Телеграфная марка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Телегра́фная ма́рка — тип почтовых марок, выпускавшихся для оплаты телеграфного сбора при отправке телеграмм[1][2]. Телеграфные марки бывают государственные и частные. Последние за рубежом издавались частными телеграфными компаниями[1]. По мнению некоторых авторов, телеграфные марки являются непочтовыми[3].

История

Первые телеграфные марки были выпущены в 1861 году в Британской Индии[≡], в 1864 году — в Пруссии и Испании, а затем в ряде других стран[2].

Телеграфные марки в большинстве стран не имели успеха и в основном были изъяты из обращения в конце XIX века.

Примеры по странам

Флаг Великобритании Великобритания

В Великобритании телеграфные марки выпускались вначале частными компаниями, а с 1876 по 1881 год — почтовым ведомством страны, после чего использовались обычные почтовые марки.

Телеграфная марка Великобритании номиналом в 5 фунтов, со штемпелем последнего дня использования (1882)

Флаг Испании Испания

Телеграфные марки в Испании впервые появились в 1864 году[≡]. Их гашение осуществляли пробиванием круглого отверстия[2].

Флаг России Российская империя

В России телеграфные марки были введены в мае 1866 года для оплаты телеграмм, подаваемых на «Санкт-Петербургский Городской Общественный Телеграф»[1][2][4]. Для депеш с количеством до 20 слов были предусмотрены штемпельные бланки ценой в 40 копеек, при количестве слов более 20 за каждые последующие 10 или менее слов дополнительно наклеивалась 20-копеечная телеграфная марка[1][4][≡].

Телеграфные марки продавались на всех станциях городского телеграфа и использовались довольно своеобразно. Они не рассылались вместе с телеграммой, а оставались на станции отправления. Получив заполненный отправителем бланк, чиновник подсчитывал сумму платежа, наклеивал на бланк телеграфные марки, гасил их телеграфным штемпелем[2] и отдавал в аппаратную для передачи адресату. После передачи телеграмм использованные бланки, по-видимому, хранились некоторое время на телеграфе и затем уничтожались. Таким образом, марки отправителям не выдавались, поэтому в коллекциях они встречаются нечасто.

Марками принималась также плата за обратный ответ и за рассылку копий телеграмм в несколько адресов по 20 копеек (1 марка) за каждую копию. Кроме Санкт-Петербурга, эти марки нигде не использовались. За передачу телеграмм на другие станции империи и за отправление телеграмм в сторону от этих станций с почтой, эстафетой или нарочным оплата производилась наличными деньгами. 3 декабря 1867 года плата за передачу депеш по Санкт-Петербургскому общественному телеграфу была снижена вдвое, поэтому на штемпельных телеграфных бланках и марках были сделаны надпечатки новой стоимости — соответственно 20 и 10 копеек[≡]. Однако уже в конце 1868 года телеграфные марки в России были изъяты из обращения и больше не издавались[1][2][4].

Флаг США США

В США частная телеграфная компания «Western Union»[≡], выпустив первую телеграфную марку в 1871 году, продолжила эту традицию в XX веке[≡][1][5]. На поздних марках этой компании изображён портрет С. Морзе, который изобрёл телеграф и телеграфный код, известным под названием «азбуки Морзе»[1].

Флаг Японии Япония

7 мая 1885 года в Японии для оплаты телеграфных расходов были выпущены телеграфные марки десяти номиналов: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 15[≡], 25 и 50 сэнов. Марки были небольшого размера и отпечатаны способом высокой печати. Вскоре руководство телеграфом из Министерства имперского строительства передали в Министерство почт и телеграфов, которое постановило, для упрощения процедуры, оплачивать услуги телеграфа почтовыми марками. Телеграфные марки в Японии были отменены 10 марта 1888 года, окончательно они вышли из употребления в 1890 году. С этих пор, вплоть до 1949 года, когда телеграфную отрасль отделили от почтовой администрации, для оплаты услуг телеграфа и телефона использовались почтовые марки.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Телеграфные марки // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 8 января 2017) Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 января 2017. Архивировано 22 апреля 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Марки телеграфные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 8 января 2017) Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июня 2021. Архивировано 8 января 2017 года.
  3. См., например, классификацию Ю. Турчинского в статье Классификация непочтовых марок, согласно которой телеграфные марки принадлежат к служебным маркам и наклейкам регистрационного, учётного и информационного назначения.
  4. 4,0 4,1 4,2 Владинец Н. И. Телеграфные марки. Почта России. Филателистический музей, литература, марки; fmus.ru. — Электронная книга. Дата обращения: 8 января 2017. Архивировано 8 января 2017 года.
  5. Гросс О., Грыжевский К. IV. В калейдоскопе марок. Телеграфные и телефонные марки // Путешествия в мире марок / О. Гросс, К. Грыжевский; Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. — 50 000 экз. Архивная копия от 1 октября 2015 на Wayback Machine (Дата обращения: 23 июня 2016)

Литература

  • Михалков А. Что такое телеграфные марки? // Филателия СССР. — 1973. — № 6. — С. 44.

Ссылки