Стиль Наполеона III

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Парадная лестница Оперы Гарнье

Стиль Наполеона III (фр. style Napoléon III), или Стиль Второй Империи, Второй ампир — один из неостилей периода историзма, сложившийся во Франции в период Второй империи (1852—1870), главным образом в Париже.

История

Часы-колесница в стиле Наполеона III,  1870 год

В 1848 году в ходе революции бесславно закончилась июльская монархия Луи Филиппа и на выборах президента республики неожиданно победил племянник Наполеона Бонапарта принц Луи-Наполеон Бонапарт. В 1852 году была провозглашена Вторая империя и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III.

Империя просуществовала до 1870 года, почти двадцать лет. Покровителями искусства в эти годы были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению неорококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть новую жизнь в помпезное искусство первой империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта. Но времена были иными. Аристократия сожалела о былой роскоши, а у новой буржуазии не было смелости и действительных оснований для создания нового стиля. Мировоззрение историзма неизбежно склоняло к ретроспективизму, вторичности и эклектизму. Императрица считала себя поклонницей королевы Марии-Антуанетты и стремилась ввести моду на неоклассицизм периода правления короля Людовика XVI. В соединении с элементами наполеоновского ампира, архитектуры итальянского Возрождения и барокко этот стиль составил основу второго ампира во Франции.

Эклектичность стиля Второй империи стала главной причиной того, что в отечественной и западноевропейской историографии этот стиль именуют по-разному: неоренессансом, необарокко, вторым ампиром. Эти названия появлялись в 1860—1880-х годах, когда различные неостили, чаще в их смешанных вариантах, получали широкое распространение во многих странах Европы. Поэтому формирование стиля второй империи во Франции часто считают началом всеевропейского периода эклектики в искусстве, прежде всего в архитектуре и в оформлении престижных интерьеров[1].

Стиль Второй империи в архитектуре

Символичным можно считать восстановление статуи Наполеона Бонапарта на вершине Вандомской колонны, в Париже ещё в 1833 году при Луи-Филиппе, после её уничтожения в 1814 году. Но подлинным художественным символом Второй империи стало огромное здание Парижской оперы, возведённое по проекту архитектора Шарля Гарнье в 1860—1875 годах. На первом этапе конкурса Гарнье был одним из 170 участников. На втором этапе проект Гарнье был выбран за «редкие и превосходные качества в прекрасном распределении планов, монументальном и характерном аспекте фасадов и секций» [2]. В этом здании причудливо соединились элементы, типичные для архитектуры итальянского Возрождения, стиля Людовика XIV, сдвоенные колонны с аркадами, характерные для палладианства, по-барочному тяжёлый декор и необычной формы купол. Фасад украсили скульптурные группы работы Ж.-Б. Карпо и А.-Э. Каррье-Беллёза. В оформлении интерьеров: зрительного зала, фойе и парадной лестницы, Гарнье использовал мраморы разноцветных пород, золочёную бронзу, мозаики, росписи, ковры, зеркала… Когда императрица Евгения, поражённая столь щедрой роскошью, спросила у архитектора: «Что же это за стиль?» — Гарнье, не растерявшись, ответил: «Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении» [3][4].

Другое, характерное для этого периода, парижское здание — церковь Св. Троицы, архитектора Т. Баллю в 1861—1867 годах. В 1852—1868 годах Л. Висконти и Э.-М. Лефюэль перестраивали Лувр. Они создали помпезный Двор Наполеона, сохранившийся до наших дней. Многие здания в центре Парижа —доходные дома, отели, банки, вокзалы — были построены или перестроены именно в это время. И сейчас характерный архитектурный образ Парижа с высокими мансардными кровлями, «ленточными балконами» и аркадами, например на улице Риволи, складывается в нашем представлении благодаря этим перестройкам.

В 1853—1869 годах барон Ж. Э. Осман, префект департамента Сена, по поручению Наполеона III разработал и частично осуществил генеральный план перестройки центра Парижа. За это его прозвали «муниципальным Людовиком XIV». Столь грандиозное предприятие было первым в истории европейской архитектуры[5].

Стиль Второй империи в других видах искусства

Одним из символов «стиля Второй Империи» стала знаменитая статуя Свободы, высотой 46 метров (с пьедесталом 93 метра), модель которой была выполнена французским скульптором Ф.-О. Бартольди. Модель и фрагмент в натуральную величину демонстрировали на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. В 1886 году статуя была подарена правительством Франции Соединённым Штатам Америки. Статую собирали из медных листов на каркасе, сначала в Париже с 1875 года, а затем на острове в гавани Нью-Йорка. Конструкцию каркаса разработал инженер Г.Эйфель. Символично, что ещё ранее, когда работы только начинались, в Парижской опере состоялся вечер, посвящённый сбору средств на создание статуи. Композитор Ш.Гуно по этому случаю написал ораторию "Свобода". Хронологически статуя "Свобода, освещающая мир" относится к следующему периоду развития французского искусства, времени Третьей республики, но в стилевом отношении это типичное произведение второго ампира: античные одеяния, пафосная аллегория, академическая холодность и претензия на величие[6].

Имперские устремления власти и жажда роскоши в придворных кругах породили моду на псевдоампирные вещи, громоздкую мебель, пышные занавеси, резьбу и позолоту в интерьерах. Дворцовая мебель в «большом стиле» эпохи Людовика XIV, сочеталась с пышными «блонделевскими» рамами для картин, гипс и дерево тонировали под бронзу, а на новую бронзу наносили искусственную патину «под старину». Мастера-керамисты подражали изделиям прошлого: фаянсам Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения.

В живописи периода Второй империи были в моде стилизации под античность и неостиль «à la greque», изображения нимф, наяд и соблазнительных куртизанок. Страсть к экзотике сочеталась с банальностью вкусов и откровенной пошлостью. Так, например, ажиотаж на открытии парижских Салонов вызывали картины «Римляне времён упадка» Т. Кутюра (1847), «Рождение Венеры» А. Кабанеля (1863). «Венеру» Наполеон приобрёл для своей личной коллекции[7]. Популярными академическими и салонными мастерами были: А.-В. Бугро, Ж. Лефевр, Ж.-Л. Жером, Ш. Шаплен.

К чести императора Наполеона III следует упомянуть, что именно ему принадлежит инициатива открытия в 1863 году Салона отверженных для показа произведений молодых живописцев, отвергнутых жюри официального Салона.

Примечания

  1. Власов В. Г.. Второй Ампир, или «стиль Второй империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 690—693
  2. Mead Ch. C. Charles Garnier's Paris Opéra: Architectural Empathy and the Renaissance of French Classicism. — New York: The Architectural History Foundation. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. —1991, pp. 76, 290
  3. Ayers A. The Architecture of Paris. — Stuttgart-London: Edition Axel Menges, 2004, p. 173
  4. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. — Л.: Искусство, 1981. — С. 15—18
  5. Гидион З. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 381—383, 393—406
  6. Калитина Н. Н. Французская скульптура второй половины XIX века. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. — С.50—55
  7. Раздольская В. И. — С. 73—78

См. также

Литература

  • Второй Ампир (2008). Энциклопедия Британника.

Ссылки