Тассо, Торквато

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Торкуато Тассо
итал. Torquato Tasso
Торкуато Тассо. Портрет работы неизвестного художникаТоркуато Тассо. Портрет работы неизвестного художника
Дата рождения 11 марта 1544(1544-03-11)
Место рождения Сорренто
Дата смерти 25 апреля 1595(1595-04-25) (51 год)
Место смерти Рим
Гражданство  Италия
Род деятельности поэт, прозаик, драматург
Годы творчества с 1562
Направление Возрождение
маньеризм
Жанр поэма, трактат, диалог, драма, ода, канцона, мадригал, сонет
Портрет Торквато Тассо (1590-е)

Торкуа́то Та́ссо (итал. Torquato Tasso; 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — итальянский поэт XVI века, автор поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575).

Биография

Детские и юношеские годы

Тассо родился в 1544 в Сорренто в аристократической семье. Его мать Порция дей Росси была неаполитанкой по происхождению. Тассо родился в отсутствие своего отца, Бернардо Тассо, занимавшего в то время должность секретаря Ферранте Сансеверино, салернского князя. Отец вернулся в Сорренто в январе 1545; летом того же года перебрался в Салерно, где прошло раннее детство Торкуато. Затем Бернардо был отправлен в ссылку; с 1550 жил с семьёй в Неаполе. Торкуато учился в иезуитской коллегии, блестяще овладел латынью, греческим языком и риторикой. В 1554 Бернардо Тассо получил дозволение жить в Риме; родители его жены запретили ей следовать за ним, и Торкуато отправился к отцу в одиночку. В 1556 Порция скоропостижно скончалась при неясных обстоятельствах. Вскоре Бернардо отправил сына к своим родителям в Бергамо, а сам служил в Урбино, у Гвидобальдо Урбинского. Через несколько месяцев сын присоединился к нему; здесь Торкуато усердно занимался древними писателями, особенно Вергилием и Гомером. Его товарищем по играм был юный Франческо Мария II делла Ровере. Весной 1559 Бернардо отправился в Венецию, чтобы следить за выходом в свет своей поэмы «Амадиджи»; сын последовал за ним. В это время Торквато сочиняет свои первые стихотворения (некоторые из них вошли в коллективный сборник 1561 года) и задумывает поэму «Ринальдо», где рисуется идеальный рыцарь, руководимый честолюбием и любовью к даме. Материал взят из классических авторов; встречаются прямые заимствования из Вергилия и Ливия. На досуге Торквато хорошо изучил Платона и Аристотеля, занимался Данте и писал комментарии к «Божественной Комедии». В 1560 году отец отправил сына в Падую изучать юриспруденцию, которая могла бы его обеспечить материально; но в здешнем университете Тассо гораздо более занимался поэзией и философией, чем правом. Особенно значительный вклад в интеллектуальное развитие Торкуато внёс Спероне Сперони. В 1562 году в Венеции вышла в свет поэма «Ринальдо». В 1563-начале 1564 года Торквато продолжил обучение в Болонье, но был вынужден покинуть город из-за направленных против соучеников и профессоров сатир.

Мантуя и Феррара

По приглашению молодого принца Шипионе Гонзага Торкуато вернулся в Падую, где продолжил обучение и был избран членом Академии Этереи; выступал в стенах Академии с чтением своих стихов. Находясь летом 1564 года в Мантуе, полюбил Лауру Пеперара, посвятил ей ряд стихотворений. Окончил университет летом 1565 года и по приглашению кардинала Луиджи Д’Эсте (брата герцога Феррарского) прибыл в Феррару. Был благосклонно принят при дворе герцога Альфонса II Феррарского: его учёность и поэтический талант придавали новый блеск двору. На первых порах Тассо был ослеплен и очарован феррарским двором. Особенно ценили его придворные дамы, во главе которых стояли Марфиза д’Эсте и сестры герцога - Лукреция и Элеонора. При дворе Тассо познакомился с известными литераторами, включая Б. Гварини и Дж. Пинью. В октябре 1570 года Тассо вместе с кардиналом Луиджи Д’Эсте отправился во Францию, где познакомился с Пьером Ронсаром; однако уже в марте следующего года из-за материальных затруднений своего покровителя покинул Париж. По возвращении недолго находился в Ферраре; с января 1572 года получал жалованье при дворе герцога, не выполняя никаких определённых функций; сопровождал герцога в поездках в Рим, Пезаро, Венецию. В 1573 году Тассо написал пасторальную драму «Аминта», которая является одним из наиболее известных его сочинений. Работа над «Освобождённым Иерусалимом» была завершена в апреле 1575 г. После завершения работы посетил Рим по случаю юбилейного года. На протяжении всего 1576 года усердно, порой мучительно работал над усовершенствованием поэмы. В апреле того же года, на Пасху посетил Модену, в сентябре произошла публичная стычка Тассо с неким Эрколе Фуччи, в ходе которой поэт получил сильный удар палкой по голове; вернулся в Модену, где слагал стихи в честь здешней поэтессы Тарквинии Мольца; вернулся в Феррару в январе 1577 года.

