Малое предпринимательство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Средний бизнес»)

Ма́лое предпринима́тельство (ма́лый би́знес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших независимых фирм.

В последние годы чаще используется термин малое и среднее предпринимательство. Малые и средние предприятия (сокр. МСП, англ. Small and medium-sized enterprises, сокр. SMEs или Small and medium-sized businesses, сокр. SMBs) — коммерческие организации, показатели деятельности которых не превышают определенных пороговых значений.

Малое и среднее предпринимательство является одним из важных элементов стабильной рыночной экономики. МСП - это социально-экономический институт, без которого невозможно развитие здоровой конкурентной среды, необходимой для преодоления отраслевого и регионального монополизма и безработицы. Кроме того, МСП создает значительное количество новых рабочих мест, осуществляет значимый вклад в формирование среднего класса, необходимого для устойчивого развития общества, а также играет огромную роль в обеспечении социально-политической стабильности в обществе.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации

Продуктовый магазин в жилых массивах или сельской местности — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов микропредприятий
Компании малого и среднего бизнеса играют важную роль на рынке услуг частным клиентам

Законодательство

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России[1]:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему предпринимательству в 2010 году — 13 млрд руб.
Ограничение по статусу

Согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» подразделяются на:

Ограничение по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 265 предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Развитие

Малое и среднее предпринимательство весьма неравномерно развито между странами[2] и регионами[3]. При этом его роль в отдельных странах достигает 60-70 % от ВВП и занятости, в России — существенно меньше[4]. По большинству показателей в развитии малого и среднего в России наблюдаются отрицательные тенденции, а также МСП не способствует росту доходов населения, формированию среднего класса и снижению уровня безработицы[5], то есть не выполняет тех основных социальных функций, которые так важны в обеспечении экономической безопасности государства, и на сегодняшний день, такие угрозы экономической безопасности, как бедность, социальная напряженность и безработица для России остаются актуальными.

Различия в условиях для развития предпринимательства и плотности малого бизнеса в последние годы принято связывать с особенностями предпринимательских экосистем[3]. В России эти различия настолько велики и устойчивы на протяжении десятилетий, что можно выделить разные типы регионов[6]. К регионам-лидерам относятся Санкт-Петербург, Москва, Калининградская, Новосибирская, Самарская, Ярославская, Свердловская, Белгородская области, а неблагоприятные условия для развития малого бизнеса сложились на Северном Кавказе, в Арктике и на Дальнем Востоке из-за высоких природных и институциональных издержек.

Есть инструменты и модели, способствующие преодолению основных барьеров развития. Например, франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов. В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

Из-за пандемии КОВИД-19 (с 2020 года) число предприятий малого бизнеса к середине 2020 г. снизилось на 2,4 % и составило 6 млн субъектов[7], а к 2021 г. сократилось на ещё на 220 тыс. (общее к-во, на весну 2021 — 5 млн 780 тыс.), при этом официальная занятость в нём выросла на 1,3 %.[8]

По итогам 2020 г.[9]:

  • Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) сокращался в связи с падением доходов, введением онлайн-касс и повышением НДС[10], но в 2020 г. сократился сильнее, но объективные данные появятся только в августе 2021 г. (фирмы откладывают ликвидацию).
  • Уверенность предпринимателей и деловая активность малого бизнеса снизились до минимальных уровней, наблюдавшихся в кризисный 2015 г.
  • Снижение числа субъектов МСП на −4,2 % в 2020 г. могло привести к сокращению ВВП России на −0,22-0,67 %[11] из −3,1 % по итогам года.
  • Сильнее сократился малый бизнес в крупнейших агломерациях, северных сырьевых и приграничных регионах. Отрицательно повлияла строгость карантинных мер в городах[12], более высокая доля подверженных ограничениям отраслей, а способствовало сохранению бизнеса: более высокие доходы населения и лучшие условия делового климата (индекс АСИ).
  • Общий рост занятости в секторе МСП на 0,07 % частично объяснялся переходом крупных компаний в статус средних, а частично — досдачей отчетности, особенно в южных регионах[13].
  • Численность занятых в секторе МСП сократилась в 61 регионе, но выросла — в 24. Сильнее пострадали северные и слаборазвитые регионы; меньше сократилась занятость в агломерациях с крупными рынками и высоким уровнем цифровизации, вблизи них, а также в южных сельскохозяйственных регионах.
  • Положительной зависимости между поддержкой и сохранением МСП нет. В целом поддержка выше в более пострадавших регионах, где финансирование увеличивали местные власти.

