Софья Перовская (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Софья Перовская
Постер фильма
Жанр фильм-биография
исторический фильм
Режиссёр Лео Арнштам
Автор
сценария
Евгений Габрилович
Лео Арнштам
В главных
ролях
Александра Назарова
Виктор Тарасов
Оператор Александр Шеленков
Иоланда Чен
Композитор Дмитрий Шостакович
Кинокомпания Мосфильм, Творческое объединение «Луч»
Длительность 114 мин.
Страна  СССР
Год 1967

«Софья Перовская» — советский художественный фильм режиссёра Лео Арнштама.

Сюжет

Молодая дворянка Софья Перовская, дочь генерал-губернатора Петербурга, увлечена революционными идеями. Не находя понимания среди близких, она покидает родительский дом. «Хождение в народ» даёт Перовской бесценный опыт и знание жизни — работая акушеркой, она видит тяжёлую жизнь простого народа, его темноту и покорность. Как-то раз её арестовывают прямо во время приёма родов — но ночью она совершает побег из под конвоя на станции, сев на проходящий поезд.

Знакомство с молодым народовольцем Желябовым перерастает в сильное чувство, он признается Перовской в любви, она отвечает ему взаимностью. Партия «Народная воля», в которой состоят Желябов и Перовская, вступает на путь террора и приговаривает царя к смерти. Вскоре приходит весть об аресте Желябова, но это только придаёт Перовской решимости — она берёт на себя руководство единомышленниками и им удаётся осуществить задуманное — убить Александра II.

Во время покушения Рысаков первой бомбой повреждает карету императора, а от бомбы, брошенной Гриневицким, получают смертельное ранение император и сам метальщик. Спустя несколько дней после покушения арестовывают и саму Перовскую. На допросах Перовская держится независимо и с достоинством, заявляя: «Я казнила не человека, а деспотизм». На опознание ей приносят голову Гриневицкого, погибшего при покушении, поскольку его личность не смогли установить. Перовская сообщает суду о беременности Гельфман, благодаря чему той удаётся избежать смертного приговора.

Получив право на последнее слово, Желябов произносит на суде революционную речь. Перовской разрешают свидание с матерью, она отказывается подать прошение о помиловании и пишет последнее письмо родным. В день казни узников в чёрной одежде и с табличками «цареубийца» на груди доставляют на площадь, где установлен эшафот и уже приготовлены пять гробов.

В ролях

Литература

  • Кисунько В. Истина трагедии // Искусство кино. — 1968. — № 5. — С. 72-78.

Ссылки