Сторожевой (эсминец, 1938)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ЭМ "Сторожевой" БФ
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец проекта 7-У
Изготовитель Завод №190 им. Жданова, Ленинград
Строительство начато 26 августа 1936 года
Спущен на воду 2 октября 1938 года
Введён в эксплуатацию 6 октября 1940 года
Выведен из состава флота 11 марта 1958 года
Статус сдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение первоначально - 2404 т (полное)
с сентября 1943 года - 2453 тонны
Длина первоначально - 112,5 м (наибольшая)
с сентября 1943 года - 113,5 м
Ширина 10,2 м (наибольшая)
Осадка первоначально - 4,1 м
с сентября 1943 года - 4,18 м
Двигатели 2 × ТЗА «Парсонс»
Мощность 54 000 л. с.
Движитель 2 трёхлопастных гребных винта диаметром 2,9 м
Скорость хода 39,6 узла
Дальность плавания 1380 миль при 20 узлах
Экипаж 271 человек
Вооружение
Артиллерия первоначально - 4 × 1 130-мм АУ Б-13-2с,
с сентября 1943 года - 1×2 130-мм Б-2ЛМ, 2 × 1 130-мм АУ Б-13-2с
Зенитная артиллерия

с сентября 1943 года -2 × 1 76,2-мм АУ 34-К,
6 × 1 37-мм АУ 70-К,

4 × 12,7-мм пулеметов ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1, 30 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 1-Н,4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения

«Сторожевой» — эскадренный миноносец проекта 7-У, головной корабль серии. В дальнейшем, из-за полученных повреждений перестроен по проекту 7у/30.

История службы

27 июня в 2.27 «Сторожевой» был атакован пятью немецкими тор­педными катерами. Одна торпеда попала в левый борт корабля в район 46 — 58-го шпангоутов, произошла детонация но­совых артиллерийских погребов. Вся но­совая часть эсминца до 58-го шпангоута вместе с носовой надстройкой и мачтой оторвалась и затонула, пер­вое котельное отделение и передняя тру­ба были уничтожены. Погиб командир корабля капи­тан 3 ранга И.Ф.Ломакин и 84 члена экипажа.

Кормовая часть эсминца осталась на плаву. Турбины и 3 паровых котла сохра­нили работоспособность. В 16.00 эсминец — вернее, его кормовая часть, — был взят на буксир эсминцем «Энгельс». 7 июля эсминец ввели в док "Трех эсминцев".

20 но­ября «Сторожевой» перевели в Ленин­град. Восстановление корабля в услови­ях блокады казалось невозможным, он был законсервирован до августа 1942 года. За это время "Сторожевой" получил дополнительные поврежде­ния: 24 мая в район котельного кожуха второй трубы попал немецкий снаряд калибром 6 — 8 дюймов, в следствие чего из строя два котельных турбовентилятора, парокомпрессор, несколько рядов водогрейных трубок, оборудова­ние ПЭЖ, появились пробоины в обшив­ке и переборках...

9 августа «Сторожевой» переве­ли на завод № 189. Проект восстановле­ния был весьма необычен. Изготовить носовую часть заново не представлялось возможным: в блокадном Ленинграде ощущалась нехватка листовой и про­фильной стали, отсутствовали и 130-мм орудия Б-13. Зато имелся большой за­дел по корпусам эсминцев проекта 30 и возникла идея пристыковать носовую часть от корабля другого типа.

Носовую часть построили на малом стапеле завода № 189 за 2,5 месяца, 9 октября 1942 года ее спустили на воду. В течение двух недель она была пристыкована в плавучем доке к корпусу «Сторожевого».

С 25 октября по май 1943 года продолжался ремонт корабля на плаву.

10 сентября, после проведения швартовых и приемных ис­пытаний эсминец проекта 7У/30 «Сторо­жевой» вернулся в строй. Вместо двух носовых орудий Б-13 корабль имел спа­ренную 130-мм башенную установку Б-2ЛМ (общий боезапас 744 130-мм вы­стрела), вместо 45-мм пушек —6 37-мм авто­матов 70-К (боезапас 9000 выстрелов). Допол­нительно была установлена английская РЛС типа 291.

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: Полигон, 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Балакин С.А. "Сообразительный" и другие эскадренные миноносцы проекта 7У. — М.: Моделист-конструктор, 1997. — 32 с. — (Морская коллекция, 1997, № 6).

Ссылки