Амет-Хан, Султан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Султан, Амет-хан»)
Султан Амет-Хан
кр.-тат. Amet-Han Sultan[1]
Amet-khan Sultan.jpg
Принадлежность  СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик ВВС
Звание Подполковник ВВС СССР
Часть 9-й гвардейский истребительный авиационный полк
Командовал эскадрилья
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Герой Советского Союза Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Александра Невского
Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды Орден «Знак Почёта» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
SU Medal For the Defence of Stalingrad ribbon.svg Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal For the Capture of Koenigsberg ribbon.svg
Медаль «За взятие Берлина» SU Medal 50 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg
Honoured Test Pilot of the USSR.png Сталинская премия
Связи С. Н. Анохин,
И. Г. Борисов
В отставке лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском

Султа́н Амет-Хан[комм. 1] (кр.-тат. Amethan Sultan[2]; 20 октября 1920, Алупка, Правительство Юга России — 1 февраля 1971, Московская область) — советский военный лётчик-ас крымскотатарского происхождения[3], участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза[4] (1943, 1945). Член ВКП(б) с 1942 года[5].

Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 года совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя асом. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190» (30-я одиночная воздушная победа, 49-я вместе с групповыми).

После войны — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.

Биография

Родился 20 октября 1920 года в местечке Алупка Дерекойской волости Ялтинского уезда Таврической губернии в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра-1 в Дагестане) Султан Амет-хан, мать — крымская татарка Насибе[6]. По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане[7], так и крымские татары.

По словам дагестанского поэта Расула Гамзатова, на вопрос «Чей же ты?» в беседе с ним Амет-Хан ответил[8]:

Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?[9]

В советском паспорте и во всех прочих документах обозначал себя татарином[3][10]. При рождении получил имя Амет в честь деда. По утверждению историка А. Симонова, правильное написание имени и отчества Героя должно быть таким: Амет Султанович Амет-хан. При поступлении в лётное училище данные на курсанта были записаны по крымскотатарскому обычаю — вначале собственное имя, а затем имя отца. В результате возникла путаница, и имя отца стали считать именем Героя. В итоге сыновья Амет-хана Султана по паспортам значатся как Арслан Султанович Амет-хан и Станислав Султанович Амет-хан (хотя правильно должно быть Арслан Аметович Амет-хан и Станислав Аметович Амет-хан)[11]. Амет часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан и султан!»[12]

Дом в Алупке, где вырос Амет-хан Султан

В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ)[13] в Симферополе. После окончания учёбы в ФЗУ в 1938 году работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в симферопольском аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году[6].

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 122-й иап пилотом. Из 122-го иап направлен младшим лётчиком в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Занимал должность командира звена, замкомандира и командира авиаэскадрильи. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии[6].

В Великой Отечественной войне

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны»[6].

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина[6][комм. 2][14][15][16]. В 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям. По словам самого Амет-Хана, он считал, что совершил в атаке ошибку пилотирования, потеряв свой самолёт, хотя многие лётчики выполняли «таран», сажая свой истребитель сверху на вражеский самолёт и разрушая его с помощью шасси: «[Амет-Хан] отчётливо понял свою ошибку: если бы таранил сверху, как делают другие, то, глядишь, приземлился бы на своём самолёте»[12].

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов и Борис Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта[6].

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны[6]. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла[17].

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины он совершил на ней самостоятельный полёт[6].

Во время отпуска в городе Алупка стал свидетелем депортации крымскотатарского народа 18-20 мая 1944 года. При депортации в присутствии Амет-Хана сотрудниками НКВД был арестован его младший брат Имран[18], которому вменили обвинение и затем судили военным трибуналом[19] за то, что он являлся членом вспомогательной охранной полиции Schutzmannschaft («Шума»), вовлечённой в военные преступления в концлагере «Красном». Известен также рассказ командира партизанского отряда Николая Дементьева[20], который был послан для эвакуации семьи Амет-Хана, но семья лётчика отказалась покинуть Крым, после чего партизанский отряд попал в засаду шуцманшафт[21]. Литературная версия драматической встречи Амет-Хана с семьёй в период депортации и известие об аресте Имрана изложены в книге Буты Бутаева, который написал её по личным беседам с самим Амет-Ханом[22]. Литературная версия Буты Бутаева послужила основанием для рассказов, что Амет-Хан смог защитить своих родителей от депортации, что не подтверждается какими-либо документами. На самом деле при депортации не считались семьями крымских татар семьи, где крымская татарка была замужем за представителем другой национальности[23]. Отец Амет-Хана был дагестанцем (лакцем), поэтому семью не депортировали — только Имран ответил за свои действия.

