Старообрядчество в Нижегородской области

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Крест c голубецом, установленный на месте Комаровского скита

Нижегородская область и Нижний Новгород исторически были вторым центром русского старообрядчества после Москвы (по данным народного каталога sobory.ru в области известно около 50 старообрядческих сооружений[1]), продолжают оставаться одним из его центров и теперь[2].

В Нижегородской земле родился Патриарх Никон и такие деятели старообрядчества, как протопоп Аввакум Петров, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Дьякон[3]. В конце XVII — начале XVIII веков на территории Нижегородской губернии сформировались Керженские скиты, часть которых была описана в романах местного писателя П. И. Мельникова «В лесах» и «На горах». В период преследований старообрядцев на территории Нижегородского края было зафиксировано несколько случаев самосожжений[4] (в частности, в 1672 г. в селе Вармалей[5]), однако чаще всего старообрядцы бежали в Сибирь, где стали называться кержаками. На Ключевой горе, близ деревни Ключи, расположено место упокоения старообрядческого святого Макария и с ним «19 мучеников за древлеправославие»[6]. После кончины архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима давление на старообрядцев ослабло, и они вновь стали возвращаться на нижегородскую землю. В Нижегородской губернии были общины самокрещенцев, спасовцев, поморского и диаконовского согласия[7][8], молоканЛичадеево и Спасском районе), федосеевцев[9], филипповцев[10], странников[11], беглопоповцев («бугровская вера»), присутствовали отрицанцы[12][13] и немоляки[14]. Писатель М. М. Пришвин немалую часть своей повести «У стен града невидимого» посвятил беседам со старцем Дмитрием Ивановичем, лидером немоляков нижегородских посёлков Варнавино и Урень[15][16]. В Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии выделилось самое радикальное направление старообрядчества, дошедшее до того, что даже отрицало возможность осуществления таинства крещения мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорождённого креста при чтении 50-го псалма — представители согласия получили наименование «некрещеных старообрядцев».

В начале XX столетия на территории губернии (вместе с вошедшими в её состав двумя уездами Костромской губернии) проживало 120 тысяч старообрядцев тринадцати различных согласий[17]. Представители белокриницкой иерархии (численностью ок. 30 тыс. человек в 1912 г.) селились, преимущественно, в северной (заволжской) и южной (нагорной) частях Нижегородской губернии. В свою очередь, Белокриницкое согласие делилось на окружников, неокружников, иосифовцев (Заволжье и берега Волги) и иовцев (юг губернии). Беглопоповцы (ок. 14 тыс. в 1912 г.) проживали в заволжской части губернии. Около 25 тыс. поморцев в начале XX в. проживали как в нагорной части губернии, так и в заволжской. Самокрещенцев проживало несколько тысяч. Около 20 тыс. старопоморцев (федосеевцы и филипповцы) были рассредоточены по нескольким северным и западным районам губернии. Спасовцеев на начало XX в. проживало около 30 тысяч.

С Макарьевским уездом Нижегородской губернии неразрывно связано почитание озера Светлояр[2], особенно во дни празднования памяти Владимирской иконы Божией Матери, а также легенда о граде Китеже. Четырежды озеро Светлояр посещал писатель В. Г. Короленко, в результате чего возникли рассказы «Река играет», «Ушел», «На Светлояре». Другой литератор серебряного века Д. С. Мережковский посетил озеро Светлояр и другие старообрядческие места, работая над романом «Антихрист. Пётр и Алексей»[18]. Старообрядцы были в числе организаторов Макарьевской и Нижегородской ярмарок[19]. Дивеево и Семёнов являются центрами производства старообрядческих чёток — лестовки. С возникновением Единоверия в него переходят некоторые старообрядческие скиты и обители Нижегородского края[4]. Единоверческий приход села Малое Мурашкино не закрывался даже в советское время[20], хотя в 1937—1943 богослужения не совершались.

В 1875 году по инициативе архиепископа Иоанникия (Руднева) для уврачевания церковного раскола было создано Епархиальное братство Святого Крестa, просуществовавшее вплоть до установления Советской власти[21][22]. В 1917 г. в Нижнем Новгороде проходил II Всероссийский единоверческий съезд, а в 1927 г. — III съезд.

Сейчас на территории Нижегородской области проживает несколько десятков тысяч старообрядцев, как поповцев, так и беспоповцев. Главные организационные структуры поповцев — Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь; беспоповцев — Древлеправославная Поморская Церковь. Совершенно исчезли, слившись с родственными согласиями, самокрещенцы, неокружники и странники; крайне мало осталось филипповцев и заволжских спасовцев-арсентьевцев. Глухая и строгая нетовщина потеряла свои отличительные признаки, приняв водное крещение от своих наставников. Помимо староверов, проживающих компактно и объединённых в приходы, в области в многочисленных деревнях проживают старообрядцы, не посещающие тот или иной приход и молящиеся в домашних условиях либо в одиночку, либо с домочадцами. Часто они, сознавая себя староверами, не идентифицируют себя с каким-либо согласием. В общей сложности в Нижегородской области в начале XXI века проживало около 80 тыс. старообрядцев девяти согласий[23].

