Тажуризина, Зульфия Абдулхаковна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зульфи́я Абдулха́ковна Тажури́зина
Тажуризина, Зульфия Абдулхаковна.jpg
Дата рождения 22 июня 1932(1932-06-22) (91 год)
Место рождения Казань, СССР
Научная сфера религиоведение
философия религии
Место работы МГУ имени М. В. Ломоносова
Альма-матер Горно-Алтайский педагогический институт
МГУ имени М. В. Ломоносова
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание профессор
Ученики М. В. Васильев
В. В. Шмидт
Известна как философ и религиовед, специалист в области философии религии
Награды и премии Заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова

Зульфи́я Абдулха́ковна Тажури́зина (22 июня 1932, Казань, СССР10 марта 2022, Россия[1]) — советский и российский философ и религиовед, специалист в области философии религии[2], сторонница научного атеизма. Доктор философских наук (1992), профессор (1994). Заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова (2005)[3][4]. Одна из авторов «Философского энциклопедического словаря», «Атеистического словаря» и «Религиоведение. Энциклопедический словарь».

Биография

Родилась в Казани 22 июня 1932 года, однако зарегистрирована была 26 июня в с. Красная Горка Нижегородской области[2][5]. Происходит из мишарского рода Тажуризиных — «концентрация людей с выдающимися способностями к культурному просвещению народа», куда входили «имамы и педагоги, книгоиздатели и просветители, алимы и философы… на протяжении двухсот лет»[6]. Является потомком одновременно «трёх известных семейств — великого просветителя татар Марджани, казанских книгоиздателей Каримовых и сафаджайского домашнего муллы Тажризы Хабибуллина»[6].

В 1955 году окончила философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, а 1964 году аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии[2].

В 19561958 годы — ассистент кафедры общественных наук Горно-Алтайского педагогического института.

В 1958—1965 годы — учитель истории в школе в г. Стерлитамака[2].

С 1965 года работает на кафедре теории и истории атеизма и религии (ныне — кафедра философии религии и религиоведения) отделения философии религии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова[2]. С 1969 года — доцент, с 1993 года по 2016 год — профессор[2][5][7].

В 1966 году в МГУ имени М. В. Ломоносова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Учение Николая Кузанского о бытии и познании»[2][5][8].

В 1992 году в МГУ имени М. В. Ломоносова защитила в форме научного доклада диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Свободомыслие в отношении религии как явление духовной культуры»[2][5][9].

В 1994 году присвоено учёное звание профессора[7].

Подготовила 15 кандидатов наук[5].

Автор более 60 научных работ[5].

Мировоззренческие взгляды

Относит себя «к числу последовательных атеистов», считая, что «атеизм — вовсе не уничтожение храмов и культуры в целом» и если давать определение атеизму самыми простыми словами, то «это признание самодостаточности природы и естественного, человеческого, происхождения религии»[10]. Говорит, что «Я сторонник гуманистического марксистского атеизма. Если мне пришлось бы выбирать между циничным, жестоким, аморальным неверующим и высоконравственным верующим — я бы, разумеется, выбрала последнего»[10].

Член Российского гуманистического общества[11].

Исследовательская деятельность

В работах З. А. Тажуризиной представлено многоуровневое осмысление свободомыслия по отношению к религии как социокультурного феномена. Установлены основные направления развития и сделана попытка предугадать будущее свободомыслия, включая и атеизма. Также ей исследовался понятийный набор знаний о свободомыслии, делалась попытка понять исторический смысл и содержание тех понятий, которыми оно обозначается в своём действительном проявлении. Ей «определяется роль свободомыслия в освобождении различных форм духовной деятельности общества от религии, в развитии культуры мирных отношений между людьми, в воспитании гражданского и интеллектуального мужества»[2].

Отзывы

Российский философ, писатель и публицист Д. Е. Галковский приводит слова Тажуризиной, сказанные в 1985 году в ходе обсуждения[12] вышедшего Философского энциклопедического словаря, и даёт им оценку:

Особенно злобствовали «научные атеисты» Тажуризина и Крывелёв:
Тажуризина: «Исключение из библиографии некоторыми авторами статей словаря работ классиков марксизма … дело не безобидное… В статье „Время искать“ (Правда, 1983, 15 мая) обращено внимание на недопустимость поверхностных, односторонних оценок исторических фактов, общественных процессов и явлений, отхода от чётких классовых оценок при обращении к религиозной проблематике. По-видимому, пора осмыслить причины появления таких тенденций в нашей философской, исторической и художественной литературе»[13]

Философ, культуролог, литературовед, лингвист М. Н. Эпштейн считает, что З. А. Тажуризина

крупнейший специалист по свободомыслию Средних веков и Возрождения[14].

