Социалистический сионизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Социалистический сионизм (рабочий сионизм) — левое идеологическое направление среди сионистов, полагающих, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах социализма. Доминировало с момента своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса Гесса и Теодора Герцля.

История

Нахман Сыркин — основоположник социалистического сионистского движения
Бер Борохов — основоположник социалистического сионистского движения с марксистским уклоном
Мордехай Анелевич — левый сионист, один из руководителей Восстания в Варшавском гетто
Моше Снэ — один из руководителей партии МАПАМ, позднее присоединился к Коммунистической партии Израиля

Основателем этого идеологического направления считается Нахман Сыркин, развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности».[1] Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены Ха-Поэль ха-Цаир, видевшие в возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах А. Д. Гордона.

Другой теоретик социалистического сионизма, Бер Борохов, пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства».[1] Идеями Б. Борохова руководствовались участники движения Поалей Цион.

Во время революции 1905 года социалисты-сионисты участвовали в работе Советов. После октябрьской революции левое крыло партии Поалей Цион перешло на позиции ВКП(б). В СССР партия прекратила существование в 1928.

Сторонники социалистического сионизма составили ядро второй и третьей алии; из их рядов вышли почти все лидеры ишува 1920-40-х гг., многие основатели Государства Израиль и его первые руководители. Основные принципы социалистического сионизма — «еврейский труд на еврейской земле», земля Израиля — достояние еврейского народа. Форсированное воплощение этого лозунга привело к массовому увольнению арабов с промышленных и сельскохозяйственных предприятий и к первым крупным еврейско-арабским вооруженным столкновениям в 1920-1922 годах. С ещё большей силой конфликт разгорелся в 1936-1939 годах в связи с массовой репатриацией из предвоенной Европы.

Партия «МАПАЙ» (позже «Авода», потом «Исраэль Ахат»), возглавлявшаяся Бен-Гурионом и бывшая главным выразителем этой идеологии, с течением времени потеряла популярность и сама в значительной степени отошла от социалистической идеологии. Тем не менее, следы социализма (такие как киббуцы, государственный контроль над экономикой и важная роль профсоюзов) сохраняются в Израиле до настоящего времени.

Одной из ведущих социалистических партий в Израиле являлась партия МАПАМ (Объединённая рабочая партия), пытавшаяся объединить марксизм-ленинизм и коммунистические идеи с идеологией сионизма. Позже эта партия вошла в блок «Мерец-Яхад», ныне являющейся левой социал-демократической партией.

Партии и движения

См. также

Примечания

Источники