Страсс, Карл
Карл Страсс | |
---|---|
Karl Struss | |
Место рождения | Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США |
Место смерти | Санта-Моника, штат Калифорния, США |
Профессия | кинооператор, фотограф |
Карьера | 1910—1970 |
Направление | цветное фотоискусство, пикториализм, стереокинематограф |
Награды | «Оскар» (1929) |
Карл Фишер Страсс (англ. Karl Fischer Struss; 30 ноября 1886, Нью-Йорк — 15 декабря 1981, Санта-Моника) — пионер трёхмерной кинографики, один из инноваторов стереокинематографа, успешный популяризатор искусства цветной фотографии, работавший в области пикториализма. Первый в истории обладатель премии «Оскар» за постановку классики немого кино «Восход солнца», дважды призёр Каннского кинофестиваля[1].
На раннем этапе своей карьеры был известен в Америке как блестящий фотограф, тесно общавшийся с Альфредом Стиглицем и Кларенсом Х. Уайтом[2]. Изобретатель так называемых мягкофокусных одноэлементных «линз Страсса», владелец нескольких фотостудий по всей стране, печатавшийся в ведущих изданиях того времени[1][2]. С 1920 года вошёл в сферу кино, за свою полувековую карьеру снял более 140 лент, работал с ведущими голливудскими режиссёрами, среди которых и близкий друг Страсса Сесиль Б. Демилль.
Самые известные работы Страсса — «Бен-Гур: история Христа» Фреда Нибло, «Восход солнца» Ф. В. Мурнау, «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна, «Великий диктатор» и «Огни рампы» Чарли Чаплина, «Муха» Курта Ньюманна . В 1970 году объявил об уходе на пенсию, скончался спустя 11 лет в 95-летнем возрасте.
Биография
Родился 30 ноября 1886 года в Нью-Йорке, в семье производителя ткани Генри Страсса-младшего и его супруги, Мэри, немки по происхождению[1]. Карл был младшим и самым любознательным из шести детей[2]. В 1896 году впервые приобщился к фотоискусству, увидев, как на свою новую камеру Pony Premo делает снимки его брат Уильям[2].
Среднее образование получил в школе ДеУитт Клинтон на Манхэттене[2]. В 1903 году едва не умер от пневмонии, после чего всю оставшуюся жизнь оставался сторонником здорового образа[2]. Оправившись от болезни, устроился на работу в семейную фабрику Seybel & Struss, принадлежавшую его отцу[2].
В 1910 году начал профессионально фотографировать, познакомился с Альфредом Стиглицем, высоко оценившим его первые труды[2]. Именно благодаря Стиглицу фотографии Страсса были презентованы в нью-йоркской галерее Олбрайт-Нокс[1][2]. Приступил к обучению на ночных курсах Колумбийского университета, где его преподавателем был видный пикториалист Кларенс Х. Уайт[2].
В 1913 году фотографии Страсса активно печатали не только журналы, специализирующиеся на фотоискусстве, но и другие издания, например, New York Evening Post[2]. В октябре того же года основал журнал Platinum Print[2]. Долгое время работал на Бермудах[2]. В 1914 году запатентовал мягкофокусные одноэлементные линзы, сильно пригодившиеся Страссу во время осуществления портретных фотографий[2].
С началом Первой мировой войны был призван на фронт, предварительно пройдя базовую подготовку в лагере Вэйл, штат Нью-Джерси[2]. После был отправлен на военную базу Лэнгли-Филд, откуда вышел уже сержантом[2]. Недолгое время обучался авиационному делу в Корнеллском университете[2]. Немецкие корни Страсса незамедлительно дали о себе знать — были допрошены его друзья и преподаватели, подняты на поверхность его прежние заявления о симпатии к Германии[2]. В декабре 1917 года начальник штаба сухопутных войск США, военный министр Тэскер Г. Блисс разжаловал Страсса до звания «рядовой» и отправил нести службу в форте Ливенворт, где тот стал официальным фотографом заключённых[2].
В нью-йоркских фотокругах стал персоной нон грата[2]. В феврале 1919 года был выпущен из форта Лэвенворт[2]. Так как в форте Страсс увлёкся кино, посмотрев десятки картин, он отправился в Лос-Анджелес, где начал новую жизнь[2]. Там познакомился с ассистентом режиссёра Хорвицем, который, посмотрев фотоработы Страсса, решил представить его именитому постановщику и продюсеру Сесилю Б. Демиллю[3]. В марте приступил к работе в кинокомпании Lasky Studios под началом Демилля[3].
Вначале являлся ассистентом кинооператора (в основном, Элвина Уискоффа ), затем фотографом на съёмочных площадках и к середине 1920-х годов, наконец, стал полноценным оператором-постановщиком[1][3]. В 1924 году был вызван на киностудию MGM самим Ирвингом Тальбергом для съёмок эпического блокбастера «Бен-Гур: история Христа»[3]. С картиной было множество проблем, её состояние было подвешено в воздухе[3]. Страсс, по его словам, снял около половины всего материала, после чего был заменён несколькими другими операторами[3].