Кандидат богословия, доцент и заведующий кафедрой философии ПСТГУ В. П. Лега в своей рецензии на «Религиоведение. Энциклопедический словарь» по поводу статей, написанных З. А. Тажуризиной, отмечает, что

Например, в статье «Атеизм» З. А. Тажуризина связывает распространение атеизма в Новое время с «прогрессивными сдвигами в обществе», а падение социальной потребности в атеизме в современной России связывается исключительно с нестабильностью и утратой большинством населения надежд на лучшее будущее. В этих словах автора так и просматривается марксистское учение об «опиуме народа». […] Наряду с вполне грамотными и выдержанными статьями Ф. Овсиенко, И. Давыдова, К. Антонова, встречаются и явно идеологически (атеистически) направленные статьи. Особенно отличаются в этом плане статьи З. Тажуризиной. […] Так, в статье «Спиноза» З. Тажуризина справедливо указывает, что голландский философ разделял понятия религии (суеверия) и истинной религии, подвергая критике первую и отстаивая философскую истинность последней. Но в статье приводятся многочисленные аргументы против религии, и очень мало — в пользу истинной религии, так что у читателя может создаться искаженное представление о понимании Спинозой религии. Из статьи этого же автора «Ломоносов» может создаться искаженное представление об этом учёном как о рьяном противнике Церкви[15].

Религиовед Е. С. Элбакян в передаче Я. Г. Кротова «С христианской точки зрения» на Радио Свобода про статью «Атеизм» сказала, что

Конечно, статья «Атеизм» присутствует, написана профессором Тажуризиной Зульфией Абдулхаковной. Вполне классическая статья, которая рассказывает, что такое атеизм, как духовное явление, как отрицание Бога и так далее, и историю его, вопросы, в совершенно спокойном тоне она написана[16].

Протодиакон А. В. Кураев вспоминал:

В начале 80-х годов студентам кафедры атеизма МГУ проф. Зульфия Тажуризина жаловалась, что неравны силы атеистов и попов в СССР: у нас "Настольная книга атеиста" это только один том, а у попов "Настольная книга священнослужителя" — аж 4 тома! Атеистических лекторов учат между делом в "Ленинском университете миллионов", а каждый поп отучился 8 лет в семинарии-академии! Ну как тут с ними поспоришь![17].

Научные труды

Монографии

  • Тажуризина З. А. Философия Николая Кузанского. / под ред.: В. В. Соколов. — М.: Издательство МГУ, 1972. — 148 с.
  • Тажуризина З. А., Боголюбова Е. В. Буржуазный гуманизм: иллюзии и реальность. — М.: Знание, 1975. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Этика; 10).
  • Тажуризина З. А. Буржуазный атеизм в прошлом и настоящем. — М.: Знание, 1976. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике: Серия "Научный атеизм" 3).
  • Тажуризина З. А. Закономерности развития атеизма. — М.: Знание, 1978. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Научный атеизм". № 7).
  • Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 206 с.
  • Тажуризина З. А. Творческая сущность атеизма. — М.: Знание, 1981. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике).
  • Никонов К. И., Тажуризина З. А. Критика идеологических основ православного монашества. — М.: Знание, 1982. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике).
  • Тажуризина 3. А. Буржуазный атеизм. // История и теория атеизма. / Под ред. М. П. Новикова. — М.: Мысль, 1982. – С. 267–289.
  • Тажуризина З. А. Атеизм и свободомыслие в духовной жизни русского народа. — М.: Знание, 1986. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм»; № 9)
    • Тажуризина З. А. Освещение дневным светом или паникадилом // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 227–232.
  • Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения / З. А. Тажуризина, А. Д. Сухов, М. М. Шахнович и др.; под ред. А. Д. Сухова; Ин-т философии АН СССР. — М.: Мысль, 1986. — 285 с.
  • Тажуризина З. А. Идеи свободомыслия в истории культуры. — М.: Издательство МГУ, 1987. — 224 с.
    • Тажуризина З. А. Некоторые аспекты взаимодействия светского и религиозного в период господства религии в общественном сознании // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 233–252.
  • Тажуризина З. А. Свободомыслие и мир // Воспитать атеиста / под общ. ред. Д. М. Угриновича; сост. Р. Н. Данильченко, З. А. Тажуризина. — М., 1988. — С. 284—298.
  • Тажуризина З. А., Савельев В. Н. Атеистическое просвещение молодёжи в период перестройки. — М.: Центральный Дом научного атеизма, 1989. — 40 с.
  • Тажуризина З. А. Понятие атеизма в истории европейской мысли (от античности до Нового времени) // Лекции по религиоведению / под ред. И. Н. Яблокова. — М., 1998. — С. 67—86.
  • Тажуризина З. А. Философия религии Б. Спинозы // Мудрый и вечно молодой Б. Спиноза. — М.: Изд-во РАГС, 1999. — С. 93—107.
  • Никонов К. И., Тажуризина З. А. Протестантизм // История религии. В 2 томах. Т. 2. — М.: Высшая школа, 2004.
  • Тажуризина З. А. Философия Николая Кузанского. / под ред. В. В. Соколова. — 2-е, стер. изд. — М.: Книжный дом "Либроком", 2009. — 148 с. (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-01064-1
  • Тажуризина З. А. Из истории свободомыслия. Очерки разных лет. — М.: Академический проект, 2017. — 523 с. (Философские технологии: избранные философские труды). ISBN 978-5-8291-2096-2
  • Иванеев С. В., Тажуризина З. А. Свободомыслие и атеизм: идеи и лица. — М.: Академический проект, 2018. — 270 с. — (Философские технологии: Избранные философские труды).