После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина[6].

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190»[6].

Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника[6].

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года[6].

Послевоенная карьера

После окончания войны, по распоряжению Верховного главнокомандующего, все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Но в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас[24][25].

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось, Амет-Хан впал в депрессию, злоупотреблял спиртным, начал опускаться[26]. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском[6].

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания[27][28].

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе[6].

В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания[6][29].

В 1951—1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена[30]. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени[6].

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена[6][31].

В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ[32][33].

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов[6].

Жил в городе Жуковский Московской области[6].

Погиб 1 февраля 1971 года под Егорьевском (Московская область) при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя[34].

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище[6].

Список побед

Наиболее известная версия списка побед лётчика была составлена историками авиации Андреем Симоновым и Михаилом Быковым, по которой всего Амет-Ханом было сбито 30 самолётов самостоятельно и 19 в группе за 603 боевых вылетов в 150 воздушных боях[35][36].

Д а т а Противник Место падения самолёта или проведения воздушного боя Свой самолёт
31.05.1942 1 Ю-88 (сбит тараном) Ярославль «Харрикейн»
06.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/10) Большая Слепуха
1 Ме-109 (в гр. 1/11) Ивановка
08.07.1942 4 Ме-109 (в гр. 4/12) Калабино — Долгуша — Архангельское
09.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Ольховка
10.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/8) Замятино
21.07.1942 1 Ме-109 Большая Верейка
2 Ме-109 (в гр. 2/6)
1 «Хе-113» (в гр. 1/6)
23.07.1942 1 Ю-87 (в гр. 1/6) севернее Привалы
23.08.1942 1 Ме-109 южнее Заплавное Як-7
02.09.1942 1 Ме-109 Красноармейск
03.09.1942 1 Ме-109 Демидово
07.09.1942 1 Ме-109 Акатовка
08.09.1942 1 Ме-109 (в паре) Грачи
09.09.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/6) Садовая
11.09.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/7) Сталинград
14.09.1942 1 ФВ-189 (в паре) Акатовка
1 Ю-88 (в гр. 1/9) северная окраина Сталинград
1 Ме-109 (в гр. 1/9) южная окраина Сталинград
15.09.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Рыбзавод (Сталинград)
1 Ме-109 Рынок (Сталинград)
13.12.1942 1 Хе-111 Бузиновка — Петровский Як-1
21.03.1943 1 Ме-109 Батайск
25.03.1943 1 Ю-87 южнее Койсуг
1 Ме-109 южнее аэродром Батайск
22.07.1943 1 Хе-111 севернее Мариновка
24.07.1943 1 Хе-111 Куйбышево — Дмитриевка
20.08.1943 2 Ю-87 Калиновка «Аэрокобра»
21.08.1943 1 Ю-88 Успенская
1 Хе-111 северо-восточнее Успенская
02.10.1943 1 Ю-88 Ворошиловка
06.10.1943 1 Ме-109 Большой Токмак
10.10.1943 1 Ю-87 Пришиб
08.02.1944 1 Ю-88 западнее Берислав
13.03.1944 1 Ме-109 северо-восточнее Очаков
22.03.1944 1 Ю-52 восточнее Александровка
24.04.1944 1 ФВ-190 южнее мыс Херсонес
14.01.1945 1 ФВ-190 восточнее Гумбиннен Ла-7
16.01.1945 2 ФВ-190 Гумбиннен
18.01.1945 1 ФВ-190
13.04.1945 1 Ме-109 Гросс-Хюбникен
29.04.1945 1 ФВ-190 аэродром Темпельхоф (Берлин)
Всего сбитых самолётов — 30 + 19; боевых вылетов — 603; воздушных боёв — 150.

Награды

Портрет Амет-Хана Султана во время шествия «Бессмертного полка». Махачкала, 9 мая 2016 год.

