Страсс, Карл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Страсс
Karl Struss
Страсс в 1912 году, фото Кларенса Х. УайтаСтрасс в 1912 году, фото Кларенса Х. Уайта
Место рождения Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США
Место смерти Санта-Моника, штат Калифорния, США
Профессия кинооператор, фотограф
Карьера 1910—1970
Направление цветное фотоискусство, пикториализм, стереокинематограф
Награды «Оскар» (1929)

Карл Фишер Страсс (англ. Karl Fischer Struss; 30 ноября 1886, Нью-Йорк — 15 декабря 1981, Санта-Моника) — пионер трёхмерной кинографики, один из инноваторов стереокинематографа, успешный популяризатор искусства цветной фотографии, работавший в области пикториализма. Первый в истории обладатель премии «Оскар» за постановку классики немого кино «Восход солнца», дважды призёр Каннского кинофестиваля[1].

На раннем этапе своей карьеры был известен в Америке как блестящий фотограф, тесно общавшийся с Альфредом Стиглицем и Кларенсом Х. Уайтом[2]. Изобретатель так называемых мягкофокусных одноэлементных «линз Страсса», владелец нескольких фотостудий по всей стране, печатавшийся в ведущих изданиях того времени[1][2]. С 1920 года вошёл в сферу кино, за свою полувековую карьеру снял более 140 лент, работал с ведущими голливудскими режиссёрами, среди которых и близкий друг Страсса Сесиль Б. Демилль.

Самые известные работы Страсса — «Бен-Гур: история Христа» Фреда Нибло, «Восход солнца» Ф. В. Мурнау, «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна, «Великий диктатор» и «Огни рампы» Чарли Чаплина, «Муха» Курта Ньюманна[en]. В 1970 году объявил об уходе на пенсию, скончался спустя 11 лет в 95-летнем возрасте.

Биография

Родился 30 ноября 1886 года в Нью-Йорке, в семье производителя ткани Генри Страсса-младшего и его супруги, Мэри, немки по происхождению[1]. Карл был младшим и самым любознательным из шести детей[2]. В 1896 году впервые приобщился к фотоискусству, увидев, как на свою новую камеру Pony Premo делает снимки его брат Уильям[2].

Среднее образование получил в школе ДеУитт Клинтон[en] на Манхэттене[2]. В 1903 году едва не умер от пневмонии, после чего всю оставшуюся жизнь оставался сторонником здорового образа[2].Перейти к разделу «#Частная жизнь» Оправившись от болезни, устроился на работу в семейную фабрику Seybel & Struss, принадлежавшую его отцу[2].

В 1910 году начал профессионально фотографировать, познакомился с Альфредом Стиглицем, высоко оценившим его первые труды[2]. Именно благодаря Стиглицу фотографии Страсса были презентованы в нью-йоркской галерее Олбрайт-Нокс[1][2]. Приступил к обучению на ночных курсах Колумбийского университета, где его преподавателем был видный пикториалист Кларенс Х. Уайт[2].

В 1913 году фотографии Страсса активно печатали не только журналы, специализирующиеся на фотоискусстве, но и другие издания, например, New York Evening Post[2]. В октябре того же года основал журнал Platinum Print[2]. Долгое время работал на Бермудах[2]. В 1914 году запатентовал мягкофокусные одноэлементные линзы, сильно пригодившиеся Страссу во время осуществления портретных фотографий[2].

С началом Первой мировой войны был призван на фронт, предварительно пройдя базовую подготовку в лагере Вэйл, штат Нью-Джерси[2]. После был отправлен на военную базу Лэнгли-Филд, откуда вышел уже сержантом[2]. Недолгое время обучался авиационному делу в Корнеллском университете[2]. Немецкие корни Страсса незамедлительно дали о себе знать — были допрошены его друзья и преподаватели, подняты на поверхность его прежние заявления о симпатии к Германии[2]. В декабре 1917 года начальник штаба сухопутных войск США, военный министр Тэскер Г. Блисс[en] разжаловал Страсса до звания «рядовой» и отправил нести службу в форте Ливенворт, где тот стал официальным фотографом заключённых[2].

