Су-34

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Су-34
Су-34 на МАКС 2015Су-34 на МАКС 2015
Тип Истребитель-бомбардировщик[1]
Разработчик Флаг СССР/Флаг России ОКБ Сухого
Производитель Флаг России НАЗ имени В. П. Чкалова
Главный конструктор Р. Г. Мартиросов
Первый полёт 13 апреля 1990 года (Т-10В-1)
Начало эксплуатации 21 марта 2014 года[2]
Статус эксплуатируется, производится
Эксплуатанты

Россия ВКС России

Россия ВВС России
Годы производства c 2008 года
Единиц произведено 147 (на 2022 год)
(из них 7 опытных и предсерийных)[3]
Базовая модель Су-27

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — советский/российский многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по целям противника в оперативной и тактической глубине с сосредоточением основных усилий на удалении 150—600 км от линии боевого соприкосновения в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы[4], а также поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях[1].

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++[5] и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Основная рабочая «лошадь» в СВО.[6] Су-34 стали первыми носителями планирующих бомб с УМПК.

История создания

Су-34 бортовой номер «05 Красный»
Су-34 сбоку

Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет[7]. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов 4-го поколения[8].

При разработке самолёта была применена аэродинамическая схема «продольный триплан», позволяющая увеличить манёвренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой.

Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»)[9]. В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27, по сравнению с ним была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива.

Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34 — состоялся 13 апреля 1990 года (пилот — лётчик-испытатель Анатолий Иванов)[10].
18 декабря 1993 года поднялся в воздух предсерийный экземпляр самолёта 10В-2, построенный на Новосибирском АПО имени Чкалова[11]. Пилотировали его лётчики-испытатели Игорь Вотинцев и Е. Г. Ревунов.
Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже[12].
Затем были произведены опытные самолёты в количестве двух лётных и одного образца для стенда статических испытаний.
После них последовали предсерийные самолёты в количестве шести лётных и ещё одного образца для стенда статических испытаний (позднее шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-й ГЛИЦ города Ахтубинска).

Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин[13].

Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов, одновременно с производством самолёта[14][15].

20 марта 2014 года Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.

Конструкция

Двухместный самолёт Су-34 с двумя серийными ТРДД АЛ-31Ф имеет свободнонесущее механизированное по передней и задней кромкам адаптивное крыло, двухкилевое вертикальное оперение, переднее горизонтальное оперение (ПГО), цельноповоротный стабилизатор, трёхопорное шасси. Основные опоры имеют двухколёсную тележку с размещением колёс по схеме «тандем». Фюзеляж самолёта выполнен по интегральной схеме, головная часть которого начинается с радиопрозрачного обтекателя, имеющего эллиптическую форму с острыми боковыми кромками. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащённое развитыми наплывами, на которых установлены консоли ПГО, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус, чем обеспечиваются высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъёмной силы самолёта. Бронированная двухместная кабина экипажа выполнена в виде единой бронекапсулы и обеспечивает размещение лётчика и штурмана рядом. Вход в неё осуществляется через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа.

Разработка самолёта велась с учётом современных требований по снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). С этой целью при производстве самолёта применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий, при проектировании интегральной аэродинамической схемы исключались аэродинамические гребни (подфюзеляжные кили) и специально рассчитывалась геометрия планера.

Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.

По утверждению представителей ОКБ имени Сухого, Су-34 при полётах на малых высотах имеет степень радиолокационной заметности на уровне крылатой ракеты[16]. Сравнительный анализ эффективной поверхности рассеивания:

ЭОП крылатой ракеты ЭОП самолёта-невидимки типа F-117 ЭОП фронтового бомбардировщика ЭОП Бомбардировщика В-52 ЭОП истребителя
менее 1 0,3—0,4 7—10 100 3—12

Планер

Самолёт представляет собой продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крыло, трапециевидное в плане, интегрально сопряжено с фюзеляжем и имеет стреловидность по передней кромке — 42 градуса. Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое выполнено цельноповоротным. Оперение — вертикальное двухкилевое. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. Силовые установки размещаются в двух гондолах, установленных в центроплане. Носовая часть фюзеляжа в сечении имеет эллипсоидную форму, здесь размещена бортовая радиолокационная станция. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием[7].

Кабина самолёта

Двухместная кабина с расположением сидений в ряд. Лётчик и штурман-оператор размещаются рядом. Такая компоновка кабины позволила избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, а также облегчила взаимодействие членов экипажа и обеспечила приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полёта. Габариты кабины позволяют одному из членов экипажа встать в полный рост[11].