Советские государственные награды и звания[6]:

Семья

  • Отец: Султан Аметхан.
  • Дед (по матери): Бекир Садла.
  • Мать: Насибе.
  • Сестра: Фатма, дожила до четырёх лет.
  • Брат: Имран. Во время немецкой оккупации Крыма сотрудничал с немцами, служил во вспомогательной полиции. После окончания войны арестован органами НКВД[47].
  • Жена: Фаина Максимовна (в девичестве — Данильченко)[48].
  • Дети: Станислав, Арслан.
  • Внучка: Вероника (дочь Станислава).

Память

Памятные знаки

Бронзовые бюсты лётчика установлены в его родном городе Алупка, в Махачкале (на проспекте, носящем его имя и напротив здания аэровокзала) и в ауле Цовкра[6].

В 2007 году в Феодосии на Аллее Героев установлен бюст лётчика.

В 2010 году в Ярославле на проспекте Авиаторов был установлен памятник лётчику.

В 2013 году открыт памятник в Киеве на Аллее Воинской Славы[49].

В 2015 году памятный знак Амет-хану Султану был открыт в деревне Дымокурцы под Ярославлем на месте его приземления[50].

8 мая 2015 года открыт памятник в районном центре Кулинского района Дагестана — селе Вачи[51][52].

Его именем названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске, Мелитополе, Ростове-на-Дону, Казани и ряде других городов, посёлков и сёл; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале. Также его именем названы аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы;[6] малая планета (6278) Амет-Хан[53][комм. 3], платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города Каспийска, школа № 27 г. Махачкала и школа села Новокули[54] Республики Дагестан.

На здании Симферопольского железнодорожного вокзала Амет-Хану установлена мемориальная доска[6].

Мемориальная доска памяти Амет-хана Султана установлена в г. Жуковском на д. 1 по улице его имени

В 2015 году Верховная рада Украины приняла постановление о присвоении имени Амет-Хана Султана расположенному в Крыму и контролируемому Россией аэропорту «Симферополь»[55]. Руководство аэропорта по этому поводу заявило, что оно руководствуется нормативными актами Российской Федерации и реагировать на данное постановление не видит смысла[56]. В Государственной думе России также заявили, что данное решение не имеет для России никакой юридической силы[57][58].

В октябре 2015 года на здании штаба 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа в Ростове-на-Дону открыта мемориальная доска[59].

Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2016 года № 7[60], была учреждена государственная награда Республики Дагестан — медаль имени Амет-Хана Султана.

Музей Амет-Хана Султана

С 1993 года в Алупке существует Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (с 2001 года — отдел Крымскотатарского музея искусств), в котором работает постоянно действующая экспозиция, посвящённая жизни, пути и лётно-испытательной деятельности советского лётчика, а также его семье и боевым соратникам. Здесь представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны, коллег и соратников по лётно-испытательной работе, фотографии, архивные документы, письма, книги, личные вещи и награды Амет-Хана Султана, лётное обмундирование и др. Среди экспонатов представлены макеты самолётов времён Великой Отечественной войны, а также послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации. На открытой площадке рядом с музеем размещены макет самолёта Ла-5, подаренный после съёмок художественного фильма «Хайтарма», и КС-1[61].

В искусстве

«Вспоминая Амет-Хана» 137/106 х м 1975 год Заслуженный деятель искусств УзССР художник Эминов Кязим Ибраимович (1928—1976) работа не закончена.

«Ай-Петри помнит…» (памяти Аметхана) 230/80 х м 2012 год Заслуженный художник АРК Эминов Рустем Кязимович (1950).

Амет-Хан Султан — главный герой снятого в 2013 году художественного фильма «Хайтарма» («Возвращение»)[62] (режиссёр и исполнитель главной роли — Ахтем Сейтаблаев).

См. также

Комментарии

  1. В различных источниках есть разночтения по его имени:
    • согласно советским документам военного времени (наградным листам), фамилия — Амет-Хан, имя — Султан, отчества нет;
    • согласно крымско-татарскому обычаю пишется слитно Аметхан Султан, без отчества и фамилии;
    • он сам себя, его родственники и коллеги называют его по имени Амет; Султан — имя его отца;
    • в соответствии со свидетельством о рождении — Амет Султанович Амет-хан.
  2. Часто говорится о присвоении не существовавшего тогда звания Почётного гражданина города Ярославля. По некоторым сведениям, выставленный «юнкерс» был не тем, который сбил Амет-Хан Султан
  3. Решением Российской академии наук от 10 сентября 2007 года.

