Стритстайл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Стритста́йл[1], или стритвер (англ. street-style, англ. streetwear [ˈstriːtˌwɛə]) — уличный стиль одежды, особый вид уличной моды (или стрит-фешен[2], от англ. street fashion). Уходит своими корнями к культуре сёрферов и скейтбордистов западного побережья Калифорнии, позднее расширившись и вобрав в себя элементы хип-хоп моды, японской уличной моды и высокой моды от кутюр.

В 2011 году журнал «Complex» назвал Stüssy, Supreme и A Bathing Ape главными брендами streetwear[3].

История

Как и со многими другими культурными движениями, пришедшими из низов, время возникновения понятия уличного стиля одежды трудно определить. Стритстайл непрерывно эволюционирует в плане стиля и творческой составляющей, равно как и другие уличные тенденции, концентрируясь на повседневной, удобной одежде: джинсах, футболках, кепках и кроссовках[3].

Начало движения обычно относят к культуре сёрферов поздних 1970-х и ранних 1980-х, когда зародились такие бренды, как BlauGrun, Ocean Pacific, Hobie, Off Shore, Gotcha и Life's a Beach. Немаловажный вклад внёс производитель досок для сёрфинга Шон Стусси, начав продавать футболки, кепки и шорты с подписью, аналогичной подписи на сделанных им сёрфбордах. Изначально продавая товары в собственной машине, Шон Стусси быстро набрал популярность и его одежда уже продавалась в специализированных бутиках под брендом Stüssy[4][5][6][7].

Быстрый подъём Stüssy позволяет, по мнению редактора журнала «Complex» Боба Хандредса, сформулировать базовое определение streetwear: «Многогранность и разнообразие уличных субкультур, футболка в южнокалифорнийском стиле и часто ограниченный тираж изделий образуют две основные составляющие, которые создают понятие уличного стиля одежды: это футболка и эксклюзивность[8]».

Кроссовки Adidas Superstar, выпускаемые с 1969 года

Ранние бренды streetwear вдохновлялись эстетикой субкультур DIY, панков, новой волной, движением хеви-метала, а позже и субкультурой хип-хопа. Спортивная одежда таких брендов Le Coq Sportif, Kangol и Adidas в ранних 1980-х стала набирать популярность благодаря использованию её появляющимися в тот момент рэперами.

В 1984 году бренд спортивной одежды Nike переманил[прим. 1] к себе восходящую звезду баскетбола Майкла Джордана из фирмы-конкурента Adidas, что стало переворотным пунктом, сделавшим Nike доминирующей компанией-производителем городских кроссовок вплоть до начала 1980-х годов. Другие бренды одежды, такие как Champion, Carhartt и Timberland также стали часто ассоциироваться со streetwear, особенно благодаря рэперам восточного побережья, таким как Wu-Tang Clan и Mobb Deep, предпочитавшими спортивный стиль одежды.

Модель Nike Air Jordan, созданная специально для Майкла Джордана

В середине и конце 1990-х годов бренды профессиональной спортивной одежды оказывали сильное влияние на streetwear, например, пользовались большим спросом кепки, куртки и футболки с символикой клубов Окленд Рэйдерс и Чикаго Буллз.

С появлением культуры «Bling-bling»[прим. 2] в начале XXI века стали популярны изделия класса «люкс», такие бренды как Burberry, Gucci и Fendi начали появляться в хип-хоп клипах и на концертах. Самой популярной парой обуви того периода считается Nike Air Force One, рэпер Nelly даже посвятил им одноимённую песню.

Популярность streetwear также вдохновила некоторые звукозаписывающие студии на выпуск собственной одежды в сотрудничестве с музыкальными исполнителями[9]. Рассел Симмонс из Def Jam запустил свой лейбл Phat Farm, Шон Комбс из Bad Boy вместе с Sean John, Jay-Z и Дэймон Даш из Roc-a-Fella Records запустили бренд Rocawear. Суперзвезда 50 Cent несколькими годами позже запустил G-Unit clothing label, с правами на кроссовки, принадлежащими Reebok.

В 2000-х годах становятся популярными обувь и элементы одежды из давних, классических коллекций популярных брендов. Появляются ценители, фанаты и коллекционеры streetwear. В 2004 году японский бренд уличной моды A Bathing Ape вышел на рынок США, введя в моду камуфляжные элементы одежды, часто используемые в дизайне A Bathing Ape.

