Стюарт, Джеки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джеки Стюарт 
Star.svg Star.svg Star.svg
Jackie Stewart speaking.jpg
Гражданство  Великобритания
Дата рождения 11 июня 1939(1939-06-11) (84 года)
Место рождения Милтон, Уэст-Данбартоншир
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 9 (19651973)
Автомобили BRM, Matra, March, Tyrrell
Гран-при 100 (99 стартов)
Чемпион мира 3 (1969, 1971, 1973)
Дебют Южная Африка 1965
Последний Гран-при США 1973
Победы Поулы
27 (Италия 1965) 17
Подиумы Очки БК
43 359 (360) 15

Сэр Джон Янг Стю́арт (англ. Sir John Young Stewart), более известный как Дже́ки Стю́арт (англ. Jackie Stewart), OBE[1] (род. 11 июня 1939, Милтон[en], Уэст-Данбартоншир, Шотландия) — шотландский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Телекомментатор американского вещательного телевидения. С 1997 по 1999 годы в партнёрстве со своим сыном Полом Стюартом руководил командой Формулы-1 Stewart.

Джеки Стюарт знаменит также как борец за безопасность автогонок. Благодаря его усилиям трассы «Формулы-1» начали огораживать барьерами безопасности и на каждой гонке стала обязательно дежурить «скорая помощь».

Ранние годы

Ранние годы Джеки прошли в окружении машин. Родители Джеки занимались продажей автомобилей «Ягуар» в Милтоне. Отец Джеки был мотогонщиком-любителем, а брат, Джимми Стюарт — автогонщиком, успешно участвующим в местных гонках и однажды даже выступившим в Формуле-1.

Стюарт учился в школе в Дамбартоне. Учёба давалась ему с трудом из-за недиагностированной дислексии. В шестнадцать лет он прекратил обучение и начал работать в гараже своего отца в качестве ученика механика.

Вслед за своим старшим братом Джеки выбрал автоспорт. С 1961 года он выступал в местных гонках, нередко побеждая. В 1964 году он по приглашению Кена Тиррелла принял участие в тестах машины Формулы-3 в Гудвуде, проезжая круги быстрее Брюса Макларена. Сразу после тестов Тиррелл пригласил Стюарта в свою команду.

В своей первой же гонке на Снеттертоне Джеки победил, к финишу оторвавшись от соперников больше, чем на 40 секунд. Через считанные дни после победы Стюарт получил первое предложение от команды Формулы-1. Однако, он отказался от места в Купере, предпочтя набраться опыта в младших сериях. Помимо Формулы-3, Джеки Стюарт принял участие в гонке Формулы-2 на трассе Клермон-Ферран, заняв 2 место[2].

Карьера в Формуле-1

Джеки дебютировал в Формуле-1 в 1965 году с командой BRM и на первом для себя Гран-при ЮАР финишировал на шестой позиции, заработав очки. Он занял 3-е место в чемпионате, одержав победу и пять раз поднявшись на подиум, однако команда угасала, и шансов на титул чемпиона почти не оставалось. Стюарт провёл в коллективе ещё два сезона, но с каждым годом результаты падали. В 1968 году Джеки перешёл в команду «Матра» и, несмотря на полученную в гонке Формулы-2 травму[3], из-за которой Стюарт был вынужден пропустить два Гран-при, закончил сезон на второй позиции личного зачёта.

В 1969 году Джеки Стюарт стал чемпионом мира в первый раз, принеся команде Кубок конструкторов. Несмотря на это, после окончания сезона Стюарт покинул коллектив. В 1970 году он выступал на шасси «Марч», а за три гонки до конца сезона пересел за руль быстрого, но ненадёжного Tyrell 001, созданного под руководством бывшего руководителя «Матры» Кена Тиррелла. В 1971 году Джеки выступал за команду «Тиррелл» и выиграв 6 гонок, стал чемпионом мира во второй раз. В 1972 году он проиграл титул Эмерсону Фиттипальди, однако в 1973 году вернул его себе. Из-за гибели его друга и напарника Франсуа Севера на Гран-при США, заканчивавшего сезон 1973 года, Джеки Стюарт отказался от старта в 100-й для себя гонке и ушёл из Формулы-1 в ранге трёхкратного чемпиона и обладая рекордным на тот момент числом побед в карьере.

Джеки Стюарт в 1969 году в болиде Matra на Нюрбургринге
Tyrrell 003, Джеки Стюарта сезона 1971 года

