Восстание Давид-бека

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Национально-освободительное движение армян Карабаха и Сюника

Восстание Давид-бека[1][2] — восстание армян на территории нынешних Республики Армения, Нагорного Карабаха и Нахичеванской Автономной Республики под предводительством Давид-Бека против, на первом этапе, власти персов, на втором — турок[2]. Им удалось на восемь лет свергнуть иранское господство в регионе. В хронологическом порядке оно совпало с освободительной борьбой меликств Хамсы (1724—1731 гг).

Восточной Арменией управляли в то время представители знатных родов, ведущих свое происхождение от Багратуни, Сюни и Араншахиков, в том числе Гасан-Джалаляны, Допяны, Прошяны, Орбеляны, Вачутяны, Закаряны и Кюрикиды, не имевшие полного контроля над своими землями и зависимые от Персии. Сами персы называли их «мелик» (араб. ملك , царь). Кроме них армян объединял также Католикос Всех Армян, резиденция которого с 1441 г. находится в Эчмиадзине[3].

Предыстория

Крепость Мегри

В 1677 году католикос Акоп IV Джугаеци созвал тайное собрание в Эчмиадзине, на котором присутствовало 12 благочестивых и светских деятелей, в том числе некоторые мелики Сюника и Арцаха, и обсуждались пути освобождения Армении от персидско-турецкого владычества. В результате собрания было принято решение отправить делегацию в Грузию, Европу и Россию для ведения переговоров. В конце 1678 года в Константинополь прибыла делегация во главе с Акопом Джугаеци, где через два года католикос умер от болезни. Однако миссия не была прервана. Исраэль Ори с делегацией поехал дальше в Италию, затем во Францию, где остался на долгое время и вступил в армию Людовика XIV, что поозволило ему войти в контакт с высшими политическими кругами Франции, постоянно поднимая вопрос об освобождении армян, но встретил холодное безразличие. Затем он переехал в Германию, поселившись в Дюссельдорфе. Во время своего пребывания в Германии он обсудил вопрос освобождения Армении с местным князем Иоанном Вильгельмом, после чего посетил свою историческую родину для ознакомления с текущей ситуацией на месте и возможности проведения переговоров.

Ангехакотское собрание (1699 год)

Вернувшись в Армению, Исраэль Ори вместе с меликом Сафразом созывает тайную встречу князей и представителей духовенства в селе Ангехакот. В нем принимают участие одиннадцать князей-меликов Сюника. Собрание, в отличие от предыдущих ассамблей (Эчмиадзин — 1441, 1547 и 1677, Себастия — 1562), носило светский характер. Мелики передают письма со своими печатями и подписями Исраэлю Ори, решают уполномочить его на продолжение переговоров с европейскими странами, в том числе с Российской империей. Архимандрит Минас Тигранян днем ​​должен был уехать в Европу. Князю Пфальца Иоанну Вильгельму в присланном письме армянские мелики и военные заявили, что готовы поднять вооруженное восстание в присутствии небольшого числа германских вспомогательных войск, а затем признать Иоанна Вильгельма армянским королем.

В программе, представленной князю Пфальца упоминался ход программы освобождения Армении. В освободительное движение планировалось включить также операции в Западной Армении, находившейся под османским игом. Князь одобряет план Исраэля Ори и предлагает отправиться за согласием двух своих союзников, герцога Тосканы и правителя Австрии. Во Флоренци местный герцог обещал предоставить войска, но при дворе Вены отказались помочь, так как Леопольд VI в 1699 году подписал мирный договор с султаном Мустафой II.

