Сэйкан

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тоннель Сэйкан
青函トンネル
Портал в префектуре Аомори, остров ХонсюПортал в префектуре Аомори, остров Хонсю
Область применения Железнодорожный
Пролегает под Сангарским проливом
Место между островами Хонсю и Хоккайдо
Тип Подводный
Общая длина 53,85 километра
Дата открытия 13 марта 1988

Тоннель Сэйкан (яп. 青函トンネル Сэйкан тоннэру, или 青函隧道 Сэйкан дзуйдо:) — железнодорожный тоннель в Японии длиной 53,85 км с подводным фрагментом длиной 23,3 км (тоннель опускается на глубину около 240 метров, на 100 метров ниже уровня морского дна[1]). Он пролегает под Сангарским проливом, соединяя префектуру Аомори на японском острове Хонсю и остров Хоккайдо — как часть линии Кайкё и Хоккайдо-синкансэна железнодорожной компании Хоккайдо. Открыт в марте 1988 года.

Карта тоннеля Сэйкан

Это самый глубоко залегающий под морским дном и второй по длине (после Готардского базисного тоннеля) железнодорожный тоннель в мире.

Название тоннеля «Сэйкан» (青函) собрано из первых кандзи названий городов, соединённых тоннелем — Аомори (森) и Хакодате (館) (в названиях городов кандзи читаются по кунному чтению, а в названии тоннеля — по онному чтению).

Сэйкан является вторым по времени сооружения подводным железнодорожным тоннелем в Японии и в мире, после тоннеля Каммон, соединяющего под проливом Каммон острова Хонсю и Кюсю.

История и современность

Идея этого тоннеля родилась в 1939 году, потом выходила на повестку дня в 1946 г. В 1953 году целесообразность проекта была признана парламентом. Поводом к сооружению тоннеля стала крупномасштабная морская катастрофа, произошедшая в 1954 году в Сангарском проливе: во время тайфуна затонули пять переполненных пассажирами паромов, курсировавших между островами, погибли около 1500 человек. Сразу после катастрофы начались изыскательские работы. В 1955 году правительство Японии, изучив мнения учёных и экспертов, пришло к выводу о возможности строительства.

Тоннель проектировался 9 лет, сооружался с 1964 по 1988 год. На всём протяжении был уложен бесстыковой путь. «Сэйкан» открыли для движения грузовых и пассажирских поездов 13 марта 1988 года[2]. В работах по проходке тоннеля участвовало 17 ведущих строительных компаний Японии, численность персонала стройки достигала 5 тысяч человек[3]. Затраты на сооружение тоннеля в ценах 1964—1988 годов составили 538,4 млрд иен (3,6 млрд долларов)[4].

Seikan Tunnel profile diagram.svg

26 марта 2016 г. тоннель открыли для движения высокоскоростных поездов «Синкансен», преодолевающих расстояние в 863 км между Токио и Хакодате на острове Хоккайдо за 4 часа и 2 минуты[5].

Замена паромной железнодорожной переправы на тоннель не остановила снижение пассажироперевозок железнодорожным транспортом на этом направлении: если в 1988 году тоннелем воспользовались свыше 3 млн пассажиров, то в 1999 — менее 2 млн. Причиной этого является конкуренция со стороны авиатранспорта: по состоянию на 2000 год, 90% пассажирских перевозок между Хонсю и Хоккайдо были авиационными, а большинство проходящих через тоннель поездов (до 52 в сутки) были грузовыми. Объём грузовых перевозок достигал 5 млн тонн в год, что заметно превысило объём перевозок до открытия тоннеля[6]. За 2012 год через тоннель проехало около 2 млн пассажиров[7].

Сэйкан был самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Этот рекорд был побит, когда в 2016 году был открыт для движения Готардский базисный тоннель.

Примечания

  1. Seikan Tunnel Trivia Архивировано 18 октября 2016 года.
  2. The path to completion of the Seikan Tunnel Архивировано 13 мая 2016 года.
  3. Побожьев, 1984, с. 157.
  4. Morse, D. Japan Tunnels Under the Ocean (неизв.) // Civil Engineering. — 1988. — May (т. 58, № 5). — С. 50—53.
  5. Hokkaido Shinkansen inaugurated. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 13 марта 2020 года.
  6. Takashima, S. Railway Operators in Japan 2: Hokkaido (pdf) (неизв.) // Japan Railway and Transport Review. — 2001. — Т. 28. — С. 58—67. Архивировано 8 января 2006 года.
  7. Пассажирам тайфун не страшен Архивная копия от 9 ноября 2013 на Wayback Machine // Гудок, 8 ноября 2013

Литература

  • Побожьев В. С. Современное состояние железнодорожного транспорта Японии // Научно-технический прогресс в Японии : сборник статей. — М.: Наука, 1984. — С. 155—172.