Степанос Тохатци

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Степанос Тохатци
Ստեփանոս Թոխաթցի
Место рождения Тохат
Место смерти Тохат
Род деятельности поэт, писец
Жанр плач, сатира, панегирик, гандз
Язык произведений армянский

Степанос Тохатци (арм. Ստեփանոս Թոխաթցի) — армянский поэт, писец, педагог и церковный деятель XVI века[1][2][3][4].

Жизнь и творчество

Родился в городе Тохат в 1558 году. В 1580 году стал священником, в 1589 году совершил паломничество в Иерусалим. Во время захвата Тохата в ходе восстания Джелали в 1602 году был взят в плен. Повстанцы сначала хотели казнить его, но затем избили и оставили умирать[5]. Чудом спасшийся Степанос сбежал в Константинополь, потом в Крым (в 1603 году в Кафу, с 1604 года в Сурхат), где преподавал в монастыре Сурб Хач[6][5][7]. В 1621 году вернулся в Тохат, где и умер примерно в 1630 году.
Оставил богатое литературное наследие, многочисленные стихотворения различных жанров — плачи, сатирические стихи, панегирики, гандзы, и т.д. Многие стихотворения имеют важное историческое значение, в них отражаются политические события в Османской империи, положение армянского народа под турецким игом, различные стороны жизни армян Тохата и Крыма[7][2][8]. Из стихотворений Степаноса особо стоит отметить «Плач на великий город Евдокию» (арм. «Ողբ ի վերա Եվդոկիա մեծի քաղաքին»), где подробно описывается разрушение когда-то процветавшего города, сатирическая поэма «Хвала священникам Кафы» (арм. «Գովասանութիւն Կաֆայու քահանայից վերա»), в которой автор высмеивает порочное поведение некоторых армянских священников Феодосии, и посвящённый социальным вопросам стих «Жалоба на блох и мух» (арм. «Գանկատս ի լվաննուն և ճանճերուն»). Из-за доступного стиля и разговорного языка написания, поэмы Степаноса быстро обрели популярность среди армянского населения Крыма[3]. Также славился как писец и педагог, преподавал и в Тохате, и в Сурхате. Переписал и реставрировал большое количество рукописей, хранящихся сегодня в Венеции, Иерусалиме, Матенадаране, итд.[7]

Издания сочинений и биографических очерков

Ссылки

Примечания

  1. Татьяна Шушара. Становление и развитие образования армян в Таврической губерниив XIX—начале XX в. // Գիտական Կյանք. — изд-во ЕГУ, 2007. — С. 73—79. Архивировано 24 февраля 2014 года.
  2. 2,0 2,1 Микаелян В. А. Тахасацы // На крымской земле: история армянских поселений в Крыму. — Ер. издательство = Айастан, 1974. — С. 123. — 208 с. Архивная копия от 1 марта 2014 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 Пять певцов-скитальцев / сост. Акинян Н. А.. — Вена, 1921. — С. 117—137. — 224 с. Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine
  4. Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Саргсян Т. Э., Сорочан С. Б., Шапошников А. К. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического. — Нартекс. Byzantina Ukrainensis. — Харьков: Антиква, 2012. — С. 102. — 416 с. — ISBN 978–617–562–006–9. Архивная копия от 6 марта 2014 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 Kevork B. Bardakjian. A Reference Guide to Modern Armenian Literature, 1500-1920: With an Introductory History. — Wayne State University Press, 2000. — 714 с. — ISBN 978-0-81432-747-0.
  6. Парунова Ю.Д. Церковь как фактор сохранения этнокультурной идентичности армянской общины в Крыму // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 22. — С. 115—119. Архивировано 24 февраля 2014 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 Степанос Тохатци = Ստեփանոս Թոխաթցի. — Ер.: Армянская Энциклопедия, 1985. — Т. 11. — С. 135.
  8. Татевик Саргсян. Замосць в армянских памятных записях 1600—1657 годов // Анив. — 2011. — № 1 (34). Архивировано 25 февраля 2014 года.