Современность

Ботинки Timberland во время сборки на фабрике

Повседневная спортивная одежда является трендом в моде, совмещая высокое и низкое, формальное и неформальное в одном образе. Акцент ставится на практичности и комфорте. Современные люди могут переходить из спортивного зала на шоппинг без смены одежды. Спортивные образы трансформировались в стритстайл, в такой одежде теперь важна не только функциональность. Вместо этого, популярная одежда становится всё более многогранной, позволяя людям выглядеть модно и в спортивной одежде. Примерами такой одежды являются: худи, бомберы, теннисные юбки, джоггеры, лосины и кроссовки. Современная мода на спортивную одежду может считаться возрождением хип-хоп стиля 1990-х, в котором также применялись бомберы и бейсболки.

Современный стритстайл обычно вдохновляется изгибами и тонкими атлетическими линиями. На ранних стадиях спортивной моды, женственность выражалась через более тонкие, «чистые» линии и миниатюрные силуэты. Позднее, спортивная одежда стала эволюционировать, ткани из современных материалов (техвир) совмещаются с классическим дизайном. В общем, свободные силуэты, чистые линии, небольшие украшения и общая утончённость по-прежнему находятся в тренде.

Спортивная одежда класса «люкс»

Александр Ван разработал «элитную спортивную одежду» по своим брендом

Постепенное угасание интереса к формальной одежде привело к расцвету streetwear. Элитные бренды постепенно начинают производить спортивную одежду. Например, дизайнер Александр Ван, Gucci и DKNY. В этой «роскошной спортивной одежде» применяются дорогие ткани, для создания особого эффекта спортивного силуэта. Это, например, шёлк, органза, атлас, кожа, неопрен и креп. Такие типы тканей позволяют экспериментировать, не отставая от духа и трендов сезона. Два слова, «люкс» и «минимализм», были впервые связаны вместе в модной спортивной одежде, чтобы подчеркнуть свежий спортивный образ чистыми линиями и атлетическими пропорциями. Комбинация спортивных штанов и бейсбольных шорт для мужчин, и юбка-карандаш с бомбером для женщин — это примеры новых трендов.

Сезонная спортивная одежда

Streetwear также меняется с изменением времён года. Например, с понижением температуры, объёмы силуэтов становятся шире. Такие материалы как мех, бархат, шерсть и кожа часто встречаются в зимней и осенней одежде.

Типичный зимний образ может состоять из объёмной толстовки с сатиновыми боксёрскими шортами для мужчины и бомбера, надетого поверх непринуждённого платья для женщины. Летняя спортивная одежда выглядит гораздо проще. Летний женский образ может состоять из лёгких топов, гладких платьев и спортивных шорт.

Примечания

  1. Имеется в виду, что бренд Nike стал спонсировать Джордана и спортсмен стал появляться на матчах в одежде бренда.
  2. Популярный в девяностых сленговый термин Bling-bling ссылается на яркие и дорогие украшения хип-хоп исполнителей, такие как цепи, грилзы и прочие изделия из ценных металлов и камней.
Источники
  1. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова. gramota.ru. Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  2. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова. gramota.ru. Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  3. 3,0 3,1 Bobby Hundreds' 50 Greatest Streetwear Brands of All Time Архивная копия от 26 июня 2018 на Wayback Machine Complex June 21, 2011
  4. Breinholt, Jacob Throwback Comeback: Stussy. SoJones (5 августа 2009). Дата обращения: 12 августа 2009. Архивировано 30 мая 2013 года.
  5. Sande, Steve. Street Threads, San Francisco Chronicle (6 ноября 2005). Дата обращения 12 августа 2009.
  6. Style: Where Surf Meets Rap, Time (11 февраля 1991). Архивировано 4 июля 2012 года. Дата обращения 10 сентября 2009.
  7. Breinholt, Jacob Throwback Comeback: Stussy. SoJones (5 августа 2009). Дата обращения: 12 августа 2009. Архивировано 13 марта 2013 года.
  8. Hundreds, Bobby The 50 Greatest Streetwear Brands. Complex (21 июня 2011). Дата обращения: 2 февраля 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
  9. «Уличная одежда»: кроссовки как предмет роскоши — StreetFashionLook.ru. Дата обращения: 29 мая 2013. Архивировано 11 сентября 2019 года.

Ссылки