Стратегическое планирование

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Стратегическое планирование (англ. Strategic planning) — процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Определение

Согласно российскому законодательству стратегическое планирование ― это деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития[1].

Планирование vs стратегическое планирование

Планирование — это разработка метода для создания или выполнения чего-либо для достижения цели. Значение стратегическое добавляет к определению значение важное[2].

Стратегическое прогнозирование vs стратегическое планирование

В отличие от стратегического прогнозирования стратегическое планирование — это разработка комплекса мероприятий и программ, которые должны быть реализованы уже сейчас (в течение года), и не является синонимами. Стратегическое прогнозирование (долгосрочное или краткосрочное) является лишь попыткой предсказать будущие события и условия[2].

Стратегическое бизнес-планирование vs стратегическое планирование

Сущность стратегического бизнес-планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (целей), определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.

Признаки стратегического планирования

Применительно к управлению бизнесом стратегическое планирование характеризуется следующими признаками[2]:

  • направляет на достижение определенного набора целей;
  • изучает альтернативные способы выполнения работы и предоставляет оценку необходимых ресурсов;
  • обеспечивает контрольный показатель для измерения того, что было сделано.

Преимущества стратегического планирования

Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности[3]:

  • обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности;
  • позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятельности;
  • улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности по достижению его целей;
  • создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;
  • способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;
  • обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение ресурсов и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха.

Государственное стратегическое планирование

См. также

Примечания

  1. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе//Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
  2. 2,0 2,1 2,2 Handbook of budgeting / ed. by William R. Lalli. — 6th ed. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2012 — P.41 — 846p.— ISBN 978-0-470-92045-9
  3. Шкурко В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности Архивная копия от 13 ноября 2021 на Wayback Machine: [учеб. пособие]/В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016 - 172с.- c. 18—19 — ISBN 978-5-7996-1803-2