Исраэль Ори

Летом 1701 года Исраэль Ори прибывает в Российскую империю. Ори представляет план освобождения Армении императору Петру I.[4] Однако в это время русско-шведская борьба за прибалтийские территории переросла в конфликт, известный как Северная война. Пётр все же пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту, Ори привлек к себе симпатии царского двора. В документе, написанном много позднее по поручению князя Г. Потёмкина, он характеризовался как муж отличного разума и дарований.[5]

Весной 1702 года Исраэль Ори и архимандрит Минас через Мирона Василя, армянского служивого, жившего в Москве, послали письмо Есаи Гасан-Джалаляну. Последний происходил из знатной династии Гасан-Джалалянов, младшие представители которой обычно становились видными вождями. Есаи был избран католикосом Гандзасара в 1701 году и возглавил христианские епархии Карабаха и Шемахи. Католикос информирует меликов Арцаха об успешном ходе переговоров. Для ознакомления с положением в Персии, в частности в Закавказье, он направляет туда посольство под руководством Исраэля Ори, так как тот однажды отправился в Европу и остановился в Риме, где убедил Папу Климента XI обратиться с письмом к шаху Ирана с просьбой не допускать гонений на христианское население. В июле 1707 году Исраэль Ори выехал в Персию с посольством в составе 50 человек. В 1708 г. он достиг Шемахи, а в 1709 г.Исфахана, столицы Персии.[3]

После возвращения из Исфахана Исраэль Ори остается в Закавказье около года. В Арцахе он встречается с Есаи Гасан-Джалаляном и меликами. Ори сообщает им известие о победе русских над шведами в Полтавской битве 27 июня 1709 года.

Когда Исраэль Ори готовился вернуться в Москву, Есаи Гасан-Джалалян и два его епископа решили присоединиться к его делегации. По поручению Петра I Ори вывез из Арцаха в Россию 20 армянских семей шелководов, большое количество шелка-сырца для основания шелковой фабрики в Москве, 25 арцахских лошадей и другие дорогие подарки. Ори получает от российских властей всего три корабля для перевозки имущества и людей. Летом 1711 года они достигли Астрахани. Здесь Исраэль Ори скоропостижно скончался в возрасте около 50 лет.

Ситуация в Персии в 1722 - 1723 гг

В 1722 году афганскими мятежниками был низложен последний шах из династии Сефевидов Солтан Хусейн. В 1722 году Мир Махмуд-шах во главе сравнительно малочисленной армии двинулся к столице империи — Исфахану. Солтан Хусейн выступил навстречу повстанцам. 8 марта 1722 года у города Голнабад армия шаха была разбита. Шах Хосейн сдался, отрёкся в пользу Махмуда и собственноручно надел на него венец. Принц Тахмасп бежал на север Персии, в Мазандаран, и там провозгласил себя шахом. Его поддержали сунниты Закавказья.

В 1722—1723 годах русские войска вошли в Дагестан и Ширван. Были взяты города Дербент, Баку и Решт. В сентябре 1723 года в Санкт-Петербурге был заключен мирный договор, по условиям которого к Российской империи отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад.

Освобождение Зангезура

С начала XVIII века в Сюнике и Арцахе готовились к освободительнойборьбе против персов. Население в Арцахе было однородным армянским, они смогли в короткое время набрать армию в 40 тысяч человек. Между тем население Сюника было смешанным армяно-персидским, поэтому освободительные силы региона были немногочисленны. Кроме того, в Сюнике была сильна власть армянских князей, заинтересованных в продолжении находжения Армении под властью Персии. Однако по заданию сюникских меликов и помещиков, которые участвовали в восстании, для освобождения Зангезура и установления связи с грузинскими освободительными силами в Тбилиси была отправлена небольшая делегация во главе с Степаносом Шаумяном (1702 - 1782) на переговоры с грузинским князем Шахнавазом. По его просьбе царь Картли-Кахети Вахтанг VI отправил в 1722 году в Сюник отряд из 30 своих полководцев армянского происхождения[6], среди которых самым известным был Давид Бек.

