Тактовое ударение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Tа́ктовое ударе́ние (также синтагматическое ударение, синтагменное ударение) — выделение в процессе произношения текста наиболее важного слова внутри одной синтагмы (речевого такта), разновидность ударения. Если фраза состоит из одной синтагмы, совпадает с фразовым ударением.

Выделение слова с помощью синтагматического ударения (и, тем самым, перемещение остальных слов «в тень») используется в нескольких целях:

  • помощь в понимании текста;
  • определение порядка слов в синтагме и их фонетическая «спайка»;
  • облегчение определения границ синтагмы (так как обычно располагается в её конце).

При сценическом исполнении синтагменное ударение обычно обозначается повышением голоса[1].

Позиция

В русском языке слова обычно расположены в прогрессивной последовательности с сильным семантическим элементом в конце, что приводит к нормативной конечной позиции синтагматического ударения:

Собор Василия Блаженного / это русское чудо / поистине застывшая музыка.

Неконечная позиция синтагматического ударения характерна для аффектированной речи (до 55 % в разговоре) и поэзии (до 25 %):

Чей это конь неутомимый / Бежит в степи необозримой?
А. С. Пушкин

Примечания

  1. Великая Е. В. О фоностилистических особенностях сценической речи Архивная копия от 21 января 2022 на Wayback Machine. // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1. С. 43-49.

Литература

  • Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. ударение // Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. — 1976.. // Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.
  • Н. Черемисина-Ениколопова. Законы и правила русской интонации. М., ФЛИНТА, 2013. С. 123.