Сюрреалистический юмор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сюрреалистический юмор (или юмор абсурда) является одной из форм юмора, основывается на преднамеренном нарушении причинных рассуждений, производящих событий и поведения, которые, очевидно, нелогичны. Конструкции сюрреалистического юмора, как правило, связаны странным сопоставлением, не являющиеся следствием, иррациональные или абсурдные ситуации и выражение глупости. Такой юмор основан на непредсказуемости. Имеет некоторую популярность, потому что события, которые нельзя предсказать, иногда выглядят смешными для публики.

Литературные предшественники

Эдвард Лир в возрасте 73 года и его шестнадцатилетний кот — Фосс. Литография 1885 года.

Говорится о сюрреалистическом юморе тогда, когда нелогичность и нелепость используются для юмористического эффекта. Элементы сюрреализма начинают появляться с XIX века. Пример такого произведения — «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла, для придания юмористического эффекта в котором использовались: кальян для некурящей гусеницы, игра в крокет с использованием живых фламинго в качестве молотков и т. д. Многие из рассказов и стихов Эдуарда Лира написаны в духе сюрреализма. Например, «Истинная история кругосветного плавания четырёх чрезвычайно чудных человечков» — рассказ о четырёх детях, которые отправились в кругосветное путешествие, написанный в 1871 году.

Связь с дадаизмом и футуризмом

В начале 20-го века несколько авангардных движений, в том числе дадаисты, сюрреалисты и футуристы, начали выступать за искусство, которое было случайным, резким и нелогичным[1]. Цели этих движений были в некотором смысле серьезными, и они стремились подорвать торжественность и самодовольство современного художественного истеблишмента. В результате большая часть их искусства была намеренно забавной. Одним из примеров является «Фонтан» Марселя Дюшана (1917), перевернутый писсуар, подписанный «Р. Матт». Это стало одним из самых известных и влиятельных произведений искусства в истории и одним из самых ранних примеров движения найденных объектов. Это также шутка, основанная на инверсии функции предмета, выраженной в его названии, а также на его неуместном присутствии на художественной выставке[2].

История и этимология

Фонтан Марселя Дюшана (1917), сделанный из перевёрнутого писсуара. Надпись — «R. Mutt».

Слово «сюрреалистический» впервые начали использовать для описания типа эстетики в начале 1920-х. В дополнение к авангардным художественным направлениям, в сюрреалистической комедии используются такие сатирические приёмы, обходившиеся без правил логики, которые использовали Лир и Кэррол.

Сюрреалистический юмор также часто встречается в авангардных театрах, таких как «В ожидании Годо» и «Розенкранц» и «Гильденстерн мертвы». В Соединенных Штатах С. Дж. Перельман (1904—1979) был признан первым писателем-сюрреалистом-юмористом[3].

Сюрреалистический юмор появлялся на британском радио с 1951 по 1960 год в исполнении актеров The Goon Show: Спайка Миллигана, Питера Селлерса и Гарри Секомба[4][5]. Работа The Goons повлияла на американскую радиокомедийную труппу Firesign Theater с 1966 по 2012 год[6][7]. The Firesigns написали сложные комические радиоспектакли, многие из которых были записаны на альбомах.

Сюрреалистический юмор преобладает в кинематографе, где приостановка неверия может быть растянута до абсурда за счет логического следования последствиям маловероятных, перевернутых или преувеличенных предпосылок. Луис Бунюэль является главным представителем этого, особенно в «Ангеле-истребителе». Это заметная особенность телевизионной и кинематографической работы британской комедийной труппы «Монти Пайтон» (1969—2015). Другие примеры включают «Водопад» Питера Гринуэя и «Бразилия» Терри Гиллиама[8][9].

Анализ

Доктора Мэри К. Роджерс и Дайана Пьен проанализировали эту тему в эссе под названием «Слоны и зефир» (с подзаголовком «Теоретический синтез теории юмора несоответствия-разрешения и возбуждения») и написали, что «шутки бессмысленны, если они не могут полностью решить проблему несоответствия», и процитировал одну из многих вариантов шутки о слонах:

«— Почему слон сел на зефир?

— Потому что он не хотел упасть в чашку с горячим шоколадом»[10].

«По их мнению, шутка не полностью разрешена, — заметил доктор Эллиотт Оринг, — потому что ситуация несовместима с миром, каким мы его знаем. Конечно, слоны не сидят в чашках с горячим шоколадом»[11]. Оринг определял юмор как не разрешение несоответствия, а «восприятие соответствующей несоответствия»[12], что все шутки содержат определенную долю несоответствия и что абсурдные шутки требуют дополнительного компонента «абсурдного образа» с несоответствием мысленного образа[13].

Ссылки

Примечания

  1. The History of Futurism: The Precursors, Protagonists, and Legacies. — Lexington Books, 2012. — ISBN 978-0-7391-7387-9.
  2. Gayford, Martin Duchamp's Fountain: The practical joke that launched an artistic revolution. The Telegraph (16 February 2008). Дата обращения: 5 февраля 2017. Архивировано 12 января 2022 года.
  3. McCaffery, Larry (1982). «An interview with Donald Barthelme». Partisan Review 49. “People like SJ Perelman and EB White—people who could do certain amazing things in prose. Perelman was the first true American surrealist—ranking with the best in the world surrealist movement.”
  4. McCann, Graham. Spike & Co.. — London : Hodder & Stoughton, 2006. — ISBN 0-340-89809-7. (a) pp.4, 5, 61; (b)p.183, (d) pp.180, 181, (e)p.203
  5. Wilmut, Roger. The Birth of the Goons // The Goon Show Companion - A History and Goonography / Roger Wilmut, Jimmy Grafton. — London : Robson Books, 1976. — «...one puzzled planner was heard to ask, 'What is this "Go On Show" people are talking about?». — ISBN 0-903895-64-1.
  6. FIREZINE #4: Under the Influence of the Goons. Firezine.net (Winter 1997–1998). Дата обращения: 28 октября 2012. Архивировано 27 июня 2006 года.
  7. Ventham, Maxine. Spike Milligan: His Part In Our Lives.. — London : Robson, 2002. — ISBN 1-86105-530-7.
  8. Vogel, Amos. Film as a Subversive Art. — New York : Random House, 2005. — ISBN 0-394-49078-9.
  9. Williams, Linda. Figures of Desire: An Analysis of Surrealist Film. — University of California Press, 1992. — ISBN 0-520-07896-9.
  10. It's A Funny Thing, Humor. — Pergamon Press, 1977. — P. 37–40.
  11. Oring, 2003, pp. 20–21
  12. Oring, 2003, p. 14
  13. Oring, Elliott. Jokes and Their Relations. — University Press of Kentucky, 1992. — P. 21–22.

Литература

  • Oring, Elliott. Engaging Humor. — University of Illinois Press, 2003.