Памятник Давиду Беку в Капане

Обосновавшийся в селении Шинуайр, Давид Бек объединил вокруг себя местные вооруженные силы, сформировал военный совет, назначил главнокомандующим видного воина Мхитара-бека, впоследствии известного как Мхитар Спарапет, а Тер-Аветиса, Парсадана, Тороса, Автандила, Баяндура и других сделал командирами отрядов. Видные военные и князья Сюника, мелик Торос Чавндурский, генералы Пап и Пали, халидзорский князь Парсадан и другие пришли на встречу с Давид Беком и выразили готовность присоединиться к освободительной борьбе. Дэвид Беку удается создать регулярную армию из 2000 штыков; лидер национального движения приглашает епископа Овакима из Татевского монастыря для благословления своих воинов, а там же епископ заверяет их в полной своей поддержке освободительной борьбы. [6]

Осенью того же года Давид Бек разбил кочевые племена карачорлу и джеваншир. Воинский отряд Давид Бека в 400 солдат разбил многотысячное войско 32 персидских племен в районе Учтепе. Репутация полководца росла. Затем была захвачена крепость близ Татевского монастыря, принадлежавшая принявшему ислам армянскому князю Багри.[6] Давид Бек приводит пленного мелика в церковь Шинуайра и в присутствии князей, полководцев и священнослужителей приказывает ему двенадцать дней произносить вслух: «Свет вере Просветителя, горе отрицателю». По истечение этого срока он приказывает отрубить ему голову, а сам переносит свою резиденцию в Татевский монастырь. Имущество мелика Багри раздается солдатам и сельским жителям. После этого Давид Бек обезглавливает мелика Ерицваника (Арцваника), Франгула, принявшего ислам. В целях устрашения был обезглавлен командир Пап, а Тер-Аветис, Мхитар Спарапет и другие командиры были ненадолго заключены под стражу. После этих действий в армянских войсках установился порядок.

Вскоре армянское население восстает в Капане, бывшей столице Сюникского царства. Окружающие мусульманские правители, ханы Баргушата и Карадага, атаковали армянские войска с 18-тысячной армией. В 1723 году армяне победили в битве при Чавндуре, недалеко от села Егвард. Освобожденный Капан стал опорным пунктом армянского движения, а крепость Алидзор — центром армянских сил. Армянские отряды во главе с Мхитаром Спарапетом и Тер-Аветисом занимают неприступную крепость Зия, разгромив местный гарнизон численностью около 4000 человек. Год спустя, 29 мая, армянские войска захватывают стратегически важную крепость Воротан.[7]

В 17 году по приказу персидского шаха Тахмаспа II Карадагский хан напал на армянское правительство. Давид-Беку помогают воинские части Арцаха под командованием Ованеса Карапета и Авана. Победа армян окончательно укрепила освобождение Зангезура от иноземного ига. Затем последовало освобождение Гохтан-Аревикской области. Агулис и Мегри были присоединены е территории, котрлолируемой армянами. Мелики Сюника признали Давида Бека верховным князем области и заявили о своей верности ему.

По приказу Давида Бека были укреплены армянские крепости, в которых был установлен постоянный гарнизон. Самыми известными были крепость Чавндур (Багк) с 2000 воинами, Калер (700 воинов), Шинуайр (550), Сисиан (500), Татев и Мегри с 400 воинами каждый. Войска Зангезура насчитывали 7000 воинов. Армия была разделена на воинские части, которыми командовали местные мелики и армянские командиры из Грузии. Алидзорская крепость Капана становится княжеским поселением, которое активно укрепляется и застраивается.

В 1722-1725 годах в течение трех лет, преодолевая все трудности, Давид Бек не только изгнал иноземцев и врагов, но и объединил армянские княжества Сюника под одним флагом. Успехом увенчалась и начавшаяся в это же время освободительная борьба в Арцахе. В то же время Грузия, северный сосед Армении, подверглась нападению османских войск. Турки завоевали Тбилиси в 1723 году и захватили все королевство.

