Спагетти-вестерн
Спаге́тти-ве́стерн (англ. Spaghetti Western, итал. Western all'italiana) — поджанр фильмов-вестернов, родившийся в Италии и особенно популярный в 1960-х и 1970-х годах. За это время в Италии было снято около 600 вестернов.
Места съемок
Большинство спагетти-вестернов, снятых в период между 1964 и 1978 годами, были сделаны с низким бюджетом и сняты в студиях Cinecittà и в различных местах на юге Италии и в Испании. Действия многих фильмов происходят в засушливых ландшафтах американского юго-запада и северной Мексики, поэтому местами съёмок чаще всего были пустыня Табернас и природный парк Кабо-де-Гата-Нихар (район вулканического происхождения, известный своими широкими песчаными пляжами), находящиеся в провинции Альмерия на юго-востоке Испании. Некоторые декорации и студии, построенные для спагетти-вестернов, сохранились как тематические парки, а Техасский Голливуд, Мини-Голливуд и Западный Леоне по-прежнему используются в качестве съёмочных площадок.
Также съёмки проходили в некоторых местах центральной и южной Италии, например в парке Валле-дель-Трейя (между Римом и Витербо), в районе Кампосекко (рядом с Камерата-Нуова, характеризующейся карстовой топографией), на холмах вокруг Кастеллуччо, в районе горы Гран Сассо, в карьерах Тиволи и на Сардинии. «Божье оружие» было снято в Израиле.
Творчество Леоне
Наиболее знаменитым режиссёром спагетти-вестернов и одновременно создателем этого поджанра является Серджо Леоне. Первым фильмом этого поджанра считается его картина 1964 года «За пригоршню долларов». Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные, а в некоторых случаях и обязательные черты. В частности, фильмы этого поджанра представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный визуальный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у спагетти-вестернов такой претензии нет.
Интересно, что именно итальянский вестерн «Хороший, плохой, злой» считается по некоторым[чьим?] оценкам лучшим вестерном в истории кинематографа и входит в первую десятку в списке лучших фильмов по версии IMDb.
Примечательные спагетти-вестерны
- «За пригоршню долларов»
- «На несколько долларов больше»
- «Хороший, плохой, злой»
- «Однажды на Диком Западе»
- «За пригоршню динамита»
- «Джанго» (1966)
- «Меня зовут Троица»
- «Меня зовут Никто»
- «Дни ярости»
- «Смерть верхом на лошади»
- «Сдавайся и расплатись»
- «Лицом к лицу» (1967)
- «Бог простит… Я — нет!» (1967)
- «Молчун» (1968)
- «Джанго освобождённый» (2012)
См. также
Литература
- Cox A.10,000 Ways to Die: A Director's Take on the Italian Western 1978. (Книга, посвящённая жанру спагетти-вестернов, издана в 1963—1973 годах, передана автором в общественное достояние).
- Fisher A. Radical Frontiers in the Spaghetti Western: Politics, Violence and Popular Italian Cinema. — New York: I.B. Tauris & Co Ltd, 2011 ISBN 978-1-84885-578-6.
- Frayling C. Spaghetti westerns: cowboys and Europeans from Karl May to Sergio Leone. — London, New York: I.B. Tauris & Co Ltd, 2006. ISBN 978-1-84511-207-3.
- Frayling C. Sergio Leone: something to do with death. — London: Faber and Faber, 2000. — 570 p.
- Fridlund B. The Spaghetti Western. A Thematic Analysis. — Jefferson, NC and London: McFarland & Company, 2006. — 304 p.
- Gale, R. (2003). «Spaghetti Westerns: Cowboys and Europeans from Karl May to Sergio Leone». Journal of Popular Film & Television 30 (4): 231.
- Liehm M. Passion and Defiance: Film in Italy from 1942 to the Present. — Berkeley: University of California Press, 1984. — 450 p.
- McClain, W. (2010). «Western, Go Home! Sergio Leone and the 'Death of the Western' in American Film Criticism». Journal of Film and Video 6 (1/2): 52–66. doi:10.5406/jfilmvideo.62.1-2.0052.
- Magrin Haas A. Silent Westerns Made in Italy:The Dawn of a Transnational Genre between US Imperial Narratives and Nationalistic Appropriations // Transnationalism and Imperialism. / eds. Hervé Mayer and David Roche. — Bloomington: Indiana University Press, 2022. ISBN 978-0-253-06075-4.
- Weisser T. Spaghetti Westerns: the Good, the Bad and the Violent — 558 Eurowesterns and Their Personnel, 1961–1977. — Jefferson, N.C.: McFarland & Company, 1992. — 498 p.