Энциклопедии и словари

  • Тажуризина З. А. Свободомыслие в отношении религии.// Религиоведение: Энциклопедический словарь. — М.: Академический проект, 2006. — С. 961-962.

Статьи

  • Тажуризина З. А. Мистификация обыденных отношений в суевериях // Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания / под ред. И. Д. Панцхава. — М., 1969. — С. 68—88.
    • Тажуризина З. А. Мистификация обыденных отношений в суевериях // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 193–202.
  • Тажуризина З. А. Исследование проблем истории атеизма за десять лет в СССР (1967—1977) // Вестник Московского университета. Серия «Философия». — 1977. — № 6.
  • Тажуризина З. А. Николай из Кузы // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод / Общ. ред. и вступит. статья З. А. Тажуризиной. — М.: Мысль, 1979. — С. 5—45. — 488 с. — (Философское наследие). — 150 000 экз.
    • Тажуризина З. А. Николай из Кузы // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 203–221.
  • Тажуризина З. А. Четырнадцать веков борьбы свободомыслия против религии (Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. — 447 с.) // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1981. — С. 85–88.
    • Тажуризина З. А. Четырнадцать веков борьбы свободомыслия против религии (Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. — 447 с.) // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 222–226.
  • Тажуризина З. А. Богоборчество как социально-психологическое явление // Актуальные проблемы теории и практики научного атеизма. — М.: Издательство МГУ, 1985. — С. 71—90.
  • Тажуризина З. А. Свободомыслие и мир // Воспитать атеиста/ подобщ. ред. Д. М. Угриновича; сост. Р. Н. Данильченко, З. А. Тажуризина. — М., 1988. — С. 284–298.
    • Тажуризина З. А. Свободомыслие и мир // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 253-258.
  • Тажуризина З. А. Общение студента и преподавателя: возможности духовного взаимообогащения // Современное студенчество: Актуальные вопросы образования и воспитания: сб. статей. — М., 1992.
  • Тажуризина З. А. О разнообразии типов неверующих // Человек–Философия–Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4–7 июня 1997 г.): В 7 т. Т. 5: Философия в мире знания, техники и веры. — СПб., 1997. — С. 431–433.
  • Тажуризина З. А. «Я постоянно мыслил ясно и свободно». Людвиг Фейербах. К 200-летию со дня рождения (28.VII.1804 – 13.IX.1872) // Здравый смысл. — 2004. — № 3 (32).
  • Тажуризина З. А. Проблемы теории свободомыслия в творчестве Л. Фейербаха // Философия свободомыслия. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С. 115—138.
  • Тажуризина З. А. Социальная потребность в атеизме существует и в наши дни // Марксизм и современность. — 2005. — № 1-2. — С. 116—126.
  • Тажуризина З. А. Антирелигиозное движение в СССР (псевдоним — Улина Х. Ш.) // Марксизм и современность. — 2005. — № 1-2. — С. 121—127.
  • Тажуризина З. А. И это тоже католицизм // Марксизм и современность. — 2005. — № 3-4. — С.77—81;
  • Тажуризина З. А. И это тоже католицизм // Марксизм и современность. — 2006. — № 1-2. — С. 71—75.
  • Тажуризина З. А. О философии религии и о «незримом теологическом факультете» // Марксизм и современность. — 2006. — № 3. — С. 42—46.
  • Тажуризина З. А. Российское свободомыслие конца XIX — начала XX в. // Марксизм и современность. — 2009. — № 1. — С. 61—70.
  • Тажуризина З. А. Религия и революционная идеология (к 100-летию выхода в свет работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм») // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 1. — С. 51—72.
  • Тажуризина З. А. Творчество Жана-Мари Гюйо в контексте французского свободомыслия второй половины XIX в // Здравый смысл. — 2010. — № 4 (57).
  • Тажуризина З. А. Гуманистическое свободомыслие Жана Мари Гюйо // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2010. — № 3. — С. 157—187.
  • Тажуризина З. А. Исследование истории атеизма в СССР (20-30-е годы) // Вопросы религии и религиоведения. — Кн. 1(I). — М., 2010. — С. 349—357.
  • Тажуризина З. А. Зачем нужно знать историю свободомыслия верующим и неверующим? // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. — 2011. — № 3 (36). — С. 366—377.
    • Тажуризина З. А. Зачем нужно знать историю свободомыслия верующим и неверующим? // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 259–263.
  • Тажуризина З. А. Светская культура — основа возрождения России // Здравый смысл. — 2011—2012. — № 4 (61)—1 (62). — С. 91—98.
  • Тажуризина З. А. Традиции русской философии. А. Д. Сухов. Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития // Философские науки. — 2013. — № 5. — С. 152—157.
  • Тажуризина З. А. «Атеофобия» в истории христианства и свободомыслия // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 2015. — № 1. — С. 81—95. (копия)
  • Тажуризина З. А. «Атеофобия» в истории христианства и свободомыслия // Философия и общество. — 2015. — № 1-2 (76). — С. 140—155.

