Твёрдая научная фантастика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«На селеноцентрической орбите». Марка СССР 1967 года

«Твёрдая» нау́чная фанта́стика (англ. hard science fiction, hard SF) — категория или один из поджанров научной фантастики, к которой принято относить произведения, уделяющие внимание прежде всего вопросам науки и техники и обычно противопоставляемые «мягкой» гуманитарной научной фантастике[en].

Термин

Деление научной фантастики на «жёсткую» и «мягкую» не является общепринятой классификацией, не имеется и чётких критериев для включения произведений в какую-либо из этих категорий. В зависимости от точки зрения, под «жёсткой» научной фантастикой могут пониматься произведения различной направленности, соответственно, может меняться и перечень работ, относимых носителями данной точки зрения к «жёсткой» научной фантастике[1].

Термин hard SF введён американским писателем-фантастом и литературным критиком Петером Ш. Миллером (англ. P. Schuyler Miller) в 1957 году в его критическом отзыве на роман Дж. В. Кэмпбелла «Острова космоса» (Islands of Space), опубликованном в журнале Astounding Science Fiction[2][3][4].

Такая терминология происходит от принятого в английском языке деления науки на hard sciences — «твёрдые науки», то есть, по принятой в русском языке терминологии, естественные, и soft sciences — «мягкие науки», то есть гуманитарные. Соответственно, «твёрдая» научная фантастика основана на естественнонаучной базе и интересуется в первую очередь вопросами науки и техники, к примеру — содержит подробные и значительные по объёму описания научно-технических достижений, в то время как «мягкая» НФ черпает вдохновение в области гуманитарных, общественных наук, и обращает внимание в первую очередь на гуманитарные аспекты, такие, как влияние научно-технического прогресса на развитие общества, психологические и социальные проблемы, человеческие взаимоотношения, чувства и переживания персонажей, и тому подобное[5].

Телефоноскоп в представлении Camille Flammarion, 1911 год

Наряду с этим, впоследствии данный термин начал использоваться и в другом смысле[1]: «твёрдая» научная фантастика с этой точки зрения отличается тем, что повествование не нарушает известных научных законов, то есть основывается только на имеющейся на момент написания произведения естественнонаучной базе[6].

Оксфордский словарь научной фантастики (Brave New Words) приводит оба варианта определения[7].

Противоположный термин — «Мягкая научная фантастика[en]» введён лишь в середине 1970-х годов в противопоставление к укоренившемуся термину «твёрдая научная фантастика»[8].

«Твёрдость» научной фантастики имеет разные градации[1]. Для определения степени этой «твёрдости» порталом tvtropes.org в шутку создана даже целая шкала Мооса[9].

Термин «жёсткая»/«твёрдая научная фантастика» или «естественнонаучная фантастика» проник в русский язык ещё в советский период, и впоследствии обрёл в нём собственную жизнь. Так, советский исследователь фантастики А. Ф. Бритиков использовал термин «твёрдая научная фантастика»[10]. Этот термин (наряду с вариантом «естественнонаучная фантастика») применяется и другими российскими литературоведами[11]. В русскоязычных статьях, посвящённых классификации поджанров научной фантастики, данный поджанр зачастую именуется «научной фантастикой как таковой» или «традиционной научной фантастикой»[12], в противоположность фэнтези, «космической опере», «альтернативной истории», «криптоистории» и аналогичным жанрам.

Мария Галина в своей статье указывает, что:

Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной (hard sci-fi) фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких научных допущениях и гипотезах (создание машины времени, передвижение в космосе быстрее света, гиперпространственные тоннели, телепатия и прочее)[13].

Видные представители

Некоторые произведения жанра

Литература

Фильмы

Название Режиссёр Год Страна Источник
Метрополис (Metropolis) Фриц Ланг 1927 Германия [14]
Женщина на Луне (Frau im Mond) Фриц Ланг 1929 Германия [14]
Космический рейс Василий Журавлёв 1935 СССР [15]
День, когда остановилась Земля (The Day the Earth Stood Still) Роберт Уайз 1951 США [14]
Нечто из иного мира (The Thing from Another World) Говард Хоукс 1951 США [14]
Дорога к звёздам Павел Клушанцев 1957 СССР [16]
Космическая одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey) Стэнли Кубрик 1968 США [17][15]
Потерянные (Marooned) Джон Стёрджес 1969 США [источник не указан 1074 дня]
Штамм «Андромеда» (The Andromeda Strain) Роберт Уайз 1971 США [источник не указан 1074 дня]
Молчаливый бег (Silent Running) Дуглас Трамбулл (1972) США [17]
Солярис Андрей Тарковский 1972 СССР [17]
Тёмная звезда (Dark Star) Джон Карпентер 1974 США [17]
Космическая одиссея 2010 (2010: The Year We Make Contact) Питер Хайамс 1984 США
Парк юрского периода (Jurassic Park) Стивен Спилберг 1993 США [14]
Контакт (Contact) Роберт Земекис 1997 США [17][15][14]
Гаттака (Gattaca) Эндрю Никкол 1997 США [14]
Детонатор (Primer) Шейн Кэррут 2004 США [источник не указан 1074 дня]
Луна 2112 (Moon) Данкан Джонс 2009 США [17]
Робот и Фрэнк (Robot and Frank) Джейк Шрейер 2012 США [источник не указан 1074 дня]
Гравитация (Gravity) Альфонсо Куарон 2013 США [17][15][18]
Она (Her) Спайк Джонз 2013 США [источник не указан 1074 дня]
Европа (Europa Report) Себастьян Кордеро 2013 США [15]
Интерстеллар (Interstellar) Кристофер Нолан 2014 США, Великобритания [17][15][18]
Из машины (Ex Machina) Алекс Гарленд 2015 Великобритания [источник не указан 1074 дня]
Марсианин (The Martian) Ридли Скотт 2015 США [15][18]
Прибытие (Arrival) Дени Вильнёв 2016 США [19][18]
Живое (Life) Даниэль Эспиноса 2017 США [20][21][22]
К звёздам (Ad Astra) Джеймс Грэй 2019 США [18]