Примечания

  1. Amethan Sultan – Qırım toprağınıñ ğururıdır (FOTO) - ЦРО ДУМК
  2. Amethan Sultan – Qırım toprağınıñ ğururıdır (FOTO) (кр.тат.). ЦРО ДУМК (1 февраля 2019). Дата обращения: 22 октября 2019.
  3. 3,0 3,1 https://www.crimeantatars.club/blogs/tak-kem-zhe-byl-po-natsionalnosti-amet-han-sultan здесь приводятся ксерокопии документов, где в строке национальность стоит «татарин»
  4. Амет-Хан Султан // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — М.: «Барс», 2007. — С. 35. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  5. 5,0 5,1 Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 21).
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 6,18 6,19 6,20 6,21 6,22 6,23 6,24 Симонов А.А. Султан Амет-Хан. Сайт «Герои страны».
  7. Медаль имени Амет-Хана Султана учредят в Дагестане. www.riadagestan.ru. Дата обращения: 14 июня 2016.
  8. Чей ты, Амет-Хан? Как хотели "приватизировать" имя героя. РИА Новости Крым (20171025T1251+0300Z). Дата обращения: 19 марта 2019.
  9. Михаил Вострышев. Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна. — Litres, 2015-05-23. — 478 с. — ISBN 9785457774704.
  10. 10 интересных фактов об Амет-Хане Султане. avdet.org. Дата обращения: 22 октября 2019.
  11. Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза. — Фонд «Русские витязи», 2017. — 388 с. — ISBN 978-5-9909605-1-0.
  12. 12,0 12,1 Жукова, Людмила. Выбираю таран. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — ISBN 5235028244.
  13. Автобиография // pamyat-naroda.ru
  14. Подвиг в небе // Городские новости. — 25.02.2010.
  15. Те дни забыть нельзя никогда // Городские новости. — 14.04.2010.
  16. Война меня ведь не щадила… // Городские новости. — 05.05.2010.
  17. Бутаев, 1990, Глава вторая.
  18. Татарский мир • ГЕРОЙ ИЗ АЛУПКИ (недоступная ссылка). www.tatworld.ru. Дата обращения: 14 июня 2016. Архивировано 10 августа 2016 года.
  19. Андрей Сидорчик. Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана. www.aif.ru. Дата обращения: 14 июня 2016.
  20. Русская община Крыма. Крымчане простились с Николаем Дементьевым (недоступная ссылка). ruscrimea.ru. Дата обращения: 14 июня 2016. Архивировано 3 августа 2016 года.
  21. Галина САПОЖНИКОВА | Сайт «Комсомольской правды». Почему правда о войне до сих пор ссорит нас с крымскими татарами?. KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (17 июня 2013). Дата обращения: 14 июня 2016.
  22. Бута Бутаев. Амет-хан Султан02. epizodsspace.airbase.ru. Дата обращения: 14 июня 2016.
  23. Саша Кругосветов. Светящиеся ворота. — Litres, 2016-03-24. — 83 с. — ISBN 9785040033225.
  24. Симонов, Бодрихин, 2017, p. 44.
  25. Бутаев, 2005, p. 208.
  26. Лавриненков, 1982, с. 62—66.
  27. Симонов, Бодрихин, 2017, p. 45.
  28. Бутаев, 2005, p. 222.
  29. Бутаев, 2005, p. 230.
  30. Как был потоплен «Красный Кавказ»
  31. Бутаев, 2005, p. 232—234.
  32. 95-ю годовщину дважды Героя Советского союза Амет-Хана Султана отметят в Крыму и в Дагестане. РИА «Дагестан» (24 апреля 2015). Дата обращения: 1 июня 2015.
  33. ЦГАООУ. Ф.1. Оп. 24. Д. 4248. Л. 287—294. Заверенная копия.
  34. Бутаев, 2005, p. 283.
  35. Слово об Аметхане Султане | Милли Фирка. Крымские татары. Крым. www.milli-firka.org. Дата обращения: 14 июня 2016.
  36. Амет-Хан Султан - Советские асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.. soviet-aces-1936-53.ru. Дата обращения: 14 июня 2016.
  37. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 20).
  38. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 159. Л. 433).
  39. Указ Президиума ВС СССР от 14.02.1943 г. о награждении орденами и медалями начальствующего и рядового состава Красной Армии.
  40. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 404. Л. 27).
  41. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2402. Л. 26).
  42. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 2337. Л. 7).
  43. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4184. Л. 289).
  44. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682523. Д. 29. Л. 306).
  45. Симонов, 2009.
  46. О присвоении звания "Почётный крымчанин" Амет-Хану Султану (посмертно)
  47. Андрей Сидорчик. Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана. aif.ru (4 марта 2014). Дата обращения: 22 октября 2019.
  48. КРЫМ НАВСЕГДА
  49. [www.rutraveller.ru/place/109370 Описание бюста Амет-Хана Султана в Киеве]. Rutraveller.
  50. [www.gtk.tv/news/65532.ns Под Ярославлем открыли памятный знак Амет-хану Султану]
  51. Открытие памятника Дважды Герою Советского Союза Амет — Хану Султану Архивировано 4 марта 2016 года.
  52. Церемония открытия памятника летчику Аметхану Султану прошла в Дагестане. Кавказский Узел. Дата обращения: 22 октября 2019.
  53. База данных MPC по малым телам Солнечной системы (6278) (англ.)
  54. Имя легендарного лётчика испытателя Амет-Хана Султана теперь носит одна из школ в Новокули
  55. Верховная рада переименовала аэропорт Симферополя, news.mail.ru (14 мая 2015). Архивировано 3 августа 2015 года. Дата обращения 14 мая 2015.
  56. Верховная рада «переименовала» российский аэропорт в Симферополе // НТВ.Ru
  57. В Госдуме отказались воспринимать всерьёз переименование аэропорта Симферополя: Общество: Россия: Lenta.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 17 мая 2015 года.
  58. Депутат ГД: переименование Радой аэропорта Симферополя - спекуляция. РИА Новости Крым (2015). Дата обращения: 22 октября 2019.
  59. В Ростове-на-Дону откроют мемориальную доску лётчику-испытателю дважды Герою СССР Амет-Хану Султану // Министерство обороны Российской Федерации
  60. Закон Республики Дагестан от 8 февраля 2016 года № 7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан»
  61. Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (недоступная ссылка). Крымскотатарский музей искусств. Дата обращения: 15 мая 2015. Архивировано 23 февраля 2015 года.
  62. Елена Ардабацкая. «Хайтарма»: боль одного народа? (недоступная ссылка). Московский комсомолец (19 июня 2013). Дата обращения: 15 мая 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.