Сорренто. Памятник Торкуато Тассо работы Дженнаро Кали

Начало болезни

«…К середине 70-х годов у него стали обнаруживаться всё более явные признаки мании преследования: болезненная подозрительность, переходящая в навязчивые страхи и разрешившаяся в один июньский день 1577 г. приступом безумия — на глазах Лукреции Д’Эсте он напал с ножом на слугу. Подвергнутый аресту в герцогском дворце, он в ночь на 27 июля бежал, переодешись в чужое платье, и отправился через всю Италию в Сорренто, к сестре, где, не доверяя ей, также поначалу выдавал себя за другого. Но и здесь, даже убедившись в родственной преданности Корнелии, он долго не задержался, и следующие полтора года прошли в метаниях между Римом, Мантуей, Венецией, Пезаро, Турином, пока в феврале 1579 г. он вновь не оказался в Ферраре в канун бракосочетания герцога и Маргариты Гонзага. В разгар свадебных торжеств, 11 марта, в день его тридцатипятилетия, им вновь овладело безумие, он обрушился с угрозами на придворных и был отправлен не в тюрьму даже, а в лечебницу, где его как буйнопомешанного посадили на цепь»[1]

Пребывание в «Святой Анне»

Э. Делакруа. Тассо в больнице Св. Анны

В больнице Святой Анны поэт в итоге провёл семь лет, однако условия его содержания не всегда были одинаково суровыми. Временами его вывозили за город и, по-видимому, иногда ему дозволялось прогуливаться по улице, что делает вполне вероятной встречу Тассо с Мишелем Монтенем, находившимся в Ферраре в ноябре 1580 года. И действительно, в «Опытах» содержится упоминание о жалком состоянии великого итальянского поэта; при этом, однако, в своём путевом дневнике Монтень обходит эту (гипотетическую!) встречу молчанием[2]. В июле 1586 года друг Тассо Винченцо Гонзага отвёз поэта в Мантую, где он мог в относительном спокойствии работать, но довольно скоро с тем случился новый приступ болезни. В октябре 1587 года Тассо бежал из больницы, через Болонью отправился в Рим, а затем в марте 1588 г. прибыл в Неаполь и поселился в монастыре оливетанцев.

Последние годы

В ноябре 1588 года Тассо вновь отправился в Рим, где жил под покровительством Шипионе Гонзага до августа 1589 года; в связи с неадекватным поведением был изгнан и вернулся в монастырь. В 1590—1591 поочерёдно жил во Флоренции, Риме, Мантуе. В январе 1592 по приглашению Маттео Капуанского, принца Конка, отправился в Неаполь. В последние годы жизни поэт создаёт новую версию своего главного труда — поэму «Завоёванный Иерусалим», которая выдержана в русле идеологических установок Контрреформации. По словам Н. Г. Елиной, в «Завоёванном Иерусалиме» «усилилась риторика и религиозная патетика; поэма стала монументальнее и тяжелее. Нарушилось равновесие между различными стилями, характерное для Освобожденного Иерусалима»[3].

В ноябре 1594 года получил от папы приглашение прибыть в Рим, чтобы его как великого поэта короновали на Капитолийском холме. Прибыв туда совершенно больным, Тассо в апреле 1595 года нашёл приют на холме Яникул, в монастыре Сант-Онофрио, где, как ему казалось, воздух был для него более целительным. 25 апреля 1595 года, так и не дожив до коронования, Торквато Тассо умирает. Великий поэт похоронен в Трастевере, в церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо.

Надгробие Торквато Тассо в римской церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо

Библиография

Торквато Тассо. Портрет работы Якопо Бассано.

Основные сочинения

  • Поэма «Ринальдо» (1562).
  • «Любовные стихотворения» (15811593).
  • Пасторальная драма «Аминта» (1573, опубл. 1580).
  • Трагедия «Король Торрисмондо» (в первом варианте «Галеальт король Норвегии», ок. 1574, переработана в годы пребывания в Св. Анне).
  • Поэма «Освобождённый Иерусалим» (15591575).
  • Сильно переработанная версия поэмы под названием «Завоёванный Иерусалим» (1593).
  • Трактат «Рассуждение о поэтическом искусстве» (1587).
  • Незавершённая поэма «Гора Оливето» (1588).
  • Философская поэма «Сотворённый мир» (15921594, опубл. 1607), перекликающаяся с поэмой Дю Бартаса «Седмица».
  • Трактат «Рассуждение о героической поэме» (1597).
  • Диалоги на философские, эстетические, этические и социальные темы (публиковались с 1580).

