Стажёры (повесть)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стажёры
Обложка первого отдельного издания 1962 годаОбложка первого отдельного издания 1962 года
Жанр научно-фантастическая повесть
Издательство Молодая гвардия

«Стажёры» — приключенческая фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких.

Повесть выпущена в 1962 году московским издательством «Молодая гвардия» с иллюстрациями художника Анатолия Белюкина. Впоследствии многократно переиздавалась.

Сюжет

Как отмечает Большая российская энциклопедия, повесть «Стажёры» относится к социально-философской фантастике[1]. Как и в других произведениях братьев Стругацких («Хищные вещи века», «Возвращение. Полдень. XXII век», «Малыш», «Парень из преисподней», «Далекая радуга» и пр.), сюжет повести развивается в рамках космической тематики, посвящённой «счастливому светлому будущему». Причём в повести светлое будущее показано на контрасте с будущим капиталистическим, с которым сталкивается космическая команда, инспектируя «социалистические» и «капиталистические» планеты. И хотя авторы демонстрируют стремление показать преимущества социалистического варианта, выводы героев повести не всегда совпадают с замыслом авторов. И опытный умудрённый жизнью Жилин, и молодой Юра Бородин «в конце концов приходят к выводу, что никакое, даже самое замечательное научное открытие, не стоит человеческой жизни»[2].

По мнению Марка Амусина[3],

В «Стажерах» впервые возникает у Стругацких мотив социальной патологии, несовпадения родовой человеческой сущности, трактуемой авторами вполне коммунистически, и рефлексов человека частного.

Цензура и критика

Ряд критиков выступили с негативной оценкой повести. Не имея формального повода считать повесть не соответствующей декларированной партийной линии, критики отмечали чрезмерную, по их мнению, приземлённость образов героев, обыденность и даже грубость речи, манеры, не подходящие для человека будущего.

Сами Стругацкие сначала оценивали повесть как «новое слово в фантастике», но, по словам Бориса Стругацкого, «очень скоро выросли из него». Тем не менее, «в „Стажёрах“ Стругацкие меняют, а сразу же после — ломают своё мировоззрение»[4].

Примечания

  1. Стругацкие. Архивная копия от 25 февраля 2021 на Wayback Machine/ /Большая российская энциклопедия.
  2. Мамаева Н. Н. "Светлое" будущее в философии А. и Б. Стругацких. Архивная копия от 9 августа 2017 на Wayback Machine // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 32. — С. 137—143.
  3. Амусин Марк Фомич От утопии к атараксии. Архивная копия от 26 марта 2022 на Wayback Machine // Вопросы литературы. Июль – август 2013.
  4. Б. Стругацкий. Комментарии к пройденному. 1960—1962 гг.

Ссылки