Социология музыки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Социоло́гия му́зыки (англ. Sociomusicology) — научная дисциплина, изучающая различные аспекты социального бытования музыки, а также занимающаяся коммуникативной систематизацией и социокультурной структуризацией всего многообразия её художественных форм и общественных проявлений; один из разделов социологии искусства.

Научная специфика

Социология музыки является наукой междисциплинарной, относящейся одновременно к сфере музыкознания, социологии, истории, психологии, культурологии и педагогики.

От характера и методологии решения поставленных в социологии музыки задач можно выделить три её основных направления:

—- теоретическое, в рамках которого исследуются общие закономерности взаимодействия музыкального искусства и социума, а также проводится социально обусловленная типологизация музыкальных культур;

—- историческое, в рамках которого изучаются и обобщаются факты, относящиеся к сугубо историческим аспектам музыкальной жизни общества;

—- эмпирическое, в рамках которого осуществляется сбор необходимых (социологически значимых) статических данных.

В социологии музыки очень важную роль играет необходимость надлежащей дифференциации «потребляемого» обществом музыкального контента по таким его социально обусловленным качествам, характеристикам и признакам, которые позволяли бы с максимально возможной точностью прогнозировать для этой музыки наиболее адекватную (целевую) слушательскую аудиторию, отвечающую определённым социофункциональным (возрастным, этническим, психологическим, культурологическим, конфессиональным) критериям восприятия предлагаемого данной аудитории музыкального материала.[1]

Большое значение в социологии музыки уделяется также процессу сбора статистических данных (фактологической информации) о посещаемости представителями того или иного контингента любителей музыки публичных музыкальных мероприятий (концертов, спектаклей, фестивалей и т. д.), о продажах и других формах реализации на потребительском рынке различной музыкальной продукции, об актуальных тенденциях, наблюдаемых в области профессиональной, любительской и фольклорной музыкальной деятельности и т. п.

Основные области применения

С точки зрения социологии музыки, первостепенный научный интерес представляют следующие вопросы:

  • выявление механизмов формирования у людей художественного (музыкального) вкуса;
  • разработка наиболее эффективных программ музыкального воспитания и образования:
  • определение степени и характера востребованности той или иной музыки (музыкальной продукции) как во всём обществе в целом, так и в какой-либо его отдельной субкультурной среде или нише;
  • определение причин востребованности той или иной музыки (музыкальной продукции) как во всём обществе в целом, так и в какой-либо его отдельной социальной группе;
  • исследование различных данных и фактов, связанных с воздействием музыки на протекание тех или иных социальных процессов;
  • выявление исторически и социально обусловленных закономерностей в исполнительских трактовках музыкальных произведений;
  • изучение проблем доступности музыкальных произведений для массового слушателя;
  • классификация и типологизация тех или иных структурных особенностей, атрибуций и компетенций определённой слушательской аудитории.

История возникновения и развития

Первые зачатки зарождающейся социологии музыки легко обнаруживаются в трудах античных философов, в первую очередь Платона и Аристотеля, которые проводят социологическую типологизацию слушателей по критериям их восприимчивости к музыке[2] и фиксируют очень сильное воздействие музыкального искусства на весь уклад различных сфер общественной жизни, включая сферу воспитания, образования и управления государством[3].

Определённое внимание вопросам социологии музыки уделяли некоторые представители неоплатонической и неопифагорейской[4] школы, а также такие крупные мыслители поздней античности и раннего средневековья как Августин Аврелий[5], Торкват Северин Боэций[6] и Магн Аврелий Кассиодор[7].

Далее, в трудах французского теоретика музыки конца XIII века Йоханнеса де Грохео уже в достаточно детализированном виде даётся классификация различных форм, видов и жанров музыки, исходя из их сугубо социальных функций и условий бытования в данном конкретном обществе[8].

Из социологов музыки Эпохи Возрождения следует выделить итальянского писателя Бальдассаре Кастильоне, нидерландского (точнее, франко-фламандского) композитора и музыковеда Йоханнеса Тинкториса, а также испанского органиста и крупного теоретика музыки Франсиско Салинаса.

Эпоха Просвещения дала миру таких социологов музыки как немецкие музыковеды, композиторы и органисты Михаэль Преториус и Иоганн Кунау, итальянский композитор, музыкальный писатель, юрист и государственный деятель Бенедетто Марчелло, английский композитор, историк музыки, органист Чарльз Бёрни, франко-бельгийский композитор Андре Гретри.

Многие актуальные вопросы социологии музыки (связанные, в первую очередь, с проблемой взаимоотношения автора и слушателя) нашли своё отражение в статьях знаменитых литераторов и композиторов эпохи романтизма: Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Р. Шумана, Ф. Листа, Г. Берлиоза.

Наиболее известные социологи музыки нового и новейшего времени

Из числа западных социологов музыки[9] нового и новейшего времени наибольшую известность получили: Георг Зиммель (1858—1918), Макс Вебер(1864—1920),[10] Пауль Беккер (1882—1937),[11] Альфред Шютц (1899—1959) и особенно Теодор Адорно (1903—1969), который утверждал, что «Сущность общества становится сущностью музыки». Нон-эгалитаристские взгляды Адорно на социальные функции искусства[12] всегда вызывали и до сих пор продолжают вызывать острую полемику среди профессионалов[13].

Достаточно весомый вклад в развитие социологии музыки внесли также Чарльз Сигер (1886—1979), Говард Беккер (1899—1960) и Альфонс Зильберман (1909—2000).

Различные проблемы, непосредственным образом связанные с социологией музыки, очень живо интересовали выдающихся русских музыкальных критиков: А. Н. Серова[14] и В. В. Стасова[15]; весьма ценными социологическими наблюдениями блещут и музыкально-критические статьи великого русского композитора П. И. Чайковского.

