Сютаев, Василий Кириллович
Василий Кириллович Сютаев | |
---|---|
Дата рождения | 19 апреля 1824 |
Место рождения | Шевелино, Новоторжский уезд, Тверская губерния |
Дата смерти | 1892 |
Место смерти | Шевелино, Новоторжский уезд, Тверская губерния |
Род деятельности | проповедник |
Дети | 6 сыновей, 2 дочери |
Василий Кириллович Сютаев (19 апреля 1824, Шевелино, Тверская губерния — 1892, там же) — крепостной крестьянин, основатель собственного религиозно-нравственного учения, последователи которого получили название «сютаевцев».
Биография
Крепостной помещика Леонида Николаевича Львова (1783-1847) — старшего сына архитектора Николая Александровича Львова (1753-1803).
В начале 1870-х годов в Петербурге сблизился с революционными народниками. Во взглядах Сютаева евангельские принципы сочетались с идеями народничества.
В 1874 году вернулся в Шевелино и основал своеобразную общину, выступал с проповедью идей свободы, всеобщего братства и труда во имя счастья народа, обличал официальное православие и критиковал политику правительства, был против частной собственности. Находился под негласным надзором полиции.
На Сютаева и его учение впервые было обращено внимание в 1876 году, когда возникло судебное дело по обвинению Сютаева местным духовенством в некрещении внука. Вскоре сын Сютаева, Иван, при поступлении на военную службу отказался присягать и брать оружие. В литературе впервые было сообщение о Сютаеве в «Тверском вестнике». В сентябре 1881 года Шевелино посетил Л. Н. Толстой, на которого произвели большое впечатление личность, идеи и образ жизни крестьянского мыслителя, оказавшие, по признанию писателя, большое влияние на его мировоззрение. Впоследствии Сютаев не раз бывал у Толстого в Москве. В беседе с Г. А. Русановым в 1883 году Толстой сказал[1]:
Да, удивительно! Мы с Сютаевым совершенно различные, такие непохожие друг на друга люди ни по складу ума, ни по степени развития, шедшие совершенно различными дорогами, пришли к одному и тому же совершенно независимо один от другого!
Художник Илья Ефимович Репин в московском доме Льва Николаевича Толстого (Малый Левшинский переулок, дом №3) написал с гостившего у писателя Сютаева портрет «Сектант» (портрет находится в Третьяковской галерее).
Умер Сютаев в деревне Шевелино Новоторжского уезда летом 1892 года[2]. Строгие требования, которые учение Сютаева ставило своим последователям, по-видимому, препятствовали его распространению. По мнению А. С. Пругавина «сютаевцев» было несколько десятков, хотя им сочувствовали многие окрестные жители.
После смерти Василия Кирилловича Сютаева в 1892 году его семья (жена Мавра Андреевна и все дети с семьями) переехали жить в соседний Вышневолоцкий уезд на хутор близ деревни Красени Старопасонской волости (приход церкви села Старое, ныне Фировского района Тверской области), Землю для обустройства хутора В.К. Сютаев купил незадолго до своей смерти у лесопромышленника Эммануила Брандта, который распродавал земли в Вышневолоцком уезде. 23 апреля 1905 года в возрасте 79 лет умерла Мавра Андреевна Сютаева и погребена была на приходском кладбище Старопасонского погоста. А к 1930-м годам опустел и весь хутор; внуки и правнуки В.К. Сютаева разъехались по близлежащим посёлкам уезда. Текущий рядом с хутором ручей, впадающий в речку Красенку, до сих носит название «Сютаевский».
Взгляды
Сютаев основал своё учение единственно на Новом Завете, который (в русском переводе) он знал наизусть. Главное, в глазах Сютаева — взаимная любовь среди людей. «Истинное христианство в любви — где любовь, там и Бог». Все неустройства жизни, по мнению Сютаева, происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость — война. Достигнуть счастья люди должны на земле: «Что там будет, — говорил Сютаев, — не знаю, на том свете не был». К осуществлению своего идеала Сютаев стремился путём самосовершенствования. Он сам и его последователи старались жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми. Сютаевцы, не занимаясь специально пропагандой, охотно всем сообщали свои взгляды на жизнь. Они были чужды аскетизма и мистицизма; замечательно было среди них отсутствие суеверий. Отношение их к окружающему миру было, хотя и отрицательное, но не враждебное; они считали несогласных с ними людей только заблуждающимися. Сютаевцы не ходили в церковь, не признавали таинств, не поклонялись ни иконам, ни святым, не признавали мощей, не постились, дома не справляли никаких богослужений, молитв и треб, отрицали присягу.
Семья
Родители — Кирилл Федорович (1793—1851) и Евдокия Филипповна (1793—1846) — крепостные крестьяне Николая Александровича Львова.
Жена — Мавра Андреевна (родилась 23 апреля 1825 года в деревне Заполье Новоторжского уезда, умерла 15 января 1905 года в деревне Красени Вышневолоцкого уезда). Их дети — Михаил (1846—1924), Александр (1848—1849), Дмитрий (1850—1920), Яков (1854—1857), Иван (1856—1828), Домна (1859—1926), Евдокия (1862—1932), Василий (1866—1866).
Примечания
- ↑ Толстовский ежегодник. 1912 г. М., 1912. С. 64.
- ↑ Пётр Гастев. Воспоминания о Василии Кирилловиче Сютаеве Архивная копия от 23 ноября 2009 на Wayback Machine // Вегетарианское обозрение. Киев, 1912.
Источники
- Сютаев, Василий Кириллович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Энциклопедический справочник «Тверская область»
- Пругавин А. С. Религиозные отщепенцы. Вып. I. М.: Посредник, 1906.
- Пётр Гастев. Воспоминания о Василии Кирилловиче Сютаеве // Вегетарианское обозрение. Киев, 1912.