Спонтини, Гаспаре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гаспаре Луиджи Пачифико Спонтини
итал. Gaspare Luigi Pacifico Spontini
Gaspare Spontini.jpg
Основная информация
Дата рождения 14 ноября 1774(1774-11-14)
Место рождения Майолати, провинция Анкона, Папская область
Дата смерти 24 января 1851(1851-01-24) (76 лет)
Место смерти Майолати, провинция Анкона, Папская область
Страна  Папская область
Профессии композитор
Годы активности с 1796
Жанры классическая музыка
Награды
PRU Roter Adlerorden BAR.svg Орден «Pour le Mérite»
Офицер ордена Лепольда I Офицер ордена Почётного легиона Кавалер ордена Святого Григория Великого

Га́спаре Луи́джи Пачи́фико Спонти́ни (итал. Gaspare Luigi Pacifico Spontini; 14 ноября 1774, Майолати, провинция Анкона — 24 января 1851, там же) — итальянский композитор, автор опер, кантат, месс и других музыкальных сочинений; один из основоположников жанра большой оперы. Член Прусской (1833) и Парижской (1839) академий искусств.

Биография

Гаспаре Спонтини — выходец из крестьян. Музыкальное образование он получил в одной из неаполитанских консерваторий, «Пьета-деи-Туркини[it]», где учился у Никола Сала. Позднее занимался композицией у Никколо Пиччини.

В 1796 году написал комическую оперу «Женское упрямство» (итал. La Puntiglie delle Donne), которая была поставлена в Риме с огромным успехом, и затем ещё 14 опер-буффа и опер-сериа в стиле Доменико Чимарозы, также имевших успех — для Рима, Неаполя, Флоренции, Венеции.

В 1803 году Спонтини переехал в Париж, где пользовался поддержкой императорской (до декабря 1804 года — консульской) четы, в первую очередь, Жозефины Богарне. Успех композитору принесли постановки таких опер, как «Мильтон[en]» (1804) и «Весталка» (1805, поставлена в 1807), которая считается его лучшим произведением. После постановки оперы «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики[en]» в 1809 году, Спонтини занял место директора Итальянской оперы в Париже, которое занимал с 1810 по 1812 год. С 1814 года он — придворный композитор.

Премьера оперы «Олимпия[en]» по одноимённой трагедии Вольтера, состоявшаяся в Королевской академии музыки 22 декабря 1819 года, особого успеха не имела, так как публике не понравился печальный финал.

Прусский король Фридрих Вильгельм III, посетивший Париж после окончания войны с Наполеоном, был очарован музыкой Спонтини и настойчиво добивался его переезда в Берлин. С 1820 года Спонтини — музыкальный директор Берлинской оперы. В 1821 году он представил здесь новую редакцию «Олимпии», вариант со счастливой развязкой был посвящён прусскому королю Фридриху Вильгельму III.

В Берлине Спонтини писал пьесы по различным торжественным поводам. Он покинул Берлин и вернулся в Италию в 1841 году после смерти своего покровителя, короля Фридриха Вильгельма III, а также из-за протеста немецкой публики, вызванного его непониманием нового направления в немецком оперном искусстве.

Творчество

Произведения Спонтини отличаются возвышенностью, страстностью, несут в себе черты романтизма. Его героические оперы блестящи и торжественны. Композитор экспериментировал с расположением оркестра, помещая музыкантов для создания разных эффектов в том числе и за сцену; он впервые использовал на сцене военный оркестр.

Спонтини оказал серьёзное влияние на зарождение французской «большой оперы». Влияние его музыки можно обнаружить в творчестве таких композиторов, как Россини, Мейербер, а также в ранних сочинениях Вагнера (например, в опере «Риенци»).

Оперы

Постановки в Париже

См. также

Литература

  • Серов А. Н. Спонтини и его музыка. — «Пантеон». — 1852, Т. 1, Кн. 1, С. 1—42

Примечания

Ссылки