Поддержка малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одним из приоритетов государственной политики. В 2016 году была разработана и принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года[14]. В 2017—2018 годах было выполнено 82 % мероприятий Стратегии, хотя по многим показателям отсутствуют статистические данные [15]. В рамках исполнения майского указа президента[какого?] запущен Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на период с 2018 по 2024 годы[16]. Тем не менее, в России развитие экономики федеральные власти в основном связывали с крупным бизнесом, в том числе госкорпорациями, несмотря на попытки дерегулирования экономики и создания условий для предпринимательской инициативы.

Основными лоббистами интересов малого и среднего бизнеса в России являются ТПП России и РСПП. В 2013 году в кулуарах XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России — 2013» Президентом ТПП РФ была поднята проблема чрезмерного повышения страховых взносов[17]. В 2014 году Правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в том числе финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов Программы выступила ТПП РФ[18]. В 2016 году Катыриным было инициировано ужесточение процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения[19].

Государственный «Внешэкономбанк» (ВЭБ) через собственный, специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства[20].[21] Эту программу кредитования ещё называют «Шесть с половиной», а её особенность состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики (для среднего бизнеса под 10 процентов годовых, для малого — под 11)[22]. Приоритетность отрасли определяет Правительство РФ.

Создана государственная «Корпорация по поддержке МСП» («Корпорация МСП»).[23]

Опросы 2016 г. показали, что 44 % представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах государственной поддержки, при этом 13 % из них указали, что имеют опыт пользования такими программами[24]. По результатам опроса малого бизнеса специалистами РАНХиГС только 9 % компаний указали, что использовали меры поддержки, при этом большинство мало осведомлено о мерах поддержки[16][25].

Согласно статистическим данным, пандемия затронула деятельность более 70 % малых, средних и крупных предприятий, а также индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. Малому и среднему бизнесу пришлось столкнуться с необходимостью поиска дополнительных источников финансирования. Большинство российских предпринимателей склоняется в пользу кредита как источника получения дополнительного финансирования. При этом весьма привлекательной альтернативой в данном случае может являться использование инструментов фондового рынка. Немаловажным является тот факт, что при их использовании возможно получить государственную поддержку[26].

После пандемии необходим поиск иных методов и инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. Традиционные меры поддержки могут помочь в период кризисов, но могут быть неэффективны в условиях слабого развития институтов. На смену прямой поддержки (субсидии. гранты) могут прийти распространенные в развитых странах подходы, направленные на формирование местных предпринимательских экосистем[27].

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434. Следует отметить, что в случае, если в данном перечне приведен целиком класс или подкласс, все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также в него включены.

Реализуемые меры не лишены ряда недостатков, наиболее значимыми из которых являются следующие:

– не все виды деятельности включены в перечень пострадавших отраслей, равно как и не все субъекты МСП могут претендовать на получение помощи от государства по ряду программ (например, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников);

– помощь зачастую оказывается опосредованно, через кредитные организации, которым государство компенсирует ставку по ряду льготных кредитов. Это приводит к тому, что ряд индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – субъектов МСП получают отказы в банках в получении льготных кредитов по антикризисным программам без объяснения причин;

– выделяемых средств и размеров льготных кредитов не всегда достаточно чтобы компенсировать полученные потери и предотвратить банкротство субъекта МСП[5].

В других странах

В Японии и некоторых европейских странах используется термин «малое и среднее предпринимательство» для определения небольшого бизнеса. В уставе ОЭСР сказано, что предприятия, на которых работает не больше 19 человек, считаются весьма малыми, от 20 до 100 человек — малыми. Если на предприятии занято минимум 100, максимум 499 человек — это среднее предприятие. Крупным считается предприятие, если на нем работает больше 500 человек. В Евросоюзе микро-, малые и средние предприятия обозначаются термином «малое и среднее предпринимательство»[28].

В начале 1970-х годов в ЕС стала развиваться национальная система поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса, а малое предпринимательство начало развиваться в 1980-х годах. Сейчас малые предприятия помогают увеличить рост занятости в Европе[28].

В Дании, Нидерландах, Чехии, Франции, Эстонии, Швейцарии, Австрии для малого бизнеса предоставляются специальные условия по гарантиям для стартапов, в Бельгии, Польше, Словакии, Финляндии, Италии, Германии, Нидерландах — гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса. Ряд стран осуществляет государственное софинансирование, налоговые льготы, отсрочку платежей, субсидирование процентных ставок. Работают банки, которые специализируются на кредитовании малого и среднего бизнеса[28].

Наблюдаются существенные различия между странами мира в определении критериев малого и среднего бизнеса, поэтому прямое сопоставление их роли в экономике ограничено[4].

Существует Европейская хартия для малых и средних предприятий, ее положения входят в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, благодаря которой были реализованы некоторые проекты. В Европе развитие малого и среднего бизнеса происходит на двух уровнях — национальном уровне и при помощи программ, которые реализуются под эгидой ЭС. Есть программа «Eureka», которая создана для поддержки инновационных проектов. В каждой стране, которая входит в состав ЕС, есть национальные системы поддержки развития малого инновационного предпринимательства[28].