С целью повышения живучести самолёта и защищённости экипажа внешний корпус кабины самолёта выполнен из бронированной оболочки из титанового сплава. При её разработке учитывались недостатки, выявленные в ходе боевого применения самолётов Су-25[4]. Толщина брони Су-34 — 17 мм[17]. Масса бронирования Су-34 составляет 1480 кг, что почти в 1,5 раза больше, чем у Су-25[4]. Отличительной особенностью бронирования Су-34 от Су-25 является выполнение брони полностью из титанового сплава, без алюминиевых и стальных плит. Кабина имеет бронированное остекление[18].

Кабина самолёта оборудована двумя катапультными креслами К-36ДМ, позволяющими выполнять катапультирование во всём диапазоне высот и скоростей полёта, а также с земли (включая руление)[4]. Вход в кабину выполнен через нижний люк по ступенькам. Люк расположен вблизи передней стойки шасси.

Системы обеспечения жизнедеятельности экипажа

Для обеспечения эффективной работы экипажа при полётах на максимальную дальность и продолжительность (с дополнительными подвесными топливными баками на дальность до 7000 км[19]) Су-34 оборудован следующими системами обеспечивания жизнедеятельности, повышающими комфортность:

  • ассенизационное устройство — биотуалет[4];
  • герметичная кабина с кислородной системой, обеспечивающей выполнение полётов без кислородных масок до высоты 10 000 м[4];
  • система кондиционирования и отопления кабины[4];
  • кухонный отсек (мини-кухня), устройство для разогрева еды и термосы для хранения пайков и воды[4];
  • пространство, расположенное за креслами, позволяющее выпрямиться в полный рост[4];
Центральная вычислительная управляющая система

Включает в себя:

  • рабочее место штурмана-оператора с двумя многофункциональными цветными индикаторами
  • центральный компьютер
  • мультиплексная шина передачи данных[11]

Гидравлическая система состоит из двух автономных систем: первой и второй ГС.

Шасси

Су-34. Вид снизу

Схема шасси разрабатывалась с учётом возможности применения самолёта Су-34 с грунтовых аэродромов. На самолёте применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колёс на основных опорах, что обеспечивает самолёту хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумя колёсами. Основные опоры убираются в ниши на центроплане с разворотом тележек. Задние стойки оснащены тормозными системами.

Для дополнительного торможения при посадке применяется тормозной парашют, размещённый в контейнере на верхней части фюзеляжа. Перед выпуском парашютов контейнер выдвигается из фюзеляжа[20].

Двигатель

Самолёт оборудован двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31Ф, имеющими 12500 кгс тяги каждый и позволяющими развивать скорость до 1900 км/ч.

Самолёт оснащён вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, позволяющей осуществлять автономный запуск двигателей без использования наземных средств запуска[21]. Наличие автономного источника питания позволяет использовать самолёт с неподготовленных аэродромов, не имеющих оборудования для запуска, что существенно расширяет радиус боевого действия[21]

Топливная система

Топливо размещено на самолёте в трёх фюзеляжных баках, в одном баке в центроплане и двух баках в консолях крыла. Топливная система оснащена насосами, которые поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения самолёта в воздухе. На перегонах устанавливаются дополнительные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полёта. Самолёт оснащён убирающейся топливоприемной штангой, что позволяет производить дозаправку топливом в полёте. Дозаправку можно осуществлять с танкеров типа Ил-78[20].

Топливная система самолёта обеспечивает подачу топлива к двигателям из баков с заданной очерёдностью их выработки на всех режимах работы двигателей. Кроме того, на топливную систему возложена вспомогательная функция, связанная с использованием хладоресурса топлива — охлаждение рабочих тел системы кондиционирования, гидросистем и системы охлаждения генераторов электрического тока. Топливная система эксплуатируется на топливах Т-1, ТС-1, РТ (ГОСТ 10227-86), а также на их смеси в любой пропорции. Топливо на самолёте размещено: в баке № 1, расположенном ШП№ 18-28; в баках № 2 и № 5, расположенных в центроплане; в баке № 2Ц, расположенном над центропланом, в баке № 3, состоящем из двух отсеков, расположенных в правом и левом крыльях; в баке № 4, расположенных в хвостовой части фюзеляжа, между правым и левым двигательными отсеками; в баке № 6, состоящем из двух отсеков, расположенных в правой и левой хвостовых балках и в подвесных баках, два из которых расположены под крыльями и один под центропланом.

