Богочеловек

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сын Божий»)

Богочелове́к (др.-греч. Θεάνθρωπος, лат. Theanthropos) — в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос[1].

В христианстве Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Священном Предании, Священном Писании, Никео-Цареградском и Халкидонском Символах веры и определениях Вселенских соборов[2][3][4], сформулированное в процессе сложной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем[5] . На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицы.

История термина

По учению, сформулированному на Халкидонском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены неслитно (то есть остаются целыми, а не образуют смешанную природу полубога, получеловека), неизменно (то есть и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (то есть не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо), неразлучно (то есть никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).

Догмат о двуединой природе Бога-Сына утверждался в течение длительного времени и стал главной целью критики различных ересей.

В середине III века было объявлено еретическим частное богословское мнение автора термина «богочеловек» Оригена о субординационизме, признававшее Бога-Сына ниже Бога-Отца, его созданием[6].

В начале IV века александрийский священник Арий был осуждён и изгнан за отрицание предвечного существования Пресвятой Троицы и признание Бога-Сына только подобием Бога-Отца, от природы не наделённым божественными свойствами, а получившим их от Бога-Отца при Крещении[7].

Сирийский епископ Аполлинарий Лаодикийский Младший указывал на логическую невозможность полного соединения неизменного (божественного) и изменяемого (человеческого), и считал, что у Иисуса Христа не было разумной души (духа) человека[8].

Архиепископ Константинополя Несторий отверг откровение о зачатии Богочеловека женщиной, богочеловечество Иисуса по природе с момента зачатия, и фактически считал, что он стал богочеловеком по благодати[9].

Против догмата о двойственной природе Христа выступили в начале V века монофизиты, признающие в нём одну только божественную природу, причём Евтихий — ещё и в человеческом призраке[10].

Миафизиты, являющиеся последователями другого представителя монофизитов — александрийского патриарха Диоскора, признают изначальную двойственную природу — божественную и человеческую, считают, подобно православным, католикам и протестантам, что обе природы Христа образуют единую ипостась, но при этом, распространяя монофизитское учение, в отличие от признаваемого всеми реальными миафизитскими церквами святым Диоскора, проповедуют не о божественной, а о третьей — богочеловеческой природе Христа.

Понятие о Христе как Богочеловеке, единосущном Богу Отцу по божественной природе, и единосущном всему человечеству, независимо от пола, возраста, состояния физического, психического, социального здоровья, расы, этнической, религиозной и культурной принадлежности и так далее — по общей человеческой природе, было закреплено на Халкидонском соборе в 451 году. Иисус Христос — не только Сын Божий, но и Сын Человеческий — обожил общую человеческую природу. Но Церковь отмечает Обрезание Господне и считает еретиками и тех, кто отрицает частную природу Иисуса — Сына Давидова, мужчины из народа Израиля, Мессии, царя Иудейского из рода Давидова, сына Богоматери и Иосифа, брата Иакова, плотника, члена гильдии, профсоюза плотников и так далее, особенно тех, кто на основании отрицания частной природы Иисуса Христа пренебрегает и своими, вытекающими из своей частной природы обязанностями перед своими семьёй, Церковью, товарищами или подругами, обществом, народом, государством. При Вознесении Господнем тело Иисуса Христа стало нетленным, оно и его частная природа также соединены со Вторым Лицом Пресвятой Троицы, хотя, в отличие от Бога-Отца, Логоса и Святого Духа, не существовали предвечно. Определения «Сын Божий», «Сын Человеческий», «Сын Давидов» даны в Новом Завете. Всякая другая теория, не признающая истинности Божества Иисуса Христа или истинности Его человечества, как бы она ни казалась стройна и логична, противоречит Новому Завету и, следовательно, истине[11].

По мнению приверженцев мифологической школы, возникшей в XVIII веке, образ Богочеловека своими корнями уходит в религии древности и постепенно эволюционировал от первоначального образа божества к более позднему образу Богочеловека[12].

См. также

Примечания

  1. Богочеловек // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — М.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  2. * Глава VI Беседы на «Символ веры» Архивная копия от 30 сентября 2011 на Wayback Machine из книги А. В. Мень, прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. — М.:Слово, 1991. — 192 с. ISBN 5-85050-266-1
  3. Квливидзе Н. В.. Иисус Христос Архивная копия от 15 сентября 2018 на Wayback Machine//Православная энциклопедия,Том XXI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009 .— С. 674—713. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7 Автор — кандидат искусствоведения, доцент РГГУ
  4. Васильев П. П. Богочеловек // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. В. В. Болотов. Учение Оригена о Святой Троице Архивная копия от 13 февраля 2011 на Wayback Machine.-СПб., 1879. — 452 с.
  6. Ариане // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  7. Аполлинарий Лаодикийский // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 1: А—И.
  8. Несторианство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  9. Монофиситство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  10. Мелиоранский Б. Христос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Кривушин И. В. Иисус Христос // Энциклопедия «Кругосвет». Автор статьи — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ

Литература