Рецензии

  • Тажуризина З. А. Четырнадцать веков борьбы свободомыслия против религии (Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. — 447 с.) // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 1981. — С. 85—88.

Публицистика

Интервью

Примечания

  1. Памяти З. А. Тажуризиной. Философский факультет МГУ. Дата обращения: 13 марта 2022.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Алексеев, 2002.
  3. Учёный совет Московского университета Постновляет: Присвоить в 2005 году звание «Заслуженный профессор Московского университета» Архивная копия от 11 декабря 2014 на Wayback Machine // Газета «Московский университет». — № 4 (4153). — январь 2006
  4. Заслуженные профессора Московского университета (2005) Архивная копия от 27 декабря 2012 на Wayback Machine // Официальный сайт МГУ имени М. В. Ломоносова
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Тажуризина Зульфия Абдулхаковна Архивная копия от 11 декабря 2014 на Wayback Machine // Официальный сайт Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
  6. 6,0 6,1 Маркус, Шмидт, 2012, с. 182.
  7. 7,0 7,1 Зульфие Абдулхаковне Тажуризиной Архивная копия от 11 марта 2022 на Wayback Machine // Официальный сайт МГУ имени М. В. Ломоносова, 21.09.2016
    • Тажуризина, Зульфия Абдулхаковна. Учение Николая Кузанского о бытии и познании: дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.00. — Москва, 1966. — 234 с.
    • Тажуризина, Зульфия Абдулхаковна. Учение Николая Кузанского о бытии и познании: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Философ. фак. — Москва: [б. и.], 1966. — 16 с.
  8. Тажуризина, Зульфия Абдулхаковна. Свободомыслие в отношении религии как явление духовной культуры: В форме научного доклада на соискание учёной степени доктора философских наук: автореф. дис. ... д-ра философских наук : 09.00.06 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Москва, 1992. — 74 с.
  9. 10,0 10,1 Маркус, Шмидт, 2012, с. 189.
  10. Маркус, Шмидт, 2012, с. 186.
  11. Обсуждение «Философского энциклопедического словаря» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — № 1. — 1985.
  12. Разбитый компас указывает путь Архивная копия от 21 февраля 2013 на Wayback Machine // Независимая газета. № 84 (500) и № 86 (502), 23 и 27 апр. 1993 (с незн. сокр.) также опубликована в журнале Разбитый компас. — № 1. — 1996. и Пропаганда: сборник. — Псков: ГУП «Псковская областная типография», 2003. — 448 с. 1100 экз. ISBN 5-34542-039-5 (ошибоч.).
  13. Эпштейн, 2001.
  14. Лега, 08.06.2007.
  15. Религиоведение Архивная копия от 13 декабря 2014 на Wayback Machine // Радио Свобода, 30.11.2006
  16. ЖЖ-авторdiak_kuraev ≡ Кураев А. В. "Нас обижают!". Живой Журнал (12 ноября 2020).

Литература