фрэнка Литтла, одного из лидеров организации «Промышленные рабочие мира», дело Сакко и Ванцетти, депортация Эммы Гольдман и осуждение профсоюзного лидера Томаса Муни.

В ноябре 1931 года Драйзер возглавил Национальный комитет защиты политических заключенных (NCDPP) на угольных месторождениях юго-восточного Кентукки, чтобы собрать показания шахтеров в Пайнвилле и Харлане о характере насилия против шахтеров и их профсоюзов со стороны угольных компаний. К тому моменту в горнорудных районах США — Харлане и Белле — произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией возглавляемого им комитета Драйзер отправился на место событий[18].

В начале ноября комиссия из 8 человек, возглавляемая Драйзером[19], прибыла в город Пайнвилл[en] округа Белл, соседнего с округом Харлан. Его встретили угрозами физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера даже возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая факты о реальном положении дел, в том числе об избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 году по итогам поездки он издал книгу «Трагическая Америка», которая описывает борьбу народных масс в попытке защитить интересы рабочего класса.

Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата от американской коммунистической партии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В 1932 году стал членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.

В 1933 году был внесен в список авторов книг, сжигавшихся в нацистской Германии.

В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться краткой встречи с Франклином Рузвельтом. После этого пытался организовать работу комитета для поставки продовольствия в Испанию, по итогам которой по указанию Рузвельта туда было отправлено несколько грузовых судов с мукой.

В 1941 году издаёт работу публицистического характера «Америку стоит спасать»[20].

В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью «за выдающиеся достижения в области искусства и литературы».

13 июня 1944 года женился на своей кузине Хелен Ричардсон[21].

В августе 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США[22], а позже стал почетным президентом Лиги американских писателей.

Был атеистом[23].

Умер 28 декабря 1945 года в Голливуде на 75-ом году жизни.

Особенности стиля

Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулёзности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая его особой природы[24].

Литературовед Ф.Р. Ливис даже писал, что Драйзер «кажется, выучил английский по газете. Создается впечатление, что у него нет родного языка».

Творческий путь Драйзера до 1917 года характеризуется нарастанием его гнева против варварской жестокости капитализма. В то же время философия Спенсера не раз заводила его в тупик, порождая внутренние сомнения, глубокий пессимизм, свойственный романам первого периода. Это подтверждает и его сборник пьес «Пьесы естественные и сверхъестественные» (1915), пронизанный мистикой и фатализмом. В них Драйзер не видит выхода из тупика капиталистических противоречий. Капиталистический мир кажется ему безвыходной тюрьмой.

Октябрьская революция и её идеи были искренне восприняты Драйзером. Он пошел навстречу новому миру, навстречу социализму. Победа Октябрьской революции в России помогла Драйзеру увидеть просвет и обусловила новый мощный подъем его творчества[6].

Теодор Драйзер занимает в американской литературе почетное место одного из первооткрывателей новых путей художественного творчества. В его произведениях получили развитие многие лучшие традиции американской литературы — традиции Уолта Уитмена и Марка Твена, Фенимора Купера и Гарриет Бичер-Стоу, Германа Мелвилля и Генри Дэвида Торо. Своей суровой и непреклонной борьбой за правду жизни он открыл путь трезвого реалистического изображения действительности целой плеяде американских писателей — Синклеру Льюису и Шервуду Андерсону, Джону Стейнбеку и Альберту Мальцу, Эрнесту Хемингуэю и Эрскину Колдуэллу.

Семья

  • Первая жена - школьная учительница Сара Осборн Уайт. Драйзер познакомился с ней, работая газетчиком в Сент-Луисе. Они обручились в 1893 году и поженились 28 декабря 1898 года. Супруги расстались в 1909 году из-за увлечений Драйзера[25], но официально так и не развелись. Сара умерла в 1942 году[26].
  • Вторая жена - кузина Драйзера Хелен Пэтджесс Ричардсон (18941955). Он познакомился с ней в 1919 году, у них завязался роман. В течение следующих десятилетий она оставалась постоянной женщиной в его жизни, несмотря на многочисленные измены Драйзера. Пара оставалась вместе до самой смерти Драйзера[21]. Теодор и Хелен официально поженились 13 июня 1944 года.

Мнения современников о Теодоре Драйзере

В апреле 1916 года Шервуд Андерсон писал[27]:

«Теодор Драйзер стар – он очень, очень стар. Я не знаю, сколько лет он прожил, может быть, тридцать, а может быть, пятьдесят, но он очень стар... Когда Драйзер уйдёт, мы будем писать книги, много книг. В книгах, которые мы напишем, будут присутствовать все те качества, которых недоставало Драйзеру. У нас будет чувство юмора, а ведь всем известно, что у Драйзера нет чувства юмора. Более того, у нас будет изящество, легкость мазка, мечты о красоте, прорывающейся сквозь оболочку жизни.