Топливные баки № 1, 2, 2С, 3, 4, 5, 6 представляют собой герметизированные отсеки планера самолёта. Бак № 5 является расходным баком. Бак № 5 стенкой № 2 делится на передний предрасходный отсек (5ПРО) и задний — расходный отсек (5РО).

Заправка топливом

Самолёт может быть заправлен топливом двумя способами: открытым — через заливные горловины и закрытым — под давлением. Открытая заправка производится через заливные горловины, установленные соответственно на баках № 1,4 и на правом и левом баках № 3.

Бак № 6 открытым способом не заправляется. Баки № 2 и № 5 заправляются из бака № 1 самотёком.

Количество топлива при открытой заправке проверяется визуально по уровню через заливные горловины и по показаниям указателя расходомера топливозаправщика. Заправка открытым способом применяется только при отсутствии специализированных топливозаправщиков.

При установке подвесных баков ФПБ и КПБ, заправка их осуществляется только открытым способом пистолетом через заливные горловины каждого ПТБ.

Заправка закрытым способом является основной и применяется во всех случаях нормальной эксплуатации самолёта. Заправка закрытым способом осуществляется путём подсоединения наконечника топливозаправщика к бортовому штуцеру заправки.

Система автоматического пожаротушения

Для повышения живучести самолёт оборудован системой автоматического пожаротушения, а также средствами дублирования и экранирования всех систем[4]. Топливные баки защищены от пожара и взрыва за счёт заполнения пенополиуретаном с открытыми ячейками[22][23], технология применения которого базируется на изоляции топлива от воздуха за счёт эффекта «капсулирования», что препятствует образованию горючей паровоздушной смеси при повреждении топливных баков[24].

Пилотажно-навигационный комплекс

Включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приёмником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолётом используется цифровая многоканальная система дистанционного управления «СДУ». Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО (Переднее горизонтальное оперение), обеспечивая гашение колебаний самолёта в плоскости тангажа.

Система активной безопасности, внедрённая на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землёй при маловысотном полёте. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора[11].

Радиолокационная станция

Лётчики 2-го гвардейского смешанного авиационного Оршанского Краснознамённого, ордена Суворова полка 11 февраля 2020 года отработали элементы сложного пилотажа и бомбометание на полигоне в Курганской области
РЛС переднего обзора

Радиолокационная станция самолёта Су-34 Ш-141 предназначена для обнаружения наземных и воздушных целей. Дальность обнаружения:

  • крупных наземных целей до 200—250 км[5],
  • типовых наземных целей до 150 км[5],
  • с идентификацией типа цели как «потенциальные танки и БМП на гусеничном ходу» до 75 км[5],
  • крупных воздушных целей без стелс-технологий типа «транспортные самолёты» составляет до 250 км[25],
  • малых воздушных целей типа «истребитель» до 90 км.[5].

РЛС поддерживает сопровождение до 10 целей (одновременно) и обстрел до 4 целей (одновременно), а также рассчитана на ассистирование наведению ракет «воздух-воздух» с собственными радарами путём «подсветки цели» для РВВ-АЕ и Р-27. Для ракеты ближнего боя Р-73 c инфракрасной ГСН РЛС обеспечивает выдачу первоначальных координат цели.

РЛС имеет функцию для выполнения полёта на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности TFR[5].

РЛС заднего обзора

В ходе разработки и постановки в серию неоднократно декларировалось наличие на самолёте РЛС обзора задней полусферы, расположенной в хвостовой балке.[26][17][27]. Известно, что именно из-за планов об установке данной системы была значительно увеличена хвостовая балка самолёта[28]. Кроме того, известно наименование РЛС — Н012[28].

Впрочем, официально о наличии либо отсутствии данной РЛС информации нет; по данным российского историка авиации Николая Якубовича, РЛС Н012 не вошла в итоговый состав радиоэлектронного вооружения Су-34[28] и не устанавливается на серийных самолётах по состоянию на 2018 год, а отсек РЛС занимает вспомогательная силовая установка мощностью 100 кВт[29]. Тем не менее, эксперт упоминает, что в теории возможна замена ВСУ, расположенной в данный момент в законцовке хвостовой балки, на Н012 в ходе глубокой модернизации проекта[30].