Демилль в своём офисе, 1919 год, фото Страсса

В нью-йоркских фотокругах стал персоной нон грата[2]. В феврале 1919 года был выпущен из форта Лэвенворт[2]. Так как в форте Страсс увлёкся кино, посмотрев десятки картин, он отправился в Лос-Анджелес, где начал новую жизнь[2]. Там познакомился с ассистентом режиссёра Хорвицем, который, посмотрев фотоработы Страсса, решил представить его именитому постановщику и продюсеру Сесилю Б. Демиллю[3]. В марте приступил к работе в кинокомпании Lasky Studios под началом Демилля[3].

Вначале являлся ассистентом кинооператора (в основном, Элвина Уискоффа[en]), затем фотографом на съёмочных площадках и к середине 1920-х годов, наконец, стал полноценным оператором-постановщиком[1][3]. В 1924 году был вызван на киностудию MGM самим Ирвингом Тальбергом для съёмок эпического блокбастера «Бен-Гур: история Христа»[3]. С картиной было множество проблем, её состояние было подвешено в воздухе[3]. Страсс, по его словам, снял около половины всего материала, после чего был заменён несколькими другими операторами[3].

После «Бен-Гура» сошёлся с Чарльзом Рошером, с которым поставил несколько лент, в том числе классический «Восход солнца»[3]. Эта операторская работа принесла и Страссу, и Рошеру первую в истории премию «Оскар». В конце десятилетия вступил в ряды Американского общества операторов[1].

Был постоянным оператором Мэри Пикфорд, с её участием снял практически все фильмы[3]. Работал с Чарли Чаплином и Рубеном Мамуляном (постановка «Доктора Джекилла и мистера Хайда» вновь была отмечена номинацией на «Оскар»)[3].

В последние годы снимал рекламные ролики и телесериалы, в частности, вестерн «Мой друг Фликка[en]»[4]. За свои рекламные видео был дважды удостоен специального приза Каннского кинофестиваля[1]. Его заключительной работой в кино стал фильм ужасов «Люди-аллигаторы[en]».

В 1970 году объявил об окончании карьеры, вышел на пенсию, занимался воспитанием внуков[4]. В качестве дани почёта Страссу в 1976 году техасским музеем Амона Картера[en] была проведена ретроспектива его работ, которую посетил он сам[4].

Смерть дочери в июне 1981 года подкосила Страсса, сердце начало сдавать. Ушёл из жизни 15 (по другим данным, 16[5]) декабря 1981 года в госпитале святого Джона в Санта-Монике, штат Калифорния[6]. Похоронен на нью-йоркском кладбище Вудлон.

Частная жизнь

В феврале 1920 года в обществе коллег пикториалистов встретил фотографа Этель Уолл (1898—1983), с которой почти год спустя вступил в брак[3]. У пары родилась дочь Барбара (1922—1981)[3].

До самой смерти строго поддерживал здоровый образ жизни, увлекался гольфом и теннисом[2]. От последнего хобби отстранился только в 88 лет, когда уже зачастую отказывали лодыжки[2].

Избранная фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Karl Struss (англ.). Cinematographers. Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 3 января 2015 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 Джон Бэйли. Karl Struss, A Tripod in Two Worlds: Part One—New York (англ.) (недоступная ссылка). American Society of Cinematographers (14 декабря 2009). Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Джон Бэйли. Karl Struss, A Tripod in Two Worlds: Part Two—Early Hollywood Years (англ.) (недоступная ссылка). American Society of Cinematographers (17 декабря 2009). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 21 декабря 2014 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Джон Бэйли. Karl Struss, A Tripod in Two Worlds: Part Three—Paramount to 3-D (англ.) (недоступная ссылка). American Society of Cinematographers (21 декабря 2009). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 7 октября 2014 года.
  5. STRUSS, Karl (англ.). Filmreference. Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 1 августа 2014 года.
  6. Karl Struss, 95, Cinematographer (англ.). The New York Times (19 декабря 1981). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 11 марта 2014 года.

Ссылки