По результатам анализа зарубежных мер поддержки субъектов МСП в условиях распространения коронавирусной инфекции можно сделать вывод, что меры, применяемые за рубежом, являются достаточно разнообразными. Так, в азиатских странах, таких как Китай, Япония, Республика Корея сделан упор на механизм льготного кредитования субъектов МСП, а также на освобождение малого и среднего бизнеса от кредитных обязательства, в то время как в странах Европейского союза сделан упор на освобождение субъектов МСП от налоговых обязательств, а также на финансовую помощь и субсидии[5].

Франция

Во Франции малое и среднее предпринимательство хорошо развито. В стране есть налоговый кредит на инновационную и исследовательскую деятельность, происходит стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Государственная политика страны направлена на то, чтобы развивать малое предпринимательство и сокращать уровень безработицы[28].

Швейцария

В Швейцарии за разработку и воплощение в жизнь политики правительства по поддержке малого и среднего предпринимательства отвечает Дирекция по территориальному развитию, которая входит в состав Государственного секретариата экономики Швейцарии. Для финансирования малого и среднего предпринимательства в стране есть ипотечные кредиты, венчурные фонды и банки. Во многих регионах работают агентства по развитию, которые помогают развиваться малым и средним предприятиям. В Швейцарии может быть полное освобождение от налога на прибыль на 10 лет. Малый и средний бизнес может воспользоваться льготным кредитованием[28].

Испания

Властями Испании введен шестимесячный мораторий на налоги для малого и среднего бизнеса и самозанятых. Компаниям сокращен на 75 % взнос на социальное обеспечение. При этом, организации в которых работает менее 50 работников, полностью освобождаются от данного взноса[5].

Германия

Самозанятые лица и предприниматели с сотрудниками до пяти человек получили экстренную финансовую помощь в совокупном размере до 14 тыс. евро. Для организаций со штатом сотрудников до десяти человек выделили из федерального бюджета до 15 тыс. евро. Кроме того, федеральное Правительство выделило 40 млрд евро для самозанятых и малых фирм (примерно 10 млрд евро), в виде прямых субсидий предприятиям и микропредприятиям, состоящим из одного человека, а 30 млрд евро предоставили в виде льготных кредитов[5].

Великобритания

Среди мер поддержки малого среднего бизнеса правительство Великобритании стоит выделить организацию выплат самозанятым людям, понесшим убытки в условиях пандемии, налогооблагаемого гранта в размере 80 % от их среднемесячной прибыли за последние три года (но не более 2 500 фунтов стерлингов в месяц). Таким образом правительство покрывает ту же сумму дохода для работающего не по найму человека, как и для уволенных сотрудников, которые также получают грант в размере 80 %. При этом указанные гранты облагаются налогом, который должен быть внесен в налоговую декларацию до января 2022 г.[5].

Япония

Государством разработан механизм льготного кредитования субъектов МСП. Установлены специальные условия кредитования малого и среднего бизнеса: в первые три года процентная ставка снижается на 0,9 % (для организаций, продажи которых сократились более, чем на 5 %), а также специальная система субсидированных процентных платежей для тех, кто воспользовался особым кредитованием (для малого бизнеса – сокращение продаж более чем на 15 %, для среднего бизнеса – сокращение продаж более чем на 20 %). Отсрочка платежа может составлять до пяти лет[5].

Китай

  • 2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий[29]. Предприятия малого и среднего бизнеса освобождены от уплаты налогов сроком до трех месяцев, а также отложен возврат процентов по кредитам. Снижены требования к кредитным организациям по нормам обязательного резервирования с целью увеличения ликвидности в стране[5].

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом)[30].

В Соединенных Штатах Америки «малым бизнесом» могут называть и малые и средние предприятия[28].