Телесериалы

Название Создатель Год Страна Источник
В поле зрения (Person of Interest) Джонатан Нолан 2011-2016 США [источник не указан 1074 дня]
Пространство (The Expanse) Марк Фергус, Хоук Остби с 2015 США [23]
Странники (Planetes) Макото Юкимура 1999-2004 Япония [15]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Westfahl, Gary  (англ.). Hard Science Fiction // A Companion to Science Fiction / David Seed. — Malden: Blackwell Pub., 2008. — С. 195—198. — ISBN 9781405112185.
  2. hard science fiction n. (недоступная ссылка). Science fiction citations. Jesse's word (25 июля 2005). — «Earliest cite: P. Schuyler Miller in Astounding Science Fiction… he called A Fall of Moondust "hard" science fiction». Дата обращения: 7 октября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  3. Hartwell, David G.  (англ.); Cramer, Kathryn  (англ.). Introduction: New People, New Places, New Politics // The Hard SF Renaissance. — New York: Tor, 2002. — ISBN 0-312-87635-1.
  4. Gary Westfahl. Introduction // Cosmic Engineers: A Study of Hard Science Fiction (Contributions to the Study of Science Fiction and Fantasy) (англ.). — Greenwood Press, 1996. — P. 2. — ISBN 0-313-29727-4.. — «hard science fiction … the term was first used by P. Schuyler Miller in 1957».
  5. Samuelson, David N. Modes of Extrapolation: The Formulas of Hard Science Fiction (англ.) // Science Fiction Studies  (англ.) : journal. — 1993. — July (vol. 20, no. 60).
  6. Джесс Шейдловер, Dictionary citations for the term «hard science fiction» Архивировано 27 сентября 2007 года.. Jessesword.com. Last modified 6 July 2008.
  7. Brave New Words (англ.) / Prucher, Jeff. — Oxford University Press, 2007. — P. 191. — ISBN 9780195305678.
  8. soft science fiction n. (недоступная ссылка). Science fiction citations. Jesse's word (25 июля 2005). — «Soft science fiction, probably a back-formation from Hard Science Fiction». Дата обращения: 7 октября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  9. Mohs Scale Of Science Fiction Hardness
  10. Бритиков А. Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга вторая. Некоторые проблемы истории и теории жанра. — СПб., 2000.
  11. См., например, Твёрдая научная фантастика // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. — Мн.: ИКО «Галаксиас», 1995. — 694 с. — ISBN 985-6269-01-6.
  12. Косарева А. Б. Мировоззренческие парадигмы фантастики (на примере отечественной фантастики XX века). Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001
  13. Галина М. С. Старая, новая, сверхновая… Журналы фантастики на постсоветском пространстве. «Новый мир» № 8, 2006 г.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 NASA назвало самые недостоверные фантастические фильмы. lenta.ru. lenta.ru (2 января 2011). Дата обращения: 9 января 2023.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 15,7 Фильмы про космос: фантастика, одобренная учёными | Мир фантастики и фэнтези
  16. Как изображают невесомость в кино | Мир фантастики и фэнтези
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,7 Contemplate Your Place in the Universe with Hard Sci-Fi Film Classics!. Tor.com (17 ноября 2014). Дата обращения: 12 августа 2017.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 In praise of hard science fiction’s amazing decade
  19. Movies of the decade: Arrival and the rise in popularity of smart sci-fi | Den of Geek
  20. Review: Life (2017) | Cult Following
  21. Meet Rhett Reese and Paul Wernick, the Writers Behind the Sci-Fi Horror Movie Life — IEEE Spectrum
  22. «Живое»: «Чужой» встречает «Гравитацию» | Мир фантастики и фэнтези
  23. Gravity is a Real Bitch: Hard Science Fiction in 'The Expanse'

Источники