Подвесное разведывательное оборудование

В варианте использования Су-34 как самолёта разведки предусмотрено использование подвесного оборудования — подвесного универсального контейнера разведки (УКР) «Сыч»[31], который разработан в трёх вариантах, в зависимости от вида разведки:

Средства радиоэлектронной борьбы и подавления комплексов ПВО

Для активного противодействия радиолокационным станциям наведения противника в случае своего обнаружения Су-34 оборудован комплексом радиоэлектронной борьбы, который уменьшает вероятность поражения Су-34 системами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз[32][33]. Оснащение комплекса самолёта близко к оснащению специализированных самолётов РЭБ. Мощность комплекса РЭБ на Су-34 по оценке западных экспертов примерно аналогична уровню оборудования самолётов EF-111A и EA-18G[8].

Комплекс РЭБ Су-34 имеет приёмники облучения внешней РЛС и может использовать модули РЭБ Хибины (изделие Л-175В) или Л005-С Сорбция-С[8][34].

Для огневого поражения РЛС систем ПВО противника Су-34 может использовать ракеты Х-58, X-15П, Х-31П[35] на дальностях до 120—160 км и Х-31ПД на дальностях 180—250 км[36].

Практическая эффективность комплекса РЭБ была проверена во время военного конфликта в Грузии, где Су-34 использовался как самолёт радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения бомб и ракет по наземным целям

Для применения авиационных средств поражения самолёт оборудован прицельным комплексом, который позволяет производить поиск и поражение целей с помощью радиолокационной системы. Одной из систем комплекса является оптическая система «Платан», с помощью которой происходит наведение на цель ракет «воздух-земля» типа Х-29Л, управляемых бомб КАБ-500-Л[37] и КАБ-1500-Л[38] с лазерными ГСН, требующими подсветки цели. Версии ракеты Х-29Т и бомб КАБ-500Кр[37] не требуют дальнейшего наведения комплексом Су-34 после получения начальных координат цели, наведение на цель далее происходит через распознавание ТВ-камерой в ГСН.

Применяемый для поражения обычными средствами поражения (обычные (неуправляемые) бомбы, неуправляемые ракеты) прицельный комплекс самолёта обеспечивает точность, сопоставимую с применением дорогостоящего высокоточного оружия[39][40]. Такая эффективность применения обычных средств поражения отмечена экспертами НАТО на основе опыта применения Су-34 в Сирии. При этом экспертами НАТО отмечается сравнительно низкая стоимость бомбардировок по сравнению с использованием управляемых бомб (Стоимость бомб типа BGL составляет около $100 000 за единицу, их российский аналог КАБ-500С стоит около 3 миллионов рублей, что в среднем в 3 раза дороже обычной бомбы[41]. Скопившиеся в РФ большие запасы обычных бомб, оставшиеся в наследство от СССР, позволяют снизить стоимость высокоточного боевого применения Су-34.

Возможности самолёта позволяют применять бомбы и ракеты номенклатуры НАТО с использованием производимого ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Яламова (УОМЗ) по лицензии французской Thales Group модуля Damocles[42][43]. Данный модуль позволяет применять высокоточные системы поражения стандартов НАТО. Разработка данного модуля в сотрудничестве с Thales Group по Damocles была вызвана необходимостью исполнения контракта с Малайзией на поставку самолётов Су-30[44][45], но впоследствии предусмотрено для применения на Су-34[42][43]. Модуль, выполненный в варианте подвесного контейнера, позволяет применять управляемые бомбы серии BGL, обнаруживать оптическими средствами бронированную технику на дальности до 27 км, управлять наведением по лазерному каналу управляемых бомб и ракет на дальности до 16 км[45]. Помимо использования номенклатуры боеприпасов НАТО технологии Damocles приспособлены к применению российских боеприпасов.

Производство и поставки

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе 20 апреля 2005 года[46].

Первые два серийных Су-34 по первому контракту 2005 года (на 5 серийных самолётов) были получены 18 декабря 2006 года[47]. Дальнейшая поставка Су-34 Министерству обороны проводилась по подписанным контрактам 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей[48] на поставку 32 самолётов[49][50][51], 2012 года — на поставку до 2020 года 92 самолётов Су-34[52][53][54][55].

В перспективе дальнейшая поставка Су-34 Министерству обороны будет проводиться по контракту 2020 года на поставку 24 самолётов[56].

Варианты окраски серийных Су-34

Двухцветная окраска (использовалась до конца 2013 года)
Камуфляжная окраска с тёмным обтекателем РЛС (использовалась на серийных машинах ранних выпусков)

В 2019 году Алжир заключил контракт на поставку 14 самолётов Су-34[57].

