Стейнлен, Теофиль Александр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Стейнлен, Теофиль-Александр»)
Теофиль-Александр Стейнлен
фр. Théophile-Alexandre Steinlen
Стейнлен в своей мастерской, 1913Стейнлен в своей мастерской, 1913
Учёба Лозаннский университет
Стиль ар-нуво

Теофиль Александр Стейнлен[1] (фр. Théophile-Alexandre Steinlen; 10 ноября 1859 года, Лозанна — 14 декабря 1923 года, Париж) — французский художник, график и иллюстратор швейцарского происхождения, работавший как в реалистическом стиле, так и в стиле модерн, «летописец жизни парижского пролетариата»[2][3].

Биография

«Чёрный кот». Плакат одноимённого кабаре

Теофиль Александр Стейнлен родился 10 ноября 1859 года в Лозанне.

Т.А.Стейнлен приехал в Париж в 1878 году и сперва работал техником-чертёжником. Через 5 лет он переезжает на Монмартр. Здесь Стейнлен быстро познакомился и подружился с художественной и артистической средой Монмартра, в особенности с посетителями кабаре «Чёрный кот» — в первую очередь, с художниками Анри де Тулуз-Лотреком и Адольфом Вилеттом, а также с владельцем кабаре, поэтом и шансонье Аристидом Брюаном. Впервые в «Чёрный кот» Стейнлен пришёл в 1883 году[4]. Авторству Стейнлена принадлежат многочисленные плакаты кабаре «Чёрный кот», кроме этого он иллюстрирует газеты, журналы и книги, сотрудничает в юмористических журналах, а в 1911 году вместе с друзьями начинает издавать газету «Юмористы».

Значение

«Апофеоз кошек» (1885)

Т.А. Стейнлен стал знаменитым благодаря своим парижским плакатам, созданным около 1900 года, его сценам из ночной жизни Монмартра и, конечно, его «кошачьим» картинам и графике, сделавшим ему имя. Другие грани таланта художника менее известны: его живопись, скульптура и графика посвящённые событиям Первой мировой войны, особенно событиям в Сербии и Бельгии. Стейнлен был самоучкой, и тем не менее, наследником богатых художественных традиций. В его работах чувствуется влияние творчества Делакруа, Домье, Доре и Мане. То распространение и та популярность, что имели работы Стейнлена в Париже во времена Belle Epoque, сделало художника центральной фигурой в европейском искусстве начала XX века; они стали источником вдохновения для многочисленных мастеров авангарда, в том числе и Пикассо.

Выставки

В 1893 году художник впервые выставляет свои работы в парижском Салоне независимых, затем выставлялся в Салоне юмористов. Сегодня работы художника можно найти во многих музеях мира, в том числе в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Национальной галерее искусства в Вашингтоне. Одна из последних обширных выставок работ Т.А. Стейнлена проходила в сентябре 2008 — январе 2009 года в Кантональном музее изящных искусств, Лозанна.

Память

Памятник Теофилю Александру Стейнлену (1936), Париж

Памятник художнику, созданный французским скульптором Паулем Ванье в 1936 году, установлен на площади Жоэль-Ле-Так (XVIII округ Парижа).

Галерея

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. ?Cтейнлен*Теофиль*Александр // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: Мир и Образование; Оникс, 2010. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
  2. А. А. Сидоров. Стейнлен : художник Парижского пролетариата. — Москва, 1919. — С. 28.
  3. Анатолий Васильевич Луначарский. Об изобразительном искусстве: Сборник. — Сов. художник,, 1967. — 558 с. Архивная копия от 14 марта 2018 на Wayback Machine
  4. А. А. Сидоров. Стейнлен: художник Парижского пролетариата. — Москва, 1919. — С. 8.

Ссылки

  • Steinlen.net — коллекция из более 2.500 работ художника