Стокгольмский метрополитен

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стокгольмский метрополитен
Stockholms tunnelbana
Stockholm metro symbol.svg
Описание
Страна  Швеция
Расположение Stockholm vapen.svg Стокгольм
Дата открытия 1 октября 1950 года
Дневной пассажиропоток 874 316
Годовой пассажиропоток 320 млн (2012)[1]
Маршрутная сеть
Число линий 3 (5 ответвлений)
Число станций 100
Длина сети 105,7 км
Технические данные
Схема линий

Stockholm metro map.svg

Строительство метрополитена в марте 1933 года

Стокго́льмский метрополите́н (швед. Stockholms tunnelbana) — система линий метрополитена в Большом Стокгольме, единственная в Швеции. Был открыт 1 октября 1950 года. Владельцем является компания SL. Контракт на обслуживание метрополитена заключается на конкурсной основе и в настоящее время подписан с компанией Veolia Transport.

Система включает 100 станций на трёх ветвящихся линиях, общая протяжённость которых составляет 105,7 км. 48 станций подземные, 52 станции наземные или надземные. Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение. Стокгольмский метрополитен имеет преимущественно маршрутную систему движения поездов с двумя пересадочными станциями. Метро Стокгольма – очень удобный и выгодный вид общественного транспорта шведской столицы, который перевозит каждый день около миллиона пассажиров. Линии стокгольмского метрополитена охватывают большинство районов города, ближайшие пригороды и сходятся в самом сердце столицы на станции «T-Centralen».

Стокгольмский метрополитен известен необычным оформлением некоторых станций (в основном центральных), его называют «самой длинной художественной галереей в мире».

Развитие

Дата Год Участок Маршрут
1 октября 1950 «Слуссен» — «Хёкаренген» T17; T18; T19
9 сентября 1951 «Гулльмарсплан» — «Стуребю» T19
26 октября 1952 «Хёторьет» — Веллингбю T19
22 ноября 1954 «Стуребю» — «Хёгдален» T19
1 ноября 1956 «Веллингбю» — «Хессельбю горд» T19
24 ноября 1957 «Хёторьет» — «Слуссен» T17; T18; T19
17 апреля 1958 «Шермарбринк» — «Хаммарбюхёйден» T17
19 ноября 1958 «Хессельбю горд» — «Хессельбю странд» T19
19 ноября 1958 «Хёкаренген» — «Фарста» T18
19 ноября 1958 «Хаммарбюхёйден» — «Багармоссен» T17
14 ноября 1959 «Хёгдален» — «Рогсвед» T19
1 декабря 1960 «Рогсвед» — «Хагсетра» T19
5 апреля 1964 «Т-Сентрален» — «Фруэнген» T13; T14
5 апреля 1964 «Лильехольмен» — «Эрнсберг» T13
16 мая 1965 «Эрнсберг» — «Сэтра» T13
16 мая 1965 «Т-Сентрален» — «Эстермальмсторг» T13; T14
1 марта 1967 «Сетра» — «Шерхольмен» T13
2 сентября 1967 «Эстермальмсторг» — «Ропстен» T13
2 декабря 1967 «Шерхольмен» — «Ворберг» T13
29 августа 1971 «Фарста» — «Фарста странд» T18
1 октября 1972 «Ворберг» — «Фиттья» T13
30 сентября 1973 «Эстермальмсторг» — «Текниска хёгскулан» T14
12 января 1975 «Текниска хёгскулан» — «Университетет» T14
12 января 1975 «Фиттья» — «Норсборг» T13
31 августа 1975 «Т-Сентрален» — Юльста (через Халлонберген-Ринкебю) T10; T11
5 июня 1977 «Халлонберген» — «Акалла» T11
30 октября 1977 «Т-Сентрален» — «Кунгстредгорден» T10; T11
29 января 1978 «Университетет» — «Мёрбю сентрум» T14
19 августа 1985 «Вестра скуген» — «Ринкебю» (через «Сундбюбергс сентрум») T10
15 августа 1994 «Багармоссен» — «Скарпнек» T17

Подвижной состав

Пассажирский подвижной состав

Вагон типа C20
Вагон типа C30

На линиях метрополитена используются вагоны трёх типов — Сx (C6, C15 и С16), С20 и новый С30 (2018 года выпуска). Раньше с момента открытия и до 1999 года использовались вагоны типа С1, С2 и С3.

Вагоны, используемые на линиях метро:

  • С1: 1950—1984
  • С2: 1950—1999
  • С3: 1957—1999
  • С4: 1960—2003
  • С5: 1963—1996
  • С6: 1970 — настоящее время
  • С7: 1972—2004
  • С8: 1974—2004
  • С9: 1976—2009
  • С12: 1977—1995
  • С13: 1982—2003
  • С14: 1987—1999
  • С15: 1987 — настоящее время
  • С16: 1988 — настоящее время
  • С20: 1999 — настоящее время
  • С30: 2020 — настоящее время

Линии

Зелёная линия

Первая линия в Стокгольме. Была открыта в 1950 году и первоначально использовала туннель для скоростного трамвая, построенный в 1933 году. На линии действуют три маршрута — T17, T18 и T19.