После «Бен-Гура» сошёлся с Чарльзом Рошером, с которым поставил несколько лент, в том числе классический «Восход солнца»[3]. Эта операторская работа принесла и Страссу, и Рошеру первую в истории премию «Оскар». В конце десятилетия вступил в ряды Американского общества операторов[1].
Был постоянным оператором Мэри Пикфорд, с её участием снял практически все фильмы[3]. Работал с Чарли Чаплином и Рубеном Мамуляном (постановка «Доктора Джекилла и мистера Хайда» вновь была отмечена номинацией на «Оскар»)[3].
В последние годы снимал рекламные ролики и телесериалы, в частности, вестерн «Мой друг Фликка »[4]. За свои рекламные видео был дважды удостоен специального приза Каннского кинофестиваля[1]. Его заключительной работой в кино стал фильм ужасов «Люди-аллигаторы ».
В 1970 году объявил об окончании карьеры, вышел на пенсию, занимался воспитанием внуков[4]. В качестве дани почёта Страссу в 1976 году техасским музеем Амона Картера была проведена ретроспектива его работ, которую посетил он сам[4].
Смерть дочери в июне 1981 года подкосила Страсса, сердце начало сдавать. Ушёл из жизни 15 (по другим данным, 16[5]) декабря 1981 года в госпитале святого Джона в Санта-Монике, штат Калифорния[6]. Похоронен на нью-йоркском кладбище Вудлон.
Частная жизнь
В феврале 1920 года в обществе коллег пикториалистов встретил фотографа Этель Уолл (1898—1983), с которой почти год спустя вступил в брак[3]. У пары родилась дочь Барбара (1922—1981)[3].
До самой смерти строго поддерживал здоровый образ жизни, увлекался гольфом и теннисом[2]. От последнего хобби отстранился только в 88 лет, когда уже зачастую отказывали лодыжки[2].
Избранная фильмография
- 1924 — Отравленный рай / Poisoned Paradise (реж. Луи Ганье)
- 1925 — Бен-Гур: история Христа / Ben-Hur: A Tale of the Christ (реж. Фред Нибло)
- 1926 — Воробушки / Sparrows (реж. Уильям Бодайн)
- 1927 — Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау)
- 1929 — Укрощение строптивой / The Taming of the Shrew (реж. Сэм Тейлор)
- 1929 — Кокетка / Coquette (реж. Сэм Тейлор)
- 1930 — Огни опасности / Danger Lights (реж. Джордж Б. Сейтц)
- 1931 — Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll And Mr. Hyde (реж. Рубен Мамулян)
- 1931 — Скиппи / Skippy (реж. Норман Таурог)
- 1932 — Остров потерянных душ / Island of Lost Souls (реж. Эрл Кентон)
- 1932 — Знак креста / The Sign of the Cross (реж. Сесил Б. Демилль)
- 1940 — Великий диктатор / The Great Dictator (реж. Чарльз Чаплин)
- 1943 — Путешествие в страх / Journey into Fear (реж. Норман Фостер)
- 1946 — Саспенс / Suspense (реж. Фрэнк Таттл)
- 1947 — Дело Макомбера / The Macomber Affair (реж. Золтан Корда)
- 1952 — Огни рампы / Limelight (реж. Чарльз Чаплин)
- 1958 — Муха / The Fly (реж. Курт Нойманн)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Karl Struss (англ.). Cinematographers. Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 3 января 2015 года.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 Джон Бэйли. Karl Struss, A Tripod in Two Worlds: Part One—New York (англ.) (недоступная ссылка). American Society of Cinematographers (14 декабря 2009). Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Джон Бэйли. Karl Struss, A Tripod in Two Worlds: Part Two—Early Hollywood Years (англ.) (недоступная ссылка). American Society of Cinematographers (17 декабря 2009). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 21 декабря 2014 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Джон Бэйли. Karl Struss, A Tripod in Two Worlds: Part Three—Paramount to 3-D (англ.) (недоступная ссылка). American Society of Cinematographers (21 декабря 2009). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 7 октября 2014 года.
- ↑ STRUSS, Karl (англ.). Filmreference. Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 1 августа 2014 года.
- ↑ Karl Struss, 95, Cinematographer (англ.). The New York Times (19 декабря 1981). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано 11 марта 2014 года.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Нью-Йорке
- Умершие в Санта-Монике
- Кинооператоры по алфавиту
- Кинооператоры США
- Кинооператоры XX века
- Фотографы по алфавиту
- Фотографы США
- Выпускники Колумбийского университета
- Выпускники Педагогического колледжа Колумбийского университета
- Похороненные на кладбище «Вудлон»
- Лауреаты премии «Оскар» за лучшую операторскую работу
- Операторы-постановщики