Способ словообразования

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Способы словообразования»)

Спосо́б словообразова́ния — метод образования новых слов с использованием определённого словообразовательного средства. В русистике способ словообразования часто рассматривается как классификационная единица словообразовательной системы, объединяющая ряд словообразовательных типов с одним и тем же видом форманта, независимо от его материального воплощения (или совокупность мотивирующих, или производных слов, объединённых общностью форманта)[1][2]. Способы словообразования группируются по числу мотивирующих основ у мотивированных слов (одному и более); по наличию или отсутствию аффикса в качестве словообразовательного форманта; по числу формантов, использованному при образовании мотивированного слова (одному форманту или их комбинации)[3]. Словообразовательные способы различаются по степени продуктивности, заключающейся в возможности образования тем или иным способом новых слов в ограниченным или неограниченном количестве[4]. Разными исследователями выделяется различное число способов словообразования: в работах Е. А. Земской насчитывается 12 способов, в описании словообразования В. В. Лопатина и И. С. Улуханова в издании «Русской грамматики» — 15 способов, в работах А. И. Моисеева — 19 способов, кроме того, И. С. Улуханов в своих работах описывает 79 узуальных и окказиональных способов словообразования, а В. П. Изотов — более 100 способов образования окказиональных слов[5].

Классификация В. В. Виноградова

Первой научно обоснованной классификацией способов словообразования считается классификация В. В. Виноградова. Он предложил деление способов словообразования на 4 группы (свои варианты этой классификации позднее предложили А. Н. Тихонов и Н. М. Шанский)[6][7]:

  1. Лексико-семантический способ. Образование нового слова методом переосмысления прежнего его значения в результате распада многозначного слова на омонимы. Например, успеватьуспевать (в значении «хорошо учиться»); голосоватьголосовать (в значении «просить транспорт остановиться жестом руки»); кулаккулак (в значении «богатый крестьянин»). Такой способ требует длительного времени, поэтому его относят к диахроническим. Ряд исследователей, в частности, М. Докулил, не относят лексико-семантический способ к словообразовательным способам, поскольку при распаде полисеманта возникают новые лексемы и новые семемы. В подтверждение этому В. Н. Немченко говорит об отсутствии между значениями появляющихся омонимов словообразовательных отношений. Ряд языковедов называют появление омонимов «креацией» (изобретением произвольного немотивированного знака). В то же время Б. И. Осипов и В. М. Марков склонны видеть в лексико-семантическом способе словообразовательный процесс, в котором выделяют три типа: метонимию, метафору и конверсию.
  2. Лексико-синтаксический способ. Образование нового слова путём сочетания двух и более слов в процессе их совместного словоупотребления в одну лексическую единицу. В одном случае при образовании нового слова могут быть утрачены отношения мотивации и произойти значительные фонетические изменения, характерные для процесса диахронии: спаси богспасибо, есть лиесли. В другом случае фонетических изменений не происходит: ума лишённыйумалишённый, здраво мыслящийздравомыслящий.
  3. Морфолого-синтаксический способ. Образование нового слова путём перехода слов из одной части речи в другую. При этом фонетических изменений не происходит, изменяются только семантические и грамматические свойства мотивированного слова: горничная, гостиная, набережная, мостовая, больной (переход из разряда имён прилагательных в разряд имён существительных)[~ 1]; заведующая, отдыхающий, учащийся, командированный (переход из разряда причастий в разряд имён существительных), обобщающие (исследования) (переход из разряда причастий в разряд имён прилагательных); верхом, мигом, рядом (переход формы косвенного падежа имени существительного в наречие), друг друга (переход из разряда имён существительных в разряд местоимений), ужас! батюшки! (переход из класса имён прилагательных в междометие). Среди указанных изменений синхронными являются только переход имён прилагательных в существительные и причастий — в прилагательные. В этот способ В. В. Виноградов включил также словосложение. Н. М. Шанский оставил только перехода слов из одной части речи в другую, выделив в нём два процесса: лексикализацию грамматической формы, при которой слово приобретает все признаки той части речи, в которую переходит: прямиком (форма имени существительного прямик в творительном падеже единственного числа) → прямиком (наречие), и семантико-грамматическое переоформление с сохранением прежних форм словоизменения при смене грамматических и синтаксических признаков: передняя (имя прилагательное) → передняя (имя существительное).
  4. Морфологический способ. Образование нового слова при помощи присоединения к мотивирующей основе или слову словообразовательных морфем:
    • сложение основ — образование нового слова из двух и более основ, включающее основосложение (нефтепровод, красно-чёрный) и словосложение (вагон-ресторан, иван-чай); в первом случае образуются слова, распадающиеся на морфемы, во втором случае — на самостоятельные слова;
    • безаффиксный способ (в терминологии В. В. Виноградова — «фонетико-морфологический») — образование новых слов, имён существительных от глаголов и от имён прилагательных, типа чёрныйчернь, выходитьвыход; позднее словообразовательное средство, используемое в этом способе, назвали нулевым аффиксом;
    • аффиксальный способ с несколькими подтипами — образование новых слов при помощи суффиксов, префиксов, постфиксов и их комбинаций: учи-тель, плов-ец; под-мести, рас-чудесный; мыть-ся, когда-то; со-курс-ник, за-столь-н-ый; со-звонить-ся, про-говорить-ся; толп-и-ть-ся, ветв-и-ть-ся; у-досуж-и-ть-ся, пер-шёпт-ыва-ть-ся.