В 2020 году было поставлено 4[58] Су-34, в 2021 году — 6 самолётов. Снижение поставок было связано с переходом на выпуск новых моделей и модификаций.[59]

Внешние видеофайлы
Передача новой партии, ноябрь 2023 года

К лету 2023 года выпуск Су-30, Су-34 и Су-35 был увеличен в два раза.[60]

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Су-32 Экспортная модификация.
Су-34М / Су-34НВО Модификация базовой версии, полученная в результате выполнения ОКР «Сыч». Заключён предварительный контракт с МО РФ на производство 76 самолётов до 2027 года[61][62]

На вооружении

 Россия

Оценка боевых возможностей

Су-34 несёт вдвое большую бомбовую нагрузку, чем Су-24М[69]. Су-34 обладает манёвренностью, как у истребителя, что позволяет ему быстро менять положение в воздухе для более удобной позиции в атаке или уклонении от неё.

Немаловажным фактом являются большой боевой радиус (600—1130 км)[70].

РЛС Су-34 позволяет эффективно обнаруживать цели типа «танк», что позволяет ему эффективно выполнять задачу по уничтожению небольших целей, с которой большинство других типов бомбардировщиков с трудом справляется. Таким образом, самолёт может выполнять функцию штурмовика Су-25. Самолёт способен использовать противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и авиационные ракеты Х-59[71][72]. В дополнение к данному вооружению возможно использовать противорадиолокационные ракеты Х-31А[73].

Взаимозаменяемость многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и уменьшает стоимость фронтового бомбардировщика.

Боевое применение

Вооружённый конфликт в Южной Осетии

Sukhoi Su-34 at Latakia (10).jpg
Су-34 в Латакии, октябрь 2015 г, авиабаза «Хмеймим»

Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе боевых действий в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО при помощи станции помех «Хибины»[74]. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех[75], принимал участие в обеспечении вылета, в котором Су-24М противорадиолокационной ракетой Х-58у уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори[76].

Военная операция России в Сирии

Су-34, бортовой номер «23 Красный», аэродром «Балтимор»

Во время военной операции России в Сирии шесть самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористической группировки ИГИЛ в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка; в результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены[77][78][79].

С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняли истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии[80][81][82].

СВО

Опыт применения в СВО показал, что самолёт нуждается в бронированном фонаре для защиты от осколков и птиц. Бронированный фонарь был разработан, но не устанавливается. Установка тяжелого фонаря, практически не скажется на массе самолёта, поскольку в носу для центровки размещены десятки килограмм стальных плит.[83]

4 сентября 2023 года ТАСС сообщил, что Су-34 впервые применил гиперзвуковую ракету «Кинжал».[84] До этого времени применение «Кинжалов» обеспечивали специально переоборудованные МиГ-31И.

Применение для хозяйственных нужд

Самолёты были задействованы весной 2016 года для бомбометания по ледовым заторам в Вологодской области[85][86][87].

Аварии и лётные происшествия

В 2012 году Банк России в обращение выпустил серебряную памятную монету, посвящённую 100-летию ВВС, с изображением Су-34, номиналом в 3 рубля и тиражом 3000 экземпляров[88]

Тактико-технические характеристики

Sukhoi Su-34.png
Sukhoi Su-34.svg

Источники данных[100][101]

Технические характеристики

Размещение и схема расположения вооружения

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1400 км/ч
    • на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 М)
  • Перегоночная дальность: 4500 км (7000 км с ПТБ)[103]
  • Скорость отрыва: н/д
  • Посадочная скорость: н/д
  • Боевой радиус: 600—1130 км[70]
  • Практический потолок: 14650[103] — 17 000 м[104]
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 0,71
    • при максимальной взлётной массе: 0,6

Вооружение

  • Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1
  • Узлов подвески вооружения: 12
  • Наибольшая дальность применяемых боеприпасов — 250 км.[104]
  • Максимальная боевая нагрузка: 8000 кг[105] 12 000 кг при боевом радиусе 1000 км[106](4000 кг при полной загрузке топлива)[107].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Истребитель-бомбардировщик Су-34. Дата обращения: 25 августа 2013. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  2. Россия вооружилась бомбардировщиками Су-34. Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано 28 марта 2014 года.
  3. 3,0 3,1 Russian Air Force receives first Su-34M front-line bombers // Aviation Defense News, 05 July 2022.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Фронтовой бомбардировщик Су-34, Front-line bomber Su-34, bastion-karpenko.narod.ru. Архивировано 15 марта 2015 года. Дата обращения 6 января 2016.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Михаил Сырица. В Южный военный округ поступила очередная партия истребителей-бомбардировщиков Су-34, ИТАР-ТАСС. Архивировано 22 мая 2015 года. Дата обращения 22 мая 2015.
  6. «Эта машина — основная рабочая лошадь. Делают по четыре, по пять вылетов. Каждый день.», Fighterbomber, 6 октября 2023 года
  7. 7,0 7,1 Сухой Су-34. www.airwar.ru. Дата обращения: 24 декабря 2017. Архивировано 19 января 2015 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Sukhoi Su-34 Fullback; Russia's New Heavy Strike Fighter. www.ausairpower.net. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 29 декабря 2015 года.
  9. Су-32 — Историческая справка. ОАО «Компания „Сухой“» Архивная копия от 14 октября 2011 на Wayback Machine
  10. Михеев А., Фомин А. Су-34. — М.: Полигон-пресс, 1995. — 55 с. — С. 21.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Всё об авиации: большая энциклопедия / Сост. Л. Е. Сытин. — М.: ООО «АСТ», 2018. — 640 с. ISBN 978-5-17-091175-2.
  12. Пресс-служба. Российские лётчики получили первую партию новейших самолётов (недоступная ссылка). ПАО «Компания Сухой» (18 декабря 2006). Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 18 октября 2017 года.
  13. В небе Су-34!. ПАО "Компания Сухой" (12 октября 2006). Архивировано 15 августа 2016 года.
  14. Интенсивность государственных совместных испытаний (ГСИ) многоцелевых ударных самолётов Су-34 по сравнению с прошлым годом возросла почти вдвое (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2011. Архивировано 1 января 2014 года.
  15. ВВС в 2012 году примут на вооружение бомбардировщики Су-34, Lenta.ru (20 сентября 2011). Архивировано 27 июня 2012 года. Дата обращения 15 октября 2011.
  16. Su-34 'Strike Flanker'. www.airbase.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 23 февраля 2018 года.
  17. 17,0 17,1 Характеристики бомбардировщика Су-34. РИА Новости. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 21 ноября 2015 года.
  18. Су-34. www.airbase.ru. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 16 марта 2016 года.
  19. Ударный «Утёнок» Cу-34. ВВС РФ получат уникальные бомбардировщики. tvzvezda.ru. Телеканал «Звезда». Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
  20. 20,0 20,1 Сухой Су-34 // Авиационная энциклопедия «Уголок неба».
  21. 21,0 21,1 Испытания новых опций для Су-34 завершатся в 2010 году Архивная копия от 11 июня 2010 на Wayback Machine (рус.)
  22. На «МАКС-2007» будет представлен новый Су-34. www.ural.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
  23. Эра Су-34. AviaPort.Ru. АвиаПорт.Дайджест. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
  24. Пожаровзрывобезопасные топливные баки и взрывобезопасные газовые баллоны. www.arms-expo.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
  25. Сухой Су-34. www.airwar.ru. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 19 января 2015 года.
  26. Н.Якубович, 2018, с. 23.
  27. Су-34 официально встал в строй ВВС РФ. Национальная оборона. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
  28. 28,0 28,1 28,2 Н.Якубович, 2018, с. 112.
  29. Н.Якубович, 2018, с. 85.
  30. Н.Якубович, 2018, с. 34.
  31. ВПК "НПО машиностроения" - ТРИБУНА ВПК №41 2011 год. www.npomash.ru. Дата обращения: 14 марта 2016. Архивировано 17 апреля 2016 года.
  32. Угроза пятого элемента. nvo.ng.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 27 января 2016 года.
  33. Су-34. nevskii-bastion.ru (24 октября 2012). Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 7 февраля 2016 года.
  34. Су-34 превратят в самолёт радиоэлектронной борьбы. Lenta.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 16 января 2016 года.
  35. ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» (недоступная ссылка). www.ktrv.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 6 августа 2014 года.
  36. АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Ракета Х-31ПД. АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (12 июня 2016). Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 18 июня 2016 года.
  37. 37,0 37,1 ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение». www.ktrv.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 28 января 2016 года.
  38. ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение». www.ktrv.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 28 января 2016 года.
  39. Бондарев: Су-34 гораздо лучше предшественников. РИА Новости. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 25 октября 2014 года.
  40. «Сирийская» проверка «Утёнка»: как Су-34 наводит ужас на террористов. Телеканал «Звезда». Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 12 декабря 2015 года.
  41. Минобороны отказалось от ГЛОНАСС-бомб. Известия. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 5 октября 2012 года.
  42. 42,0 42,1 Sukhoi gets contract to build latest lot of Su-34 jet fighter bombers as part of 92-aircraft deal through 2020. intelligent-aerospace.com. Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
  43. 43,0 43,1 Russian fighters to use Thales Damocles targeting pods (недоступная ссылка) (18 января 2008). Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 18 января 2008 года.
  44. Malaysian Su-30MKM line up. Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
  45. 45,0 45,1 Спецификация на Damocles и указание на Су (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 22 сентября 2015 года.
  46. Пресс-служба компании. В Новосибирске началось производство самолёта СУ-34 (недоступная ссылка). Пао "Компания Сухой" (20 апреля 2005). Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 15 августа 2016 года.
  47. Пресс-служба компании. ВВС России получили на вооружение "Су-34" (недоступная ссылка). ПАО "Компания Сухой" (18 декабря 2006). Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  48. Сотый Су-34 поступит в войска в ближайшее время — Телеканал «Звезда». Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
  49. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2011. Архивировано 1 июня 2011 года.
  50. Годовой отчёт 2009 год Архивная копия от 1 июня 2011 на Wayback Machine // НАПО
  51. Новости Архивная копия от 7 июня 2011 на Wayback Machine // ОАО «Компания „Сухой“»
  52. Компания «Сухой» поставит Минобороны более 90 бомбардировщиков Су-34 Архивная копия от 4 марта 2012 на Wayback Machine // РИА «Новости»
  53. ВКС России получили 18 новейших бомбардировщиков Су-34. Архивировано 7 апреля 2016 года. Дата обращения 5 января 2017.
  54. bmpd. ВКС России получили четыре фронтовых бомбардировщика Су-34. bmpd (17 октября 2017). Дата обращения: 18 октября 2017. Архивировано 4 апреля 2019 года.
  55. Министр обороны ознакомился с производством многофункциональных истребителей Су-34 на Новосибирском авиазаводе Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine // Министерство обороны Российской Федерации
  56. Минфин и «Роскосмос» вступили в публичные препирательства о сокращении расходов — Ведомости. Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 1 ноября 2020 года.
  57. Для российских Су-57 нашли покупателя. lenta.ru. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 28 декабря 2019 года.
  58. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году, bmpd, 20 января 2021
  59. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2021 году, bmpd, 28 января 2022
  60. Может ли кто-то противостоять «Кинжалам»?, Ростех, 10 июля 2023 года
  61. «Сухой» воздух: Минобороны закупит Су-34 усовершенствованной версии Архивная копия от 30 мая 2020 на Wayback Machine // Известия, 29 мая 2020
  62. Для чего и как именно был модифицирован боевой «утёнок» ВКС РФ — Су-34М? Архивная копия от 9 июля 2022 на Wayback Machine // АиФ, 8.07.2022
  63. Новые Су-34 прибыли в авиачасть под Комсомольском-на-Амуре 31 августа 2016. Дата обращения: 2 сентября 2016. Архивировано 28 августа 2018 года.
  64. ВКС РФ получили четыре бомбардировщика Су-34, Interfax.ru (23 декабря 2016). Архивировано 24 декабря 2016 года. Дата обращения 23 декабря 2016.
  65. Два новых бомбардировщика из Новосибирска переданы ВКС РФ. Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 26 января 2018 года.
  66. Первая в новом году партия бомбардировщиков Су-34 передана ВКС. Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 26 января 2018 года.
  67. ПАО "Компания "Сухой". www.sukhoi.org. Дата обращения: 12 января 2018. Архивировано 12 января 2018 года.
  68. Авиаполк под Челябинском завершил перевооружение на бомбардировщики Су-34. ТАСС. Дата обращения: 24 апреля 2020. Архивировано 17 ноября 2019 года.
  69. Су 34 фото описание. toparmy.ru. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 27 августа 2018 года.
  70. 70,0 70,1 Основные характеристики фронтового бомбардировщика Су-34. Справка. РИА Новости (5 мая 2008).
  71. Су-34 - российский истребитель-бомбардировщик, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК (2 июня 2016). Архивировано 8 декабря 2017 года. Дата обращения 7 декабря 2017.
  72. СУ-34. lemur59.ru. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
  73. Сухой Су-34. avia.pro. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
  74. «Сирийская» проверка «Утёнка»: как Су-34 наводит ужас на террористов. Телеканал «Звезда», октябрь 2015 Архивная копия от 10 ноября 2015 на Wayback Machine
  75. Потери авиации в Пятидневной войне. Дата обращения: 28 октября 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  76. Д. Е. Болтенков, А. М. Гайдай, А. А. Карнаухов, А. В. Лавров, В. А. Целуйко. Новая армия России / М. С. Барабанов. — М.: Центр АСТ, 2010. — С. 69. — 168 с. — ISBN 978-5-9902620-1-0.
  77. Подведены итоги работы российской авиагруппы в Сирии за прошедшие сутки. Дата обращения: 2 октября 2015. Архивировано 4 октября 2015 года.
  78. Кадры новейшего бомбардировщика Су-34 на боевом задании в Сирии. Телеканал «Звезда», 02.10.2015. Архивная копия от 3 октября 2015 на Wayback Machine
  79. Подведены итоги работы российской авиагруппы в Сирии за прошедшие сутки : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 2 октября 2015. Архивировано 4 октября 2015 года.
  80. Двойной удар: Россия и Иран меняют оперативно-стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке. Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
  81. Взлетевшие с аэродрома в Иране российские Су-34 уничтожили 150 боевиков в Сирии. Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
  82. Авиация ВКС РФ нанесла групповой удар по объектам ИГ в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
  83. Сегодня и в ближайшей перспективе летчика защитит не золотое стекло, а бронированное, Fighterbomber, 10 ноября 2023 года
  84. Самолет Су-34 применил в ходе СВО гиперзвуковую ракету «Кинжал», ТАСС, 4 сентября 2023 года
  85. На вологодские ледяные заторы сбросили четыре тонны бомб. Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 23 мая 2016 года.
  86. Су-34 разбомбили Кобылинские перекаты, скованные льдом. Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 1 февраля 2017 года.
  87. Экипажи бомбардировщиков Су-34 ЗВО выполнили бомбометание по ледяным заторам на реке Сухона в Вологодской области. Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
  88. 100 лет Военно-воздушным силам. cbr.ru. Дата обращения: 14 июня 2021. Архивировано 14 июня 2021 года.
  89. Минобороны подтвердило аварию Су-34 при посадке под Воронежем. РИА Новости (4 июня 2015). Архивировано 19 января 2019 года.
  90. В Хабаровском крае бомбардировщик Су-34 выкатился за пределы взлётной полосы. ТАСС (1 августа 2018).
  91. Два Су-34 потерпели аварию на Дальнем Востоке. Телеканал «Звезда» u. Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 18 января 2019 года.
  92. Один из потерпевших крушение Су-34 смог сесть с отказавшим двигателем, Interfax (18 января 2019). Архивировано 25 января 2019 года.
  93. Столкновение двух Су-34 на Дальнем Востоке. ТАСС (18 октября 2019). Архивировано 19 января 2019 года.
  94. Крушение Су-34 на Дальнем Востоке. РИА Новости (18 января 2019). Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 19 января 2019 года.
  95. Эксперты объяснили столкновение двух Су-34. Взгляд, 18.01.2019. Архивная копия от 19 января 2019 на Wayback Machine
  96. Стали известны детали спасения лётчиков Су-34. Взгляд, 19.01.2019 Архивная копия от 23 января 2019 на Wayback Machine
  97. В Хабаровском крае разбился бомбардировщик Су-34 / РБК. Дата обращения: 21 октября 2020. Архивировано 23 октября 2020 года.
  98. В Ейске потерпел крушение самолет Су-34. РИА Новости (20221017T1856).
  99. В Ейске число погибших в результате падения самолета выросло до 13. TACC. Дата обращения: 18 октября 2022.
  100. http://www.sukhoi.org/planes/military/su32/lth/ (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 августа 2009. Архивировано 5 марта 2012 года.
  101. Су-34 летит в войска (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 сентября 2010. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  102. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ММПП «САЛЮТ» Ю.ЕЛИСЕЕВА. Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  103. 103,0 103,1 Истребитель-бомбардировщик Су-34. Минобороны России. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 12 января 2021 года.
  104. 104,0 104,1 Сухой Су-34. Дата обращения: 18 мая 2006. Архивировано 19 января 2015 года.
  105. This cool Infographic says all you need to know about the Sukhoi Su-34 the most advanced Russian plane in Syria (англ.), The Aviationist (4 October 2015). Архивировано 27 сентября 2018 года. Дата обращения 9 мая 2018.
  106. Бондарев: Су-34 гораздо лучше предшественников Архивная копия от 25 октября 2014 на Wayback Machine // РИА Новости
  107. Su-34/Su-32FN Bomber Russia Архивная копия от 30 сентября 2015 на Wayback Machine // airforceworld.com

Литература

  • Николай Якубович. Сирийская премьера. Многоцелевые самолёты Су-30, Су-34 и Су-35. — Москва: ЭКСМО:Яуза, 2018. — 144 с. — ISBN 978-5-04-089924-1.