Да, у тех, кто пойдёт за Драйзером, будет многое такое, чего у него не было. Чудо и красота Драйзера в том, что все это у нас будет благодаря ему...

Тяжелы ноги Теодора. Как легко разнести его книги «в пух и прах», посмеяться над ним. Но... топ, топ, топ – это шагает Драйзер, грузный и старый. Ноги Драйзера прокладывают нам путь, грубые, тяжёлые ноги. Они шагают через пустыню, прокладывая тропу. Со временем тропа превратится в проспект с арками над головой и изящными шпилями, пронзающими небо. И дети будут бегать по этой улице, крича друг другу: «Посмотри на меня!», позабывши о ногах Теодора.

Людям, которые пойдут за Драйзером, предстоит сделать многое. Их путь будет долог. Но, благодаря Драйзеру, нам в Америке не придётся прокладывать дорогу через пустыню. Это сделал Драйзер».

Синклер Льюис при получении Нобелевской премии в 1930 году значительную часть своего выступления посвятил значению творчества Драйзера для судеб американской литературы[28]:

«Драйзер больше, чем какой-либо другой писатель, идет в одиночестве. Обычно не признанный, часто преследуемый, он прокладывает в американской литературе тропу от викторианской хоуэлсовской застенчивости и элегантности к честности, смелости и страсти жизни. Если бы он не расчистил путь, я сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из нас попытался выразить жизнь, красоту и ужас, если только бы мы не захотели очутиться в тюрьме. Новаторство Драйзера, его «пионерство», оставило неизгладимый след в литературе США».

Один из сильнейших сторонников Драйзера при его жизни, Генри Луис Менкен заявил[29]:

«Он великий художник. Ни один другой американец его поколения не оставил столь широкого и красивого следа в национальной письменности. Американская литература до и после него отличается почти так же, как биология до и после Дарвина. Он был человеком большой оригинальности, глубокого чувства и непоколебимой смелости. Всем нам, кто пишет, лучше, потому что он жил, работал и надеялся».

Память

Экранизации произведений

Библиография

Романы
Сборники рассказов
Пьесы
Автобиографии
Публицистика
Собрания сочинений
  • Драйзер Т. Собрание сочинений. — М., Л. : Земля и фабрика, 1928—1933.
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 12 т.. — М. : ГИХЛ, 1951—1955.
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 12 т.. — М. : Правда, 1973. — (Б-ка "Огонек". Б-ка зарубежной классики).
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 12 т.. — М. : Правда, 1986. — 750 000 экз.
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 12 т.. — М. : ТЕРРА, 1997. — не указано экз.
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 10 т.. — М. : Бастион, 1997. — (Библиотека зарубежного романа).
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 8 т.. — М. : Художественная литература, 1997.
  • Драйзер Т. Собрание сочинений : в 4 т.. — М. : Мир кн.: Литература, 2002. — (Золотая серия: ЗС. Зарубежная литература).

Литература

Мемуары и воспоминания
  • Драйзер Э. Моя жизнь с Драйзером : (Страницы из воспоминаний). — Издательство иностранной литературы, 1953. — 168 с.
Исследования
  • Анисимов И. И. Мастера культуры : Анатоль Франс. Ромен Роллан. Теодор Драйзер. Генрих Манн. — 2-е изд. — М. : Художественная литература, 1971. — 288 с.
  • Батурин С. С. Драйзер. — М. : Молодая гвардия, 1975. — 335 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 12 (549)).
  • Бенни Я. О романах Теодора Драйзера // Новый мир : журнал. — 1928. — № 9.
  • Динамов С. Теодор Драйзер // Книгоноша : еженедельный журнал критики, библиографии и книжного дела. — 1926. — № 33.
  • Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. — М. : Издательство МГУ, 1957. — 319 с.
  • Засурский Я. Н. Теодор Драйзер в борьбе против американского империализма. — М. : Издательство МГУ, 1952. — 111 с.
  • Мендельсон М. О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. — М. : Художественная литература, 1971. — 103 с.
  • Раско Б. Творчество Теодора Драйзера // На литературном посту : журнал. — 1928. — № 11—12.
  • Шпакова А. П. Американская действительность в изображении Теодора Драйзера : (Роман «Американская трагедия»). — М., 1959. — 51 с. — (Знание в массы / Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР).
  • Дэвид-Фокс М. Ш. Тройная двусмысленность. Теодор Драйзер в Советской России (1927—1928): паломничество, похожее на обвинительную речь // Культуральные исследования : Сборник научных работ / Под ред. А. Эткинда, П. Лысакова. — Спб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге ; М. : Летний сад, 2006. — С. 290—319.
  • Kennel R. Theodore Dreiser and the Soviet Union, 1927—1945. A First-Hand Chronicle. — N. Y., 1969.
  • Lascol B. Theodore Dreise. — N. Y., 1925.
  • Matthiessen F. Theodore Dreiser. — N. Y., 1969.
  • Mc Donald Ed. D. Dreiser before «Sister Carrie» // The Bookman. — 1928. — Т. LXVII, № 4.
  • Mc Donald Ed. D. Th. Dreiser, A Bibliography. — Philadelphia, 1928.
  • Swanberg W. Dreiser. — N. Y., 1965.

