Социальная фантастика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Социальная фантастика (англ. Social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии и размышления об общечеловеческих ценностях, о взаимодействии человека и общества. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях и размышлять об общечеловеческих ценностях реального мира. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.

Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд»[1][неавторитетный источник?].

Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс[1][неавторитетный источник?].

История жанра

Социальная фантастика получила особенно широкое распространение в социалистических странах Восточной Европы (творчество Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Станислава Лема). Стругацкие часто называются пионерами этого жанра[2].

Развитие направления социальной фантастики

Утопия

Первая волна социальной фантастики. Возникла в XVI веке, как мечта об идеальном обществе. Классические образцы художественных произведений, оказавших значительное влияние на культуру:

Антиутопия

Вторая волна социальной фантастики. Возникла в самом начале XX века — как критика идеалов, провозглашаемых «утопистами», так и выражения тревожных страхов перед прогрессом, а также страхов перед «правыми» реакциями и «левыми» диктатурами. Классические образцы художественных произведений, оказавших значительное влияние на культуру:

Киберпанк

Третья волна социальной фантастики. Развивался в 80-х/90-х годах XX века как художественный субжанр антиутопии. Особенностью данного направления стало то, что он стал очень популярным направлением не только в литературе, но и в кинематографе, анимации, графике, компьютерных играх и музыке, в связи с чем родилась целая художественная стилистика жанра социальной фантастики — неоновая палитра цветов, графические сетки, специфический шрифт надписей.

  • «Бегущий по лезвию» (1982, кинокартина)
  • «Трон» (1982, кинокартина)
  • «Нейромант» (1984, роман)
  • «Терминатор» (1984, кинокартина)

Посткиберпанк

Примеры социально-фантастических произведений

Примечания

  1. 1,0 1,1 Араб-оглы Э. А. «Конец вечности» — роман-предостережение // Библиотека научной фантастики в 15 томах, том 9. — М.: Молодая гвардия, 1966
  2. Кукулин И. В. Философия Стругацких Архивная копия от 2 апреля 2022 на Wayback Machine.

Литература

Ссылки