Результаты гонок в Формуле-1

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Сезон Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Место Очки[П 1]
1965 Owen Racing Organisation BRM P261 BRM P60 1,5 V8 D ЮЖН
(6)
МОН
3
БЕЛ
2
ФРА
2
ВЕЛ
5
НИД
2
ГЕР
Сход
ИТА
1
СОЕ
Сход
МЕК
Сход
3 33 (34)
1966 Owen Racing Organisation BRM P261 BRM P60 2,0 V8 D МОН
1
БЕЛ
Сход
ФРА
ВЕЛ
Сход
ГЕР
5
7 14
G НИД
4
BRM P83 BRM P75 3,0 H16 ИТА
Сход
СОЕ
Сход
МЕК
Сход
1967 Owen Racing Organisation BRM P83 BRM P75 3,0 H16 D ЮЖН
Сход
9 10
G НИД
Сход
БЕЛ
2
ВЕЛ
Сход
BRM P115 ГЕР
Сход
КАН
Сход
ИТА
Сход
СОЕ
Сход
МЕК
Сход
BRM P261 BRM P60 2,1 V8 ФРА
3
F МОН
Сход
1968 Matra International Matra MS9  (англ.) Ford Cosworth DFV 3,0 V8 D ЮЖН
Сход
ИСП
МОН
2 36
Matra MS10  (англ.) БЕЛ
4
НИД
1
ФРА
3
ВЕЛ
6
ГЕР
1
[П 2]
ИТА
Сход
КАН
6
СОЕ
1
[П 2]
МЕК
7
1969 Matra International Matra MS10  (англ.) Ford Cosworth DFV 3,0 V8 D ЮЖН
1
[П 2]
1 63
Matra MS80  (англ.) ИСП
1
МОН
Сход
НИД
1
ФРА
1
[П 3]
ВЕЛ
1
ГЕР
2
ИТА
1
КАН
Сход
СОЕ
Сход
МЕК
4
1970 Tyrrell Racing Organisation March 701  (англ.) Ford Cosworth DFV 3,0 V8 D ЮЖН
3
ИСП
1[П 2]
МОН
Сход
БЕЛ
Сход
НИД
2
ФРА
9
ВЕЛ
Сход
ГЕР
Сход
АВТ
Сход
ИТА
2
5 25
Tyrrell 001 КАН
Сход
СОЕ
Сход
МЕК
Сход
1971 Elf Team Tyrrell Tyrrell 001 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G ЮЖН
2
1 62
Tyrrell 003 ИСП
1
МОН
1
[П 3]
НИД
11
ФРА
1
[П 3]
ВЕЛ
1
ГЕР
1
[П 2]
АВТ
Сход
ИТА
Сход
КАН
1
СОЕ
5
1972 Elf Team Tyrrell Tyrrell 003 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
1
[П 2]
ЮЖН
Сход
ИСП
Сход
ФРА
1
ВЕЛ
2
ГЕР
11
2 45
Tyrrell 004 МОН
4
БЕЛ
Tyrrell 005 АВТ
7
ИТА
Сход
КАН
1
СОЕ
1
[П 3]
1973 Elf Team Tyrrell Tyrrell 005 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
3
БРА
2
1 71
Tyrrell 006 ЮЖН
1
ИСП
Сход
БЕЛ
1
МОН
1
ШВЕ
5
ФРА
4
ВЕЛ
10
НИД
1
ГЕР
1
[П 2]
АВТ
2
ИТА
4
КАН
5
СОЕ
ОТК

Консультант, комментатор и владелец команды

С 1971 по 1986 год Джеки Стюарт выступал в роли приглашённого эксперта на трансляциях гонок Формулы-1, NASCAR, и Инди-500 в программе Wide World of Sports[en] на ABC. В 1987—1988 годах он комментировал часть гонок CART в программе NBC's Sportsworld[en].

В 1996 году Стюарт вместе с сыном основал команду Stewart Grand Prix, выступавшую в Формуле-1 с 1997 по 1999 года при поддержке Ford[4]. После успешного сезона 1999 года, в котором Джонни Херберт одержал победу на Гран-при Европы, а Рубенс Баррикелло завоевал поул-позицию и 3 подиума, она была приобретена концерном Ford и переименована в Jaguar Racing.

Интересные факты

  • Сэр Джеки Стюарт знаменит не только тремя чемпионскими титулами и 27 победами, но и тем, что не умеет читать (дислексия). Этим же недугом страдает и его сын Пол.
  • Джеки Стюарт — единственный гонщик Формулы-1, кто лидировал во всех гонках сезона: это случилось в сезоне 1969 года.
  • Видео на песню британского музыканта Робби Уильямса Supreme является некой данью уважения гонщику Джеки Стюарту.
  • Eго близкий друг Джордж Харрисон, он снялся в его клипе на песню Faster.

Цитаты

  • «В те годы <в Формуле-1> было больше дружбы и товарищества, но, с другой стороны, куда больше народу погибало».
  • «Я считаю гоночную машину чем-то особенным, почти что породой зверя. Она похожа не только на зверя, но и на женщину: очень чувствительная, очень нервная».
  • «Когда у вас дислексия, и вы находите дело, в котором вы хороши, вы вкладываете все силы в это дело. Вы не можете мыслить так, как умные ребята, зато вы всегда мыслите нестандартно».
  • «Плейбои никогда не были лучшими гонщиками, которые бы постоянно побеждали. В лучшем случае они становились вторыми. Такие, как Караччола, Нуволари и Фанхио, уже в те годы были серьёзными людьми, сосредоточенными на своей цели, порой даже одержимыми, и полностью профессиональными в своей работе».

Примечания

Комментарии

  1. До 1990 года в зачёт чемпионата мира в гонках Формулы-1 шли не все очки, заработанные пилотом, а лишь несколько лучших результатов (см. Система начисления очков в Формуле-1). Число вне скобок означает очки, зачтённые в чемпионате, число в скобках обозначает общее количество очков, заработанных пилотом в сезоне.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Лидировал от старта до финиша.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Завоевал «большой шлем»: занял поул-позицию, лидировал от старта до финиша и победил, показав при этом быстрый круг.

Источники

  1. Honours in Scotland. Birthday Honours 2001. BBC (2001-06-15). Дата обращения: 14 августа 2006. Архивировано 20 февраля 2012 года.
  2. Charade Circuit - WOI Encyclopedia Italia (недоступная ссылка). web.archive.org (13 августа 2011). Дата обращения: 22 июня 2021. Архивировано 13 августа 2011 года.
  3. Jackie Stewart • Career & Character Info | Motorsport Database (англ.) ?. Motorsport Database - Motor Sport Magazine. Дата обращения: 22 июня 2021. Архивировано 19 июня 2021 года.
  4. Latest Formula 1 Breaking News - Grandprix.com. www.grandprix.com. Дата обращения: 22 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.

Ссылки