Интересные факты

В конце своего первого европейского отпуска в апреле 1912 года Драйзер планировал вернуться в Соединенные Штаты на борту британского трансатлантического лайнера «Титаник». Однако знакомый британский издатель посоветовал писателю забронировать билет на судно подешевле. Таким образом, Драйзер счастливо вернулся в Америку на корабле Kroonland.

См. также

Примечания

  1. Документы Теодора Драйзера на сайте университета Пенсильвании. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 5 ноября 2018 года.
  2. Ю.В. Ковалев. Теодор Драйзер "открывает Америку"
  3. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Начало пути. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 27 мая 2017 года.
  4. Daniels, Howell (1971). The Penguin Companion to Literature 3: USA and Latin America (Avenel 1981 ed.). Penguin Books Ltd. p. 77.
  5. Lingeman, Richard (1993). Theodore Dreiser: An American Journey (Abridged ed.). Wiley.
  6. 6,0 6,1 Елизарова М.Е. и Михальская Н.П.: История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 в. Курс лекций. Теодор Драйзер (1871-1945). Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 20 января 2022 года.
  7. Riggio, Thomas P. (2003). Chronology (appended to Library of America edition of An American Tragedy). New York: Literary Classics of The United States, Inc. pp. 941–943. ISBN 978-1-931082-310.
  8. Избранные газетные статьи Теодора Драйзера
  9. Интервью, взятые Теодором Драййзером у его современников. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 26 марта 2022 года.
  10. Daniels, Howell (1971). The Penguin Companion to Literature 3: USA and Latin America. Penguin Books Ltd. p. 77
  11. Достопримечательности Огайо. Дом, в котором написан роман "Сестра Керри". Дата обращения: 26 июня 2022. Архивировано 6 мая 2022 года.
  12. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М., 1977, 58 с.
  13. Loving, Jerome (2005). The Last Titan: A Life of Theodore Dreiser. Berkeley: University of California Press. p. 398. ISBN 9780520234819.
  14. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. «Финансист». Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 17 мая 2017 года.
  15. Ковалев Ю.В. Каупервуд в Чикаго
  16. Fishkin, Shelley Fisher (1988). From fact to fiction : journalism & imaginative writing in America. New York: Oxford University Press. ISBN 9780195206388.
  17. Nomination archive. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  18. Dreiser, Theodore; National Committee for the Defense of Political Prisoners (1932). Harlan miners speak : report on terrorism in the Kentucky coal fields. New York: Harcourt, Brace and Co.
  19. Батурин С.С.: Драйзер. Против диктатуры денег
  20. Theodore Dreiser (1871-1945) and his Friendship to the Soviet People in 1938-1941. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  21. 21,0 21,1 Newlin, Keith (2003). "Dreiser, Helen Richardson (1894-1955)". A Theodore Dreiser Encyclopedia. Greenwood Publishing Group. p. 101. ISBN 0-313-31680-5.. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 26 марта 2022 года.
  22. Riggio, Thomas P., ed. (2003). Chronology (appended to An American Tragedy). New York: Literary Classics of The United States, Inc. p. 965. ISBN 978-1-931082-310.
  23. Cowie, Alexander, Alfred Kazin, and Charles Shapiro. "The Stature of Theodore Dreiser: A Critical Survey of the Man and His Work." American Literature 28.2 (1956): 244. Web. "he turned against his father's orthodox religion and became an atheist."
  24. Список книг и других произведений Теодор Драйзер. Дата обращения: 24 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  25. https://books.google.ru/books?id=Qqsc3zwrDtIC&pg=PA78&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false Архивная копия от 26 марта 2022 на Wayback Machine Newlin, Keith (2003). "Cudlipp, Thelma (1892-1983)". A Theodore Dreiser Encyclopedia. Greenwood Publishing Group. pp. 77–78. ISBN 0-313-31680-5.
  26. "Obituary: Theodore Dreiser Dies at Age of 74". The New York Times. December 29, 1945. Retrieved August 9, 2021.. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 6 мая 2022 года.
  27. The Little Review ( Vol. 3, No. 2)Chicago: Margaret C. Anderson, 1916-04. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 18 апреля 2022 года.
  28. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Драйзер и литература США. Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 14 мая 2017 года.
  29. Переписка Драйзера и Менкена. 1907-1945

Ссылки