Примечания

  1. Малый бизнес защитили от малой власти. Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 11 октября 2013 года.
  2. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-93255-548-4. Архивная копия от 24 мая 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 Земцов С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. — 2019. — № 2. — С. 4—14. Архивировано 11 января 2022 года.
  4. 4,0 4,1 Баринова В. А., Земцов С. П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование // Вопросы статистики. — 2019. — № 26. — С. 55—71.. Архивировано 25 января 2022 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 K. V. Glukhov, I. A. Solovev. ANTI-CRISIS SOLUTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS A FACTOR IN IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE // Vestnik Universiteta. — 2020-12-27. — Вып. 11. — С. 83–89. — ISSN 1816-4277 2686-8415, 1816-4277. — doi:10.26425/1816-4277-2020-11-83-89. Архивировано 3 декабря 2021 года.
  6. Земцов С. П., Царева Ю. В. Предпринимательская активность в регионах России: насколько пространственные и временные эффекты детерминируют развитие малого бизнеса // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2018. — Т. 37, № 1. — С. 145—165. — doi:10.31737/2221-2264-2018-37-1-6. Архивировано 24 мая 2021 года.
  7. «Чудес не бывает»: в России сокращается количество малых бизнесов Архивная копия от 1 мая 2021 на Wayback Machine // Газета.ru, 28.05.2020
  8. Число предприятий малого бизнеса сократилось из-за пандемии на 220 000 Архивная копия от 1 мая 2021 на Wayback Machine // Ведомости, 14 апреля 2021
  9. Земцов С.П., Михайлов А.А. Тенденции и факторы развития малого и среднего бизнеса в регионах России в период коронакризиса // Экономическое развитие России. — 2021. — Т. 28, № 4. — С. 34—45. Архивировано 11 января 2022 года.
  10. Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 41.. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. — 279-288 с. — ISBN 978-5-93255-586-6.
  11. Земцов С. П., Смелов Ю. А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2018. — Т. 40, № 4. — С. 84—108. — doi:10.31737/2221-2264-2018-40-4-4.
  12. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — Москва, 2020. — 744 с. — ISBN 978-5-85006-256-9. Архивная копия от 15 мая 2021 на Wayback Machine
  13. Земцов С.П., Царева Ю.В., Салимова Д.Р., Баринова В.А. Занятость в малом и среднем бизнесе в России: в поисках факторов роста // Вопросы экономики. — 2021. — № 12. — С. 66—93. — doi:10.32609/10.32609/0042-8736-2021-12-66-93. Архивировано 11 января 2022 года.
  14. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. government.ru. Дата обращения: 1 октября 2019. Архивировано 10 октября 2019 года.
  15. Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Коцюбинский, Александр Красносельских, Юлия Царева. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономическое развитие России. — 2018. — Т. 25, вып. 11. — ISSN 2306-5001. Архивировано 1 октября 2019 года.
  16. 16,0 16,1 Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. — Москва: Издательский дом «Дело», 2020. — 88 с. — ISBN 978-5-85006-202-6.
  17. Елена Калмакова. С. Катырин: бизнесу нужны деньги, а не обещания. Pandia.ru (20 мая 2013). Дата обращения: 6 июня 2021.
  18. «От первого лица». Сергей Катырин, президент ТПП России: о программе поддержки малого бизнеса. «Радио России» (30 октября 2015). Дата обращения: 6 июня 2021. Архивировано 6 июня 2021 года.
  19. Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. «Российская газета». Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 21 декабря 2015 года.
  20. Внешэкономбанк — «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»). Дата обращения: 31 августа 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  21. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 августа 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  22. Сергей Катырин: Нужно упростить доступ бизнеса к финансированию. Российская газета. Дата обращения: 8 января 2017. Архивировано 9 января 2017 года.
  23. Рустем Фаляхов. Недостижимые цели: почему малый бизнес сокращается несмотря на поддержку Архивная копия от 1 мая 2021 на Wayback Machine. Счетная палата оценила работу Корпорации МСП // Газета.ru, 27.04.2021
  24. Социология. Статистика. Публикации. Малое и среднее предпринимательство в России: Отраслевой обзор. Вып. 4 / Авторы: О. Ю. Стасевич, Г. Р. Имаева, А. В. Дурнов, О. А. Шарова; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство [[НАФИ]], 2016. — 48 с.. Дата обращения: 26 июля 2017. Архивировано 7 августа 2017 года.
  25. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 40). — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — С. 579—600. — ISBN 978-5-93255-554-5. Архивная копия от 15 мая 2021 на Wayback Machine
  26. K. V. Gluhov, M. V. Shipilova. Use of stock market instruments as a way to support small and medium-sized businesses during economic crises // Vestnik Universiteta. — 2021-12-02. — Вып. 10. — С. 139–146. — ISSN 1816-4277 2686-8415, 1816-4277. — doi:10.26425/1816-4277-2021-10-139-146. Архивировано 5 декабря 2021 года.
  27. Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельких А.Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. — 2020. — № 10. — С. 44-67. — doi:10.32609/0042-8736-2020-10-44-67. Архивировано 23 января 2022 года.
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 28,5 28,6 Захарова Наталья Васильевна, Лабудин Александр Васильевич. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах:основные тенденции развития. Архивировано 27 января 2021 года.
  29. Би-би-си: «Китай вводит новые меры по стимулированию экономики»
  30. Роберт Шер, 2016, с. 15—20.

Литература

  • Роберт Шер. Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста = Mighty Midsized Companies. How Leaders Overcome 7 Silent Growth Killers. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 248 с. — ISBN 978-5-9614-5501-4.