С 1723 года объединенные армяно-грузинские войска, получив известие от Петра Великого, намеревавшего сдержать свое слово, выжидали в местечке Чолак близ Гянджи. Военное командование Арцаха достигло договоренности с мусульманами города, чтобы вместе сражаться в случае турецкого нападения. Однако помощь России так и не доходит до Чолака, и персы мусульмане Гянджи переходят на сторону врага. В 1723 г. город был взят, но Восточная Армения оказалась окруженной турецкими войсками с севера, запада и востока.

Спустя два года после восстания армян Зангезура, Карабаха и Нахичевани был заключен Константинопольский договор, по которому христианские районы Закавказья целиком и полностью попали под власть Турции. Армянские повстанцы продолжили борьбу теперь уже против турецких войск. Последние завладели всем регионом, за исключением Карабаха и Сюника. Там местные армянские князья под руководством Давид-Бека, Авана Юзбаши и Мхитара Спарапета удерживали натиск турецких войск[8].

Битвы при Алидзоре и Мегри

Крепость Алидзора
Алидзорская крепость

После окончания борьбы за иранский престол в 1722 году османский султан Ахмед III (1703—1730) приказал войскам напасть на Закавказье и Азербайджан. Армия, организованная под командованием генерала Абдулла-паши, в 1723 году захватила Тбилиси, затем, через некоторое время — Гянджу. После Персидского похода (1722-1723) российский император Петр I в 17 году подписал с турками договор, по которому Россия сохраняла территории на западном и южном побережье Каспия, которые были получены по Петербургскому договору 1723 года с Персией. Турции по по этому договору отходили Картли, Эриванское ханство, Ширван (Шемаха) и северо-иранские земли (Тебирз, Казвин).[9]

Крепость Мегри

Летом 17 года турецкие войска осадили Ереван. После падения самообороны города, турки, потеряв около 20 000 солдат, захватили город. Последний правитель Еревана передал туркам ключи от крепости и бежал в Персию. Заняв другие районы провинции после взятия Еревана, турецкие войска двинулись на юг и восток.

В 1726 году османские войска вторглись в Сюник из Нахичевани по реке Аракс. Благодаря местному тюркскому населению и предателям среди персидских ханов они смогли выступить и одержать несколько побед. Вместе с окружающими мусульманскими правителями османские генералы пытались захватить Сюник и положить конец армянскому правлению. Давид Бек укрепился со своими войсками в крепости Алидзор. 24 марта в Россию было отправлено письмо, подписанное восемью меликами и сотниками, с просьбой о помощи. Письмо, однако, осталось без ответа, и это стало причиной того, что некоторые военные деятели начали призывать сложить оружие и сдаться туркам. Несколько из них перешли на сторону врага.

26 февраля 1727 года турки осадили Алидзор. Турецкие войска, подойдя к стенам крепости, попытались взобраться на стены. Осада длилась 6 дней. В последний день турки атаковали крепость с помощью 26 катапульт. Сопротивление армянских войск быстро ослабевало. 4 марта командование армянской армии приняло решение о наступательных действиях. Главной целью стало прорвать осаду, выйти из блокады и начать контратаку. Соратники Давида Бека делали все возможное, чтобы поднять боевой дух мужчин в крепости.[10][11]

Будьте смелыми, не бойтесь, следуйте за нами. Если пришел наш конец, давайте умерем храбро, ведь лучше нам умереть с мужеством за стенами, чем здесь, видя своими глазами смерть своих родных и близких.- Призыв Мхитара Спарапета и Тер-Аветиса к армянским солдатам

Осажденные отряды, незаметно оставив крепость, атаковали противника. Запаниковавшие турецкие войска, нанеся большие потери, обратились в бегство. Победа при Алидзоре была самой крупной и значительной из побед над османскими войсками.[3][6] Турки потеряли около 13 000 солдат, 143 боевых знамени, большое количество техники и офицеров.

