Спектакль на воде

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Представление в театре Сэдлерс-Уэллс, около 1808 года.

Театральный жанр спектакля на воде, который был популярен во Франции, Англии и Соединенных Штатах 19-го века, включал в себя заливание водой арены цирка для воссоздания крупных морских битв и других событий на воде; некоторые театры ставили подобные спектакли так часто, что вместо временных устанавливали на сцене постоянные бассейны[1]. Спектакли на водную тему, особенно изображающие великие морские сражения, были популярны в римские времена, когда они назывались навмахиями; этот обычай возрождался в разное время в средние века.

Начало

В начале 19-го века уже давно работающий театр Сэдлерс-Уэллс перешёл под управление Чарльза Дибдина-младшего, у которого были большие планы. В 1804 году он установил бассейн для воды размером 90x24x3 фута (27х7,3х0,9 м), который покрывал всю сцену[2]. Вода для заполнения резервуара закачивалась с помощью колеса Архимеда из Новой реки, протекавшей рядом с театром,[3]. Для этого 12 человек работали 24 часа: 4 человека работали 4 часа, затем они менялись, и так до тех пор, пока весь резервуар не был заполнен[3]. Даже если бассейн осушался и наполнялся заново каждые три недели, вода в нём становилась грязной, не только из-за шоу, но и из-за того, что актёры купались в нём вместе со зрителями, ныряющими в бассейн, чтобы проверить, настоящая ли там вода[4]. Водные спектакли были популярны в начале 19-го века; аудитория театра Сэдлерс-Уэллс, расположенного на окраине Лондона, была неуправляемой, шумной и, скорее всего, пьяной[5]. В театре также был второй резервуар 5×5×5 футов (1,5×1,5×1,5 м), установленный наверху, который использовался для имитации водопадов[2].

Представления 19 века

Первым спектаклем, поставленным Дибдином-младшим и его группой, был «Осада Гибралтара». Премьера состоялась в 1804; в пьеса изображалось морское сражение между английским флотом и испанской армадой[4]. Афиша этого спектакля описывает битву следующим образом:

пожар в разных местах города, защищающийся гарнизон и нападение плавучих батарей, [которые] так верно и естественно представлены, что когда плавучие батареи открывают огонь, некоторые из них взрываются со страшным грохотом, а другие, сгорев дотла, погружаются на дно; когда доблестный сэр Роджер Кёртис появляется на своём корабле, чтобы спасти тонущих испанцев — всё это производит необычайный эффект, вызывающий удивление и аплодисменты[6].

На водяной сцене находились 177 кораблей, все они были оснащены боевыми орудиями и готовы к бою[2]. Разумеется, сотни военных кораблей в реальном масштабе не смогли бы поместиться в бассейне Сэдлерс-Уэллс, поэтому Дибдин нанял людей, работавших на верфях Вулиджа, которые построили для него корабли в масштабе один дюйм на фут (1:12), имитирующие настоящие вплоть до такелажа[2]. Роль испанских морских офицеров, плавающих на крохотных кораблях, играли дети, и они же «тонули» после того, как испанцы были побеждены[2]. Апогеем шоу была битва английского и испанского флотов; зрители увидели потрясающее зрелище триумфального уничтожения англичанами испанской армады[7].

В 1823 году театр Сэдлерс-Уэллс представил водную драму под названием «Остров, или христианин и его товарищи», в которой изображались главные события мятежа на борту HMS «Баунти»[8]. Чтобы уменьшить двадцатиминутную задержку между событиями на суше и водной частью, сцена поднималась наверх, почти к крыше театра, прямо на глазах у зрителей[9].