В дальнейшем классификация В. В. Виноградова пересматривалась и дополнялась, послужив основой для всех последующих классификаций способов словообразования. В частности, Н. М. Шанский выделил ещё два словообразовательных способа: сложно-суффиксальный способ (черн-о-мор-ец) и аббревиацию (БСЭ — Большая советская энциклопедия, авто, кино)[5][8].

Классификация В. В. Лопатина и И. С. Улуханова

В классификации способов словообразования В. В. Лопатина и И. С. Улуханова, представленной в издании «Русской грамматики» 1980 года, выделяются две большие группы слов, образованные от одной мотивирующей основы, и образованные от двух и более мотивирующих основ[9]:

I. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу:

  • суффиксация (формант — суффикс и в изменяемых словах — дополнительно словоизменительный аффикс): груз-чик, дожд-лив-ый, обед-а-ть, два-жды; раскол (с нулевым суффиксом);
  • префиксация (формант — префикс): пра-дед, пере-писать, пре-мудрый, после-завтра;
  • постфиксация (формант — постфикс): мыть-ся, где-нибудь;
  • префиксально-суффиксальный способ (формант — сочетание префикса, суффикса и в изменяемых словах — флексии): при-морь-/j/-е, бес-крыл-ø-ый, по-стук-ива-ть, по-детск-и;
  • префиксально-постфиксальный способ (формант — сочетание префикса и постфикса): на-гулять-ся, до-копать-ся;
  • суффиксально-постфиксальный способ (формант — сочетание суффикса, постфикса и в изменяемых словах — флексии): нужд-а-ть-ся, горд-и-ть-ся;
  • субстантивация имён прилагательных и причастий (формант — система флексий имени существительного, представляющая часть системы флексий мотивирующего слова — имени прилагательного или причастия): операционная, дежурный, рассеянный, заведующий.

II. Способы образования слов, имеющих более чем одну мотивированную основу:

  • сложение (чистое сложение) (формант состоит из интерфикса, указывающего на связь компонентов слова и утрату морфологического значения предшествующего компонента, из упорядоченной последовательности компонентов и одного основного ударения): мороз-о-стойкий, перв-о-источник, пол-у-обернуться, царь-пушка (с нулевым интерфиксом);
  • суффиксально-сложный способ (сложение в сочетании с суффиксацией) (формант состоит из сочетания форманта сложения с формантом суффиксации): земл-е-проход-ец, красн-о-дерев-щик;
  • сращение (формант — упорядоченная последовательность компонентов, в которой подчинённый компонент следует первым, и одно основное ударение: долго-играющий (слово полностью тождественно синонимичному словосочетанию долго играющий);
  • аббревиация (формант — усечение основ мотивирующего сочетания слов безотносительно к морфемным границам, одно основное ударение и система флексий) — все типы сокращённых и сложносокращённых слов: РСФСР (произношение — эрэсэфэсэр) — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, загс — запись актов гражданского состояния, завхоз — заведующий хозяйством, гороно — городской отдел народного образования, запчасти — запасные части, завкафедрой — заведующий кафедрой, военкомат — военный коммисариат.

Кроме этого, в «Русской грамматике» отмечаются малопродуктивные смешанные способы словообразования[10]:

  • префиксально-суффиксально-постфиксальный способ: при-поздн-и-ть-ся, рас-кошел-и-ть-ся;
  • префиксальносложный способ: о-плод-о-твор-и-ть;
  • префиксально-суффиксально-сложный способ: в-пол-голос-а, в-пол-сил-ы;
  • сращение в сочетании с суффиксацией: ничего-недела-/ниj/-е, от-се/б’-а/тина, зло-употреб-и-ть;
  • промежуточный способ между аббревиацией и сложением: борт-механик, рыб-о-завод, Экспорт-лес.

Мотивированные слова, являющиеся эквивалентами словосочетаний, характерные прежде всего для неофициальной речи, авторы «Русской грамматики» относят к различным способам словообразования: к суффиксации (лабораторная работалаборатор-ка, Орловская областьОрлов-щина; к субстантивации (сборная командасборная); к чистому сложению (хлебный заводхлебозавод); к аббревиации (лесное промышленное хозяйстволеспромхоз)[11].

Примечания

Комментарии
  1. К словам, образованным путём перехода из разряда имён прилагательных в разряд имён существительных, не относятся непроизводные слова типа насекомое и слова, образованные от мотивирующей основы имени существительного и форманта -очн(ая), -н(ая), -ов(ая) типа сосисочная, блинная, пирожковая[8].
Источники
  1. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словообразование // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 502. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.
  2. Русская грамматика, том I, 1980, с. 136.
  3. Бутакова, 2010, с. 112.
  4. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Крысин Л. П. и др. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Л. Л. Касаткина. — М.: Academia, 2001. — С. 466. — 768 с. — ISBN 5-7695-0361-0.
  5. 5,0 5,1 Казак М. Ю. Морфемика и словообразование современного русского языка. Теория: Учебное пособие. — Белгород: Издательский дом Белгород, 2012. — С. 60. — 80 с. Архивная копия от 17 сентября 2021 на Wayback Machine (Дата обращения: 10 апреля 2022)
  6. Бутакова, 2010, с. 108—112.
  7. Казак М. Ю. Морфемика и словообразование современного русского языка. Теория: Учебное пособие. — Белгород: Издательский дом Белгород, 2012. — С. 59—60. — 80 с. Архивная копия от 17 сентября 2021 на Wayback Machine (Дата обращения: 10 апреля 2022)
  8. 8,0 8,1 Бутакова, 2010, с. 111.
  9. Русская грамматика, том I, 1980, с. 136—137.
  10. Русская грамматика, том I, 1980, с. 137.
  11. Русская грамматика, том I, 1980, с. 138.

Литература