После битвы при Алидзоре османские войска покинули свои позиции и отступили[11], армяне освободили Капан, отогнав турок к Мегри, где их армия и сосредоточилась. Армянские войска под командованием Мхитара Спарапета и Тер-Аветиса атаковали город. Небольшой отряд местных жителей незаметно проник в Мегри. Пока турки двигались к Покр-Тах, чтобы отразить нападение армян, отряд Мхитара Спарапета и Тер-Аветиса атаковал врага сзади. Настигнутые врасплох, турки продвинулись к Мегринскому ущелью, на выходе из которого армяне устроили засаду. Турки предпочли двинуться к реке Аракс и перейти реку. Преследуя врага, армянские войска освободили Мегри и одержали полную победу над турецкими войсками. Победы при Алидзоре и Мегри вызвали духовный подъем среди армянских войск.[6]

После побед над османскими войсками Давид Бек, убежденный, что не получит помощи от России, отправил к шаху Тахмаспу II делегацию, предложив сотрудничество. Последний, потерпев поражение от турок, принимает предложение армянского военачальника. Он отправляет в Сюник послание «Храбрым Давид Беку и армянским воинам», в котором, в частности, говорится следующее:

И сегодня я сделаю тебя князем, главой всех наших ханов, которые в тех краях, пусть земля Капана, которую ты взял мужественно, будет твоею.- Тахмасп Шах, Мазандаран, 1728 г.

Таким образом, персидские власти признали власть Давид Бека не только во всем Зангезуре, но и в Карадаге, на левом берегу Аракс, и в Нахичевани. По его приказу, чтобы противостоять турецкому вторжению, персидские правители были обязаны оказать вооруженную поддержку Давиду Беку и армянскому руководству.

Последним успехом Давид Бека в войне с турками было занятие Агулиса. В 1728 году армянский полководец умирает в своей резиденции — крепости Алидзор. Вместо покойного Давид Бека, главе сопротивления становится его соратник Мхитар-бек.[3]

Завершение освободительной борьбы

Останки крепости Воротнаберд
Вид с крепости Воротнаберд
Хндзореск, Сюник, Армения

Вскоре после смерти Давида Бека османские войска перешли в наступление и подойдя к крепости Алидзор осадили ее. В этой ситуации лидер борьбы Мхитар-бек вывел 300 преданных воинов из укрепления, после чего атаковал и разбил турецкие войска, тем самым сняв с крепости осаду. В результате прорыва осады и внезапного нападения армянского войска противнику был нанесен значительный урон. После де-блокады Алидзора, войска Мхитар-Бека вновь освободили крепость Капан. Далее Мхитар-бек пополнив свое войско добровольцами пошел на Мегри, где очередной раз разбив турецкое войско овладел крепостью. Освободив крепость Мегри, армянские ополченцы продолжили преследовать турецкие войска отступающие по Мегринскому ущелью к Араксу. Мхитар-бек послал туда часть своих людей, которые перекрыв все выходы из ущелья, разбили вражеское войско. Во время очередного наступления турок на Капан, Мхитар-бек и его военачальники, собравшись вместе у дверей церкви Сурб Аствацацин в Алидзоре составили и отправили послание в Россию, в котором отмечая разорение страны и ожесточенное сопротивление армян наступавшим турецким войскам, просили помощи у России. Поставив свои родовые печати, Мхитар-Бек и его семь военачальников подписали документ. Вскоре после составления письма турки с новыми крупными силами стали осаждать крепость Алидзор. В ходе сопротивления в рядах армянского военного командования произошел раскол. Давид Бек, которому мелики подчинялись как тронному князю, был знатного происхождения, а заменивший его Мхитар Спарапет был простолюдином, что многих меликов не устраивало, поэтому часть сюникской элиты поддержало духовного полководца Тер-Аветиса, во главе с которым вступили в переговоры с турками и сдались им. В результате этих переговоров, под обещания амнистии, предатели-мелики сдали крепость Алидзор. Турки не выполнили данное обещание и перебили сдавшихся армян, а их детей и жен обратили в рабство. Лишь одному Тер-Аветису было позволено отправится в один из монастырей Иерусалима[12].