Закат

Со временем новизна представлений на воде начала угасать, так как зрителей больше не устраивали представления в Сэдлерс-Уэллс. Это могло произойти из-за того, что Дибдин-младший пытался повторно использовать корабли из «Осады Гибралтара», и они больше не были новинкой для зрителей; наполеоновские войны также могли внести свой вклад[7]. Согласно Дэну Кьюикшенку с BBC News, наполеоновские войны бушевали в начале 1800-х годов; в 1793 году Англия также вступила в борьбу с новой революционной Францией. После десятилетия боевых действий две страны наконец подписали Амьенское соглашение, которое, правда, длилось всего месяц, пока в мае 1803 года война не разразилась вновь[10]. Объявление войны могло спровоцировать рост национализма в Англии, что способствовало успеху Дибдена-младшего и его водных представлений. Великобритания была известна тем, что у нее был большой и мощный флот, и она была не прочь поиграть своими мускулами, утверждаясь как самый мощный флот в Европе после победы в Ватерлоо в 1815 году[10]. Граждане Англии должны были зналь, насколько могуществен флот их страны. Такие спектакли, как ставившиеся в Сэдлерс-Уэллс, напоминали англичанам о том, насколько сильны их вооруженные силы, заставляя их поначалу чувствовать гордость и безопасность. Тем не менее, после нескольких лет войны граждане начали осознавать её ужасы. По словам Мезера, их пугали не только смерть друзей и членов семьи, а также возможное вторжение, но и повышение налогов для финансирования военных действий[11]. Невероятные 11,6 миллиона фунтов, что эквивалентно примерно 570 миллионам фунтов в наши дни, были потрачено на одни только форты, большинство из которых защищали верфи[10]. Британцы устали от войны, особенно на море, и в конце концов бассейны были убраны из театра. Это наглядно отражало взгляды английской нации на войну.

Наследие

Несмотря на то, что бассейны были убраны в 1824 году, представления на воде была частью длительной истории театра. От тех времён осталось лишь несколько страниц в книгах и на веб-сайтах, а также одна или две картины, но сам театр Сэдлерс-Уэллс жив и процветает с тех пор, как Ричард Сэдлер впервые открыл свой музыкальный дом в 1683 году[12]. За это время театр повидал немало триумфов и трагедий. После того, как Чарльз Дибдин подал в отставку, во время одного из шоу произошла ложная пожарная тревога, из-за которой погибли 18 человек[2].

В 1843 году театр снова стал успешным, когда менеджер Сэмюэль Филипс начал постановку пьес Шекспира. К сожалению, в 1915 году двери Сэдлерс-Уэллс были закрыты. Лилиан Бэйлис, которая хотела, чтобы все в Лондоне имели возможность увидеть завораживающее театральное искусство, собрала деньги на открытие Сэдлерс-Уэллс. История Сэдлерс-Уэллс продолжилось, и в 1931 году он снова смог поделиться магией театра с жителями северного Лондона. После многих лет развития прогрессивного театра, развлекавшего северный Лондон, спектакли постепенно исчезли из репертуара Сэдлерс-Уэллс, уступив место операм и танцевальным представлениям, и к 1945 году Сэдлерс-Уэллс стал исключительно танцевальным залом.

Нью-Йорк

Нью-йоркский цирк Лафайет (1826—1829) мог похвастаться оборудованием как для конных представлений, или «ипподрам», так и для водных спектаклей[13].

4 июля 1840 года театр Бауэри в Нью-Йорке поставил «Пиратский сигнал». Огромная сцена была полностью покрыта водой, на которой плавал полностью оснащенный корабль. Спектакль разыгрывался на его палубах[14].

Примечания

  1. Harrison, p. 17
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Jane Austin’s World
  3. 3,0 3,1 Arundell p. 72
  4. 4,0 4,1 Lewis
  5. Goldfarb and Edwin 397
  6. Nicoll p. 43
  7. 7,0 7,1 Arundell p. 74
  8. Kirk, p. 55
  9. Ledger, p. f
  10. 10,0 10,1 10,2 Cuickshank
  11. Mather
  12. Crompton
  13. Banham, p. 1136
  14. Brown, p. 17

Литература