Софрино (предприятие)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Продукция предприятия на выставке в Минске (2005)

«Со́фрино» — художественно-производственное предприятие по изготовлению церковной утвари и других предметов религиозