Соцгород (Нижний Новгород)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соцгород
Соцгород автозавода
Площадь им. Киселёва и Дворец культуры автозаводаПлощадь им. Киселёва и Дворец культуры автозавода
56°14′52″ с. ш. 43°51′26″ в. д.HGЯO
Город Нижний Новгород
Карта Sotsgorod-Nizhny Novgorod.png
Административный округ города Заречная часть
Административный район города Автозаводский
Первое упоминание 1929
Дата основания 1930
Год включения в черту города 1930
Прежние названия Автострой

Соцго́род (В 1930-е годы также Соцгород Автострой) — исторический микрорайон в центре Автозаводского района Нижнего Новгорода. Один из самых известных советских соцгородов. Расположен возле Горьковского автозавода и делится на 2 части: Соцгород I и Соцгород II. Первая часть была построена в 1930-х годах в сталинском архитектурном стиле, вторая — несколько позже и в ней преобладают более типовые здания, но не лишённые некоторых архитектурных форм.

История

Автозаводский универмаг. 1930-е годы

Согласно утверждённому плану, Соцгород должен был стать «городом-садом». Также в микрорайоне была выдержана идея зонирования: промышленная (автозавод), транспортная, зелёная и жилая зоны. Зелёная зона разбивалась на два сектора — большой и малый. В большой сектор входит Автозаводский парк, а в малый — парк Славы напротив Главной проходной. Таким образом, по проекту, зелёная зона отделяла жилые массивы от автомобильного завода. Центральной частью Соцгорода стала широкая площадь возле Дворца культуры автозавода и Автозаводского парка[1].

Строительство микрорайона началось 16 мая 1930 года, когда был заложен первый камень в основание первого дома[2]. Он входил в первую очередь «пятка́» — пяти четырёхэтажных блоков, соединённых между собой переходами на втором этаже. В дальнейшем они строились уже как обычные четырёхэтажные дома с общими коммунальными помещениями. Впрочем, строительство ГАЗа велось усиленными темпами, а строительство жилых домов шло с задержкой. Поэтому было решено построить 300 временных деревянных щитовых и каркасных двухэтажных домов[2]. Затем их заменили на дома-коммуны. В них были общие кухни и технические сооружения. Планировалось, что время досуга рабочие завода должны тратить не на быт, а на спорт, походы в театры, кино и музеи[3].

В апреле 1933 года генплан застройки был уточнён институтами Гипрогор и Горстройпроект. В нём планировалось разместить уже до 250 тысяч жителей и применить в застройке современные архитектурные решения[1]. Новый проект был утверждён 13 июля 1936 года. С этого момента типовая застройка кварталов прекратилась, и площади стали застраиваться в стиле «сталинского ампира». Появились новые кварталы с широкими проспектами и красивой сталинской архитектурой: Серобусыгинский квартал, Автозаводский универмаг, кинотеатр «Мир», дворец культуры, «радиусный дом» на Молодёжном проспекте. В 1936 году в микрорайоне было запущено трамвайное сообщение по проспекту Кирова.

Транспорт

Трамвайные маршруты

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
8 NNMetro Line 1.svg Пролетарская
NNMetro Line 1.svg Комсомольская
NNMetro Line 1.svg Кировская
Улица Игарская пос. Гнилицы
22 NNMetro Line 1.svg Комсомольская
NNMetro Line 1.svg Кировская
NNMetro Line 1.svg Автозаводская Улица Строкина
417 NNMetro Line 1.svg Чкаловская
NNMetro Line 1.svg Пролетарская
NNMetro Line 1.svg Комсомольская
NNMetro Line 1.svg Кировская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал 52 квартал

Троллейбусные маршруты

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
2 NNMetro Line 1.svg Пролетарская
NNMetro Line 1.svg Комсомольская
NNMetro Line 1.svg Кировская
NNMetro Line 1.svg Парк культуры
Улица Минеева Дворец бракосочетания
4 NNMetro Line 1.svg Парк культуры Улица Минеева Улица Плотникова

(Соцгород-2)

11 NNMetro Line 1.svg Пролетарская
NNMetro Line 1.svg Комсомольская
NNMetro Line 1.svg Кировская
NNMetro Line 1.svg Парк культуры
NNMetro Line 1.svg Пролетарская Улица Плотникова

(Соцгород-2)

12 NNMetro Line 1.svg Пролетарская
NNMetro Line 1.svg Комсомольская
NNMetro Line 1.svg Кировская
NNMetro Line 1.svg Парк культуры
NNMetro Line 1.svg Пролетарская Улица Патриотов
14 NNMetro Line 1.svg Парк культуры Улица Плотникова

(Соцгород-2)

Улица Патриотов
22 Улица Минеева 7-я проходная ГАЗа

Примечания

  1. 1,0 1,1 Соцгород Горьковского автозавода и концепция города-сада. Современные проблемы науки и образования (научный журнал). www.science-education.ru. Дата обращения: 27 ноября 2017. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  2. 2,0 2,1 Микрорайон «Соцгород-1». Централизованная библиотечная система Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. lib-avt.ru. Дата обращения: 27 ноября 2017. Архивировано 15 ноября 2017 года.
  3. Забытый Нижний Новгород: эксперимент Соцгорода, NN.RU (27 июня 2014). Дата обращения 27 ноября 2017.