В СССР плодотворными научными исследованиями в области социологии музыки в той или иной степени занимались ведущие советские музыковеды: Б. В. Асафьев[16], Д. В. Житомирский, Р. И. Грубер, А. А. Альшванг[17], Б. Л. Яворский[18], И. Я. Рыжкин[19]. Но именно в качестве самостоятельной научной дисциплины социология музыки начала разрабатываться в СССР только с 60-х гг прошлого века — благодаря большому творческому и организационному вкладу Арнольда Наумовича Сохора.[20]

См. также

Примечания

  1. В этой связи, в дисциплинарных рамках социология музыки уместным представляется также подразделение музыки по различным социофункциональным признакам: например, «детская музыка», «военная музыка», «спортивная музыка», «ритуальная музыка», «ресторанная музыка», «религиозная музыка», «городская музыка», «сельская музыка» и т.д.
  2. Лосев А. Ф., Платон. Законы; Комментарии к диалогам Платона, Общ. ред. А.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи, М., «Мысль», 1999.
  3. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева. В Книге 8 Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб» (с.628), и что существует четыре основных обучающих предмета (c.630): Грамматика, Гимнастика, Музыка и Рисование.
  4. Nicomachus, The Enchiridion // Greek Musical Writings. Volume II: Harmonic and Acoustic Theory, edited by Andrew Barker. Cambridge, 1989, pp.245-269 (англ. комментированный перевод).
  5. Августин А. De musica, ок. 387—389.
  6. Боэций, О музыкальном установлении // Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб, 2004.
  7. Кассиодор, Основы божественных и светских наук Пер. с лат. П.С. Карамитти Cassiodori Senatoris Institutiones. Ed. by R.A.B. Mynors.-Oxford, 1937. (лат. Institutiones divinarum et saecularium litterarum, среди прочего содержит ценную главу о музыке).
  8. В своём трактате "О музыке" (лат. "De musica", около 1300) Йоханнес де Грохео, систематизируя музыкальные жанры, бытовавшие во Франция того времени, использует следующие социологические спецификации: «популярная музыка» («cantus publicus»), «учёная музыка» («musica composita», также называемая «regularis», «canonica», «mensurata»), «церковная музыка» («cantus eccleciasticus»), «отечественна музыка» или «местнаю музыка» («musica civilis»), «просторечная музыка» («musica vulgaris») и т.д.
  9. Одной из первых книг по социологии музыки явилась книга Макса Вебера Рациональные и социологические основы музыки (WеЬеr М. Die rationalen und soziologischen Grundlagen der Musik, 1921)
  10. Основополагающие установки Макса Вебера в области социологии музыки, хотя и пользовались среди профессионалов определённым уважением, но, тем не менее, часто подвергались критике: Гайденко Г., Идея. рациональности в социологии музыки M. Beбepa, в сб. Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3, M., 1976.
  11. Значительную социологическую ценность представляет очерк Пауля Беккера: Bekker, P., Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler, В., 1918 (в рус. пер. - Симфония от Бетховена до Малера, Л., 1926).
  12. Расхожим стал следующий тезис Теодора Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнанным» (Theodor W. Adorno, Aesthetic Theory, 1970.)
  13. Михайлов Ал., Музыкальная социология Адорно и после Адорно, M., 1978.
  14. В серии статей «Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей» (1858, «Иллюстрация», СПБ) А. Н. Серов исследовал воздействие условий жизни на форму и содержание произведений музыкального искусства
  15. В своих критических статьях В. В. Стасов большое внимание уделял вопросам восприятия музыки публикой: см. Стасов В., Избранные статьи о музыке, Л. - М., 1949.
  16. В частности, в своей книге «Русская музыка от начала XIX столетия» (1930) Б. В. Асафьев провёл исследование различных форм музицирования, характерных для разных общественно-экономичических формаций.
  17. А. А. Альшванг выдвинул плодотворную музыкально-социологическую концепцию «обобщение через жанр»
  18. В своих исследованиях Б. Л. Яворский большое внимание уделял огромному значению связей между творчеством и его общественным восприятием.
  19. Вместе с Виктором Цуккерманом и Львом Мазелем И. Я. Рыжкин разработал метод «целостного анализа» музыкальных произведений, который позволял расшифровывать сугубо музыкальные знаковые системы в их философско-эстетической конкретности и обобщённости. Причём основная заслуга в разработке этических аспектов концепта целостного анализа принадлежит именно Рыжкину. В контексте генеральной идеологии «целостного анализа», Рыжкин является также основным систематизатором типов (то есть типологизатором) диалектического мышления в связи с различными типами симфонизма как наиболее «философоёмкого» атрибутива музыки.
  20. Именно благодаря творческим и организационным усилиям А. Н. Сохора социологии музыки, в качестве серьёзной и весьма перспективной научной дисциплины, была реабилитирована в СССР после проведённых там в 20—30 гг. вульгарно-социологических опытов.

Литература

на других языках
  • Blaukopf K., Musiksoziologie, St. Gallen, 1950.
  • Воrris S., Vom Wesen der Musik Soziologische Musikbetrachtung, «Das Musikleben», 1950, No 3
  • Silbermann A., Wovon lebt die Musik Die Prinzipien der Musiksoziologie, Regensburg, 1957
  • Adorno Th W., A social critic of Radio music, «Kenyon Review», 1945, No 7
  • Adorno Th W., Einleitung m die Musiksoziologie, (Frankfurt a M.), 1962
  • Farnsworth R. R., The social psychology of music, N. Y., 1958

Ссылки