Тай, Жан де ла

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жан де ла Тай
фр. Jean de la Taille
Jean de la Taille.jpg
Дата рождения между 1533 и 1540 гг.
Место рождения замок Bondaroy, около Питивье
Дата смерти между 1611 и 1616 гг.

Жан де ла Тай (Тайль; фр. Jean de la Taille; ок. 1540 — ок. 1611) — французский поэт и драматург.

Биография и творчество

Происходил из старинного знатного рода, обосновавшегося в Босе не позднее XIII века. Учился в университете Орлеана, затем перебрался в Париж, где посещал различные поэтические кружки (посещал курсы гуманиста Марка Антуана Мюре).[1]

Он был одним из приближенных Генриха Наваррского и посвятил своего «Образцового государя» королю, почтившему его своей дружбой. Его книга, написанная в 1573 году, то есть год спустя после Варфоломеевской ночи, свидетельствует об эволюции его политической мысли. Само название книги «Образцовый государь» показывает, что автор намерен бороться против бытующего среди протестантов мнения о том, что власть короля надо урезать в пользу собраний или городов. В этой книге, он отступает от традиционных монархических принципов, хотя и не полностью порывает со своими надеждами монархомаха. В сфере религии он, как и другие протестанты, разумеется, выступает за свободу вероисповедания.

Он писал комедии, трагедии и считался создателем ряда театральных правил, которые утвердились в следующем веке, в эпоху классицизма. Принадлежал к «Плеяде», ученик Ронсара и друг Дю Белле, шедший по их стопам, но имеющий и самостоятельное значение. Его сатиры, первые образцы этого рода, предвосхищают жанр Воклэна де ла Френе. В «Art de la tragedie» Тай восставал против соти, моралите и «иных горьких пряностей, которые портят наш язык» и одновременно со Скалигером указывал на закон трёх единств.

Его трагедия «Saul le furieux» характерна своей искренностью, связанной с её религиозным мотивом; её библейский сюжет, избавивший автора от гнета античных образцов, дает Лансону право назвать «Саула» одной из интереснейших трагедий XVI века. Ла Тайль проявляет большое психологическое мастерство в изображении омраченного сознания Саула, его душевных колебаний, его борьбы против высших сил. «Art de la tragedie» и «Saul» напечатаны в первом издании сочинений Тая (1572); во втором (1573) к ним присоединены трагедия «Les Gabaonites» и комедия в прозе «Les Corrivaux»; ему же принадлежит «Discours notable des duels» (1607). Де ла Таю приписывают «Histoire abregee des singeries de la Ligue» (1595), которая имела много изданий вместе с Меннипповой Сатирой.

Свои теоретические взгляды изложил в трактате «Искусство трагедии», где отзывается с презрением о театре, «пригодном только для простонародья».[1] Частично опираясь на опыт Жака Гревена, автора «Юлия Цезаря», или Этьена Жоделя формулирует правило трех единств и определяет сюжет трагедии — великие несчастья, обрушивающиеся на государей из-за «непостоянства фортуны» или жестокости тиранов. Несчастья, ожидающие героев, уже известны, поэтому не требовал изображения действия.[2] Также выражает сожаление, что во Франции мало хороших пьес и что даже эти пьесы не ставятся в настоящем театре вследствие невежества дворян и придворных. Также следует отметить, что драматурги-протестанты, преследуя открыто проповеднические цели, стремились воздействовать на широкие массы верующих и потому создавали трагедии на библейские сюжеты, хотя использовали при этом структуру античной драмы.[2]

Его брат Жак де ла Тай (Jacques de la Taille, 1542—1562) написал две трагедии, «Daire» и «Alexandre» (1573), и «Discours sur la maniere de faire des vers en francois comme en grec et en latin» (1573).

Известные высказывания

  • «Нужно всегда представлять историю или сюжет в один и тот же день, в одно и то же время и в одном и том же месте».[3]

Примечания

  1. Французская литература, приход малерба и конец французского ренессанса. www.cultin.ru. Дата обращения: 24 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.
  2. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ ПЛЕЯДЫ И ДРАМАТУРГИЯ РЕНЕССАНСА (рус.), fleur-de-lis.forumei.org. Архивировано 24 февраля 2017 года. Дата обращения 24 февраля 2017.
  3. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Зачатки классицизма.. svr-lit.ru. Дата обращения: 24 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.

Литература

  • А. Г. Тайль, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Виппер Ю. Б. Поэзия плеяды: Становление литературной школы. — М.: Наука, 1976. — 432 с. — 14 500 экз.
  • Михайлов А. Д. Поэзия плеяды // История всемирной литературы : в 9 т.. — М. : Наука, 1985. — Т. 3 : Литература эпохи Возрождения: XIV—первой четверти XVII вв. / Отв. ред. Н. И. Балашов. — С. 255—262. — 816 с. — 60 000 экз.
  • История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956.
  • Некрасова, И.А. Религиозная драма и спектакль XVI-XVII веков / Инна Некрасова. – СПб. : Гиперион, 2013. – 365 с.
  • Некрасова, И.А. Трагедия «Неистовый Саул» Жана де Ла Тайля в истории французской ренессансной драмы // Памяти Льва Иосифовича Гительмана: Сборник статей. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2012. – С. 177-189.
  • Таллеман де Рео. Генрих Четвертый // Занимательные истории / пер. с фр. А. А. Энгельке. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. — С. 7-16. — (Литературные памятники). — 50 000 экз.
  • Констан Ж. М. «Повседневная жизнь французов во времена Религиозных войн». Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества. М.: Молодая гвардия. 2005. — С. 370.
  • Corinne Noirot-Maguire, «Conjurer le mal : Jean de La Taille et le paradoxe de la tragédie humaniste », EMF: Studies in Early Modern France 13, "Spectacle in Late Medieval and Early Modern France," eds. J. Perselanim, 2010, p. 121-43.