Переводы на русский язык

  • Освобожденный Иерусалим, пер. с французск. М. Попова, ч. 1—2, М., 1772; то же, 2 изд., ч. 1—2, М., 1787;
  • Освобожденный Иерусалим, перевел с итал. подлинника А. Ш[ишков], ч. 1—2, СПБ, 1818—1819;
  • Освобождённый Иерусалим, пер. С. Москотильникова, ч. 1—2, М., 1819; то же, 2 изд., ч. 1—2, М., 1820—1821;
  • Освобожденный Иерусалим, пер. С. А. Раича, ч. 1—4, М., 1828;
  • Освобожденный Иерусалим, пер. с итал. А. Мерзлякова, ч. 1—2, М., 1828;
  • Освобожденный Иерусалим, пер. Ф. В. Ливанова, ч. I, СПБ, 1862;
  • Освобожденный Иерусалим, перевел с итал. размером подлинника, Д. Мин, 3 тт., изд. А. С. Суворина, СПБ [1900] (в серии: Дешевая биб-ка, NN 208—210);
  • Освобожденный Иерусалим, пер. В. С. Лихачова, кн. 1—4, изд. А. А. Каспари, СПБ [1910] (прилож. к журн. «Родина»);
  • Освобожденный Ерусалим, пер. Ореста Головнина (Р. Брандта), т. I—II, М., 1911—1912;
С. Щедрин. Дом Торкуато Тассо в Сорренто. 1820
  • Освобожденный Иерусалим (Песни I—III) / Пер. А. Б. Махова // Дантовские чтения. 2004. / Под общ. ред. А. Илюшина. — М., 2005. — С. 184—242.
  • Освобожденный Иерусалим / Пер. В. С. Лихачева; подготовка текста, предисл., коммент. А. О. Дёмина. — СПб.: Наука, 2007.
  • Освобожденный Иерусалим / Пер. с итал., предисл. и примеч. Р. Дубровкина. — СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2020.
  • Освобожденный Иерусалим / Пер. с итал., предисл. и примеч. Р. Дубровкина. — М.: Водолей, 2022.
  • Тассовы мечтания, пер. с итал. Н. Остолопова, 2 изд., СПБ, 1819;
  • Аминта (Пастораль), пер. в стихах М. Столярова и М. Эйхенгольца, вступ. ст. и комментарии М. Эйхенгольца, Гос. изд., М., 1921; то же, изд. «Academia», М. — Л., 1937.

Тассо в российской критике

  • Батюшков К. Н. Сочинения, изд. П. Н. Батюшковым, т. II, СПБ, 1885 [ст. «Ариост и Тасс» и Заметки К. Н. Батюшкова на принадлежавшем ему экземпляре «Gerusalemme Liberata»];
  • Корелин М. Торкуато Тассо и его век, «Исторический вестник», 1883, NN 7—9; Ла-Барт Ф. де, Беседы по истории всеобщей литературы, ч. I, изд. 2, М., 1914; Овэтт А., Итальянская литература, Гос. изд., М., 1922;
  • Каплинский В. Я. Теория эпоса молодого Тассо, «Ученые записки Саратовского гос. им. Н. Г. Чернышевского ун-та», т. VII, вып. III, Саратов, 1929;
  • Эйхенгольц М. Пастораль Тассо «Аминта» и феррарский театр в конце XVI века, в кн.: Тассо Т., Аминта, М. — Л., 1937.
  • Пильщиков И. А. Батюшков и литература Италии: Филологические разыскания, Под редакцией М. И. Шапира. — Москва: Языки славянской культуры. — 2003. — 314 с. (Philologica russica et speculativa; T. III).

Переводчики на другие языки

Примечания

  1. Андреев М. Л. Торкуато Тассо // История литературы Италии. Том II. Возрождение. Книга 2. Чинквеченто. М., ИМЛИ РАН. —2010. — С. 578—579.
  2. Чекалов К. А. Мишель Монтень в поисках несовершенного языка // Мультилингвизм и генезис текста. Материалы международного симпозиума 3-5 октября 2007. М., ИМЛИ РАН. — 2010. — С. 264.
  3. Н. Г. Елина. Торквато Тассо, закат Возрождения, возникновение маньеризма, тенденций классицизма и зарождение барокко в Италии Архивная копия от 7 июня 2012 на Wayback Machine

Ссылки