Литература

Энциклопедии и справочники
Исследования
  • Бутаев Б. Б. Амет-Хан Султан. — М.: Политиздат, 1990. — 237 с. — 100 000 экз.
  • Бутаев Б. Б. Амет-Хан Султан. — Москва: Патриот, 2005. — ISBN 5703009227.
  • Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза. — Фонд «Русские витязи», 2017. — 388 с. — ISBN 978-5-9909605-1-0.
Некоторые очерки и мемуары
  • Ковалёв С. Меч Амет-Хана // Амет-Хан, Султан // Звёзды немеркнущей славы : Очерки о крымчанах — Героях Советского Союза / авт.-сост. Ф. А. Третьяков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Симферополь : Крым, 1984. — С. 14-19. — 255 с. — (Герои Советского Союза).
  • Герои и подвиги / сост. М. Ф. Лощиц и др., предисл. А. Гречко. — Книга 1. — М.: Воениздат, 1963. — С. 114–115. — 371 с.
  • Лавриненков В. Д. Без войны. — К.: Политиздат Украины, 1982. — 272 с.
  • Люди бессмертного подвига. 4-е изд., испр. и доп. — Книга 1. — М., 1975. — С. 28-39.
  • Путерброт А. Т. Боевая слава Дагестана / предисл. С. Х. Халилова. — Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988. — С. 6-11. — 365 с.
  • Жукова Л. Н. Выбираю таран. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — ISBN 5235028244.
Библиографические списки

Документальные фильмы

Ссылки