В свою очередь Мхитар-бек и большинство его полководцев, не согласные с действиями своих соратников сдавших Алидзор, покинули крепость до того как она перешла в руки к туркам. Мхитар объединил армянские силы и организовал ряд успешных вылазок против турок, в результате которых были освобождены многие населенные пункты. В 1730 году, после очередной победы над турками в Ордубаде, полководец вернулся в Хндзореск. Османский военачальник Абдулла-паша смирился с существованием армянского руководства в регионе и собирался направить к Мхитару-беку своего посла. Однако, не успев это сделать, он получил известие о том, что на обратном в Хндзореске командир Мхитар был заговорщически убит армянами. Некоторые из местных жителей, опасаясь, что село может постичь участь Алидзора, в угоду туркам обезглавили Мхитара и отправили его голову в Тебриз.

После смерти своего предводителя, освободительная борьба, длившееся 8 лет, завершилось,[13] так и не достигнув конечной цели. Однако турецкое правление в Восточной Армении продолилось несколько лет. В 1735 году персидский полководец Тахмасп Гули Надир-хан (слуга Тахмаспа Надир), впоследствии провозглашённый Надир-шахом, отвоевал обратно Атропатену и Закавказье. Он даровал высокую автономию армянам, оказавшим сопротивление османским войскам в Арцахе (Карабахе), Сюнике и Айрарате (Эривань, Карс), признал права армянских меликов и подарил кафедральному собору Эчмиадзина золотой факел. В Восточной Армении начали происходить административные изменения.

В культуре

Литература

Фильмы

См. также

Примечания

  1. Charlotte Mathilde Louise Hille. State Building and Conflict Resolution in the Caucasus. — Brill, 2010. — С. XLVI—XLV. — 359 p. — ISBN 9789004179011.
  2. 2,0 2,1 Григорян З.Т. Присоединение Восточной Армении к России в начале XIX века. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. — С. 33. — 184 с. Архивная копия от 17 декабря 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Жамкочян Х.Г. и другие. История армянского народа с самого начала до конца XVIII века = Հայ ժողովրդի պատմություն սկզբից մինչև 18-րդ դարի վերջ (арм.). — Ереван, 1975. — С. 599-601. — 785 с. Архивная копия от 15 декабря 2019 на Wayback Machine
  4. Перевод послания армянских меликов Петру I Архивная копия от 3 ноября 2019 на Wayback Machine Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. Том II, часть I. Ереван. АН АрмССР. 1964. Под редакцией А. Иоаннесяна.
  5. С. В. Востриков // Карабахский кризис и политика России на Кавказе [1] // Общественные науки и современность 1999 • № 3
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Симонян О. История Армении. — Ереван: Зангак-97, 2000. — С. 112-487. — 488 с. — ISBN 99930 2 122 9. Архивная копия от 30 мая 2022 на Wayback Machine
  7. Саргсян А., Акопян А. История Армении с древнейших времен до наших дней. — Ереван: Инженер, 2004. — С. 116 - 352. — 352 с. — ISBN 99941-923-1-0. Архивная копия от 18 июля 2022 на Wayback Machine
  8. Дж. Бурнутян «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California 2006, стр. 214:
  9. Русско-турецкий договор 1724 / Ремень — Сафи.. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — 423 с.
  10. Степанос Шаумян. Избранная история Давида Бека.
  11. 11,0 11,1 Ованнисян А.Г., Папазян Х.Д. Освободительная борьба в Сюнике // История армянского народа. — Ереван: Айкакан СШ Гитутюннери Академи Гратаракчутюн, 1972. — Т. 1. — С. 170⁠–171.
  12. И.П. Петрушевский /Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. /Издательство Ленинградского Государственного Университета, 1949 г. С. 118 - стр.170:
  13. Арутюнян / Послание Мхитар-бека русскому правительству. Ереван, 1952. Бюллетень академии общественных наук НАН Армении, № 3 . pp. 83-100.[2]

Литература