Местом молитвенного поклонения старообрядцев являются могилы священника Алексея Васильева (1882—1937) из Федурино[24], старообрядческих преподобных Софонтия, Лотия и Манефы в Керженских скитах, Ионы Курносого и Манефы Старой[25] в Комаровском скиту, иноко-схимницы Фотиньи[26] и др.

Старообрядческие места Нижегородской области

География распространения последователей старообрядчества по уездам и округам Российской империи (по переписи 1897 года).

В Муромском Заочье старообрядцы жили в Вареже, Чулкове, Соловьеве, Сапуне, Чирьеве, Яковцеве, Янине, Арефине, Озябликове, Космадемияновском Погосте, Красно, Федурине, Новоселках, Глебове, Александрове, Горах, Мокреце, Польце, Дубровке, Попышове, Плоскове, Беляйкове, Стёпанове, Липне, Зеленцово, Алтухове, Горневе, Михальцах, Максакове и др. Они пользовались церквями, которые находились в Вареже, Яковцеве, Арефине, Новоселках, Глебове, Федурине, Александрове, Липне (Егорьеве), в остальных селениях были молитвенные дома и церкви[27].

См. также

Литература

Примечания

  1. Все старообрядческие церкви России. Дата обращения: 12 мая 2016. Архивировано 2 мая 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Нижегородско-Костромская епархия: епископы Арсений (Швецов) и Иннокентий (Усов). Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 13 февраля 2017 года.
  3. Старообрядчество в Нижегородской области. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 11 июня 2016 года.
  4. 4,0 4,1 История Нижегородского старообрядчества. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.
  5. М. В. Пулькин. «Технология» массового самоубийства: старообрядческие самосожжения в конце XVII—XVIII вв. Архивная копия от 13 июля 2020 на Wayback Machine
  6. Нижегородское старообрядчество: Ключевая гора. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 17 ноября 2016 года.
  7. Образование старообрядческих общин Нижегородской губ., стр. 1. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 17 июня 2016 года.
  8. Образование старообрядческих общин Нижегородской губ., стр. 2. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 17 июня 2016 года.
  9. Надежда Кеворкова. Старая русская вера. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.
  10. Сергей Владимирович Рудаков. Старообрядческие толки и согласия на территории Нижегородской области. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 10 июня 2016 года.
  11. Ледров Сергей Михайлович. Старообрядцы в Спасском районе (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 10 июня 2016 года.
  12. Отрицанцы // blagovesnik.narod.ru. Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 16 августа 2016 года.
  13. Нетовцы. Нетовщина глухая, или Спасово согласие // С. В. Булгаков. Справочник по ересям, сектам и расколам. Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 11 августа 2016 года.
  14. Быдреевка. Историческая справка на основе архивных материалов и работ доктора исторических наук профессора ННГУ Н. Ф. Филатова (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  15. О религиозном многообразии Нижегородчины начала XX века // Городской форум: форум общего назначения, треп о городе и нижегородцах. Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
  16. О религиозном многообразии Нижегородчины начала XX века. Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 1 октября 2020 года.
  17. С. В. Рудаков. Старообрядческие толки и согласия на территории Нижегородской области: локальные традиции общеконфессиональной культуры. Дата обращения: 20 июля 2016. Архивировано 16 августа 2016 года.
  18. Воскресенский район // Литературная карта Нижегородской области. Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  19. На рогожке пройдет старообрядческая ярмарка. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.
  20. Малое Мурашкино — село «на горах». Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  21. Православные братства Нижегородской епархии: Епархиальное братство Святого крестa (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 мая 2016. Архивировано 2 апреля 2016 года.
  22. Братства Нижегородской епархии. Дата обращения: 12 мая 2016. Архивировано 30 августа 2016 года.
  23. Сергей Владимирович Рудаков. Старообрядческие толки и согласия на территории Нижегородской области. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 10 июня 2016 года.
  24. Федурино (Вачский район). Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
  25. Комаровский скит и священные могилы старообрядцев. // Загадочные места и аномальные зоны Нижегородской области. Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 26 июля 2016 года.
  26. Исцеляющая иноко-схимница Фотиния, начальная старица, XVIII в.. Дата обращения: 31 июля 2016. Архивировано 7 августа 2016 года.
  27. Арефьева Г.А. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского района XVI-XXI века. Приложения. Книга четвертая. Вача. 2010. Стр. 89-90. Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано 11 ноября 2016 года.
  28. АЛЕКСАНДР ДИАКОН Архивная копия от 5 октября 2016 на Wayback Machine // Православная энциклопедия.