Зелёная линия
Перейти к шаблону «Зелёная линия (Стокгольмский метрополитен)» 
Хессельби странд
Хессельби горд
Юханнелунд
Веллингби
перекрёстный съезд
депо Веллингби
Рокста
Блаккеберг
Исландсторьет
Энгбиплан
оборотный тупик
Окесхов
Бруммаплан
Абрахамсберг
Стура моссен
оборотный тупик
Альвик
пролив Транебергссунд
Кристинеберг
Торильдсплан
Фридхемсплан
Санкт Эриксплан
оборотный тупик
Уденплан
Stockholm commuter rail symbol.svg
Родмансгатан
Хёторьет
Т-Сентрален
Stockholm commuter rail symbol.svg
р. Норрстрём
Гамла стан
р. Сёдерстрём
Слюссен
Мидборьярплацен
Сканстулль
канал Хаммарбислюссен
Гулльмарсплан
Глобен
Энхеде горд
будущее соединение с Синей линией
Соккенплан
Сведмира
Стуребю
Бандхаген
Хёгдален
депо Хёгдален
Рогсвед
Хагсетра
Шермарбринк
депо Хаммарбихёйден
Блосут
Сандсборг
Скугсщиркугорден
тупик для отстоя составов
Таллькруген
Губбенген
Хёкареньен
оборотный тупик
Фарста
Фарста странд
Хаммарбихёйден
Бьёркхаген
Щеррторп
Багармоссен
Скарпнек


Красная линия

Открыта в 1964 году. На линии действуют два маршрута — T13 и T14.

Красная линия
Перейти к шаблону «Красная линия (Стокгольмский метрополитен)» 
оборотные тупики
Мёрбю сентрум
Дандерюдс шукхус
пролив Стоксундет
Бергсхамра
канал Алкистан
Университетет
Текниска хёгскулан
Стадион
Ропстен
перекрёстный съезд
ПТО
Йердет
Карлаплан
оборотный тупик
Эстермальмсторг
Т-Сентрален
Stockholm commuter rail symbol.svg
р. Норрстрём
Гамла стан
р. Сёдерстрём
Слюссен
Мариаторгет
Зинкенсдамм
Хурнстулль
залив Лильехольмен
Лильехольмен
Мидсоммаркрансен
Телефонплан
оборотный тупик
Хегерстенсосен
Вестерторп
Фруенген
Аспудден
Эрнсберг
Аксельсберг
Мелархёйден
Бреденг
Сетра
Шерхольмен
Ворберг
Ворбю горд
перекрёстный съезд
Масмо
залив Албёхюн
Фиттья
Альбю
Халлунда
Норсборг


Синяя линия

Первый участок линии был закончен к 1975 году. Очень красивы скальные станции с необработанными стенами и потолком. На линии действуют два маршрута — T10 и T11.

Синяя линия
Перейти к шаблону «Синяя линия (Стокгольмский метрополитен)» 
Баркарби
Stockholm commuter rail symbol.svg
Баркарбиштаден
Акалла
Хусбю
Шиста
оборотные тупики
Юльста
перекрёстный съезд
Тенста
Ринкебю
депо Риссне
Риссне
Дувбу
Сундбюбергс сентрум
Stockholm commuter rail symbol.svg
Сольна странд
Хувудста
Халлонберген
оборотный тупик
Неккрусен
Сольна-сентрум
Вестра скуген
канал Карлсберг
Стадсхаген
Фридхемсплан
Родхусет
водоём Барнхусвикен
Т-Сентрален
Stockholm commuter rail symbol.svg
перекрёстный съезд
Кунгстредгорден
оборотные тупики
залив Сальтсйон
София
Хаммарбю каналь
канал Хаммарбю
канал Сиккла
Сиккла
Йерла
Накка
Гулльмарсплан
Слактхусомродет
действующий участок Зелёной линии
Соккенплан
Сведмира
Стуребю
Бандхаген
Хёгдален
депо Хёгдален
Рогсвед
Хагсетра


Жёлтая линия

Первый участок строительства планируют начать в 2016—2017 годах, завершат к 2020 году (до станции Хагастаден), а второй (до станции Аренастаден) - к 2022 году. Длина линии будет 4,6 км, на ней расположится 3 станции.

Факты

Перспективы

  • Расширение синей линии на восток в 2025 году, от станций Кунгстрэдгорден через восточный Сёдермальм в коммуну Нака, также и на станцию Хагсетра[3][4].
  • Расширение синей линий на северо-запад от станции Акалла до станции пригородной железной дороги Бакарбю в 2021 году.
  • Появление четвёртой линии[4].

Фотогалерея

См. также

Примечания

  1. https://web.archive.org/web/20130927091248/http://sl.se/Global/Pdf/Rapporter/SL_Arsberattelse_2012_SVE_web.pdf
  2. The most impressive underground railway stations in Europe. Дата обращения: 9 августа 2014. Архивировано 12 августа 2014 года.
  3. Шесть новых станций метро на Синей линии. Дата обращения: 16 января 2016. Архивировано 12 января 2016 года.
  4. 4,0 4,1 Развитие метро в Youtube. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 24 января 2021 года.

Источники

Ссылки