Столкновение над пустыней Негев (1983)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Столкновение в воздухе над пустыней Негев
Общие сведения
Дата 1 мая 1983 года
Характер Столкновение в воздухе
Причина Ошибка пилотирования
Место Израиль В 15 км от авиабазы Рамон (Негев, Израиль)
Погибшие 0
Раненые 1
Воздушное судно
McDonnell Douglas F-15D Eagle (Baz), Israel - Air Force AN2224391.jpg
Модель McDonnell Douglas F-15D Eagle
Принадлежность Израиль 106 эскадрильяruen ВВС Израиля
Пункт вылета Тель-Ноф
Бортовой номер 957 Markia Schakim
Экипаж 2
Раненые 0
Второе воздушное судно
IsraeliSkyhawk.JPG
Модель Douglas A-4 Skyhawk
Принадлежность Израиль 116 эскадрильяruen ВВС Израиля
Пункт вылета авиабаза Неватим
Бортовой номер 374
Экипаж 1
Раненые 1
Выживших 1 (все)

Столкновение в воздухе над пустыней Негевавиационное происшествие, случившееся 1 мая 1983 года в ходе учебного воздушного боя в небе над израильской пустыней Негев в 15 км от авиабазы Рамон. Примечательно тем, что пилоту F-15D удалось благополучно посадить самолёт после столкновения даже несмотря на почти полную потерю консоли одного крыла.

Предшествующие обстоятельства

Столкновение и аварийная посадка

После столкновения пилот A-4 Skyhawk катапультировался, а правое крыло F-15D было срезано практически до фюзеляжа, оставив лишь около 60 см. Из-за шлейфа хлещущего топлива пилот Зив Надиви и штурман Йеоар Галь[1] не смогли увидеть, насколько катастрофическими были повреждения их крыла. После столкновения самолёт вошёл в неконтролируемое вращение, однако пилоту удалось вернуть управление, установив левый двигатель в малый газ, правый двигатель в максимальный режим работы и компенсируя крен с помощью ЦПГО в сочетании с всё ещё функционирующей механизацией левого крыла. Особенностью F-15 является широкий фюзеляж, даже без крыльев дающий немалую подъёмную силу, и наличие на нём двух двигателей по обеим сторонам от центра фюзеляжа, мощности даже одного из которых хватает для удержания самолёта в воздухе.

Приноровившись к пилотированию и поняв, что самолёт может устойчиво управляться только выше определённой скорости, приблизительно не менее чем в два раза больше посадочной, пилот принял решение посадить самолёт на большой скорости на ближайшей авиабазе Рамон, выпустив тормозной гак и попросив наземную службу подготовить аэродромный аэрофинишёр и аварийную сеть в конце ВПП. Самолёт коснулся земли на скорости 480 км/ч[2]. Воздействие гака, до того как его вырвало, снизило скорость до 280 км/ч, затем самолёт тормозился обычным способом и остановился за 6 м до аварийной сети.

В результате пилот совершил успешную аварийную посадку на авиабазе. Оба члена экипажа выжили.

Последствия

Будучи невольным виновником аварии, пилот был отстранён от полётов и подвергнут дисциплинарным взысканиям. По завершении разбирательства его, однако, вернули в строй. Позже пилот заявил, что катапультировался бы, если бы он до посадки понял что в действительности случилось с самолётом во время столкновения. Самолёт был отремонтирован и в дальнейшем успешно применялся в боях с сирийскими ВВС.

Интересные факты

Событие произошло за несколько месяцев до аналогичного авиапроисшествия в СССР, под Ахтюбинском, когда пилот Садовников сумел посадить Т10-17 с разрушенной частью консоли крыла[3].

См. также

Примечания

  1. Правописание имени http://mignews.com/news/analitic/world/060807_151333_41879.html Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine
  2. 260 узлов http://www.uss-bennington.org/phz-nowing-f15.html Архивная копия от 9 ноября 2005 на Wayback Machine
  3. Фомин А. В. «Су-27. История истребителя», М.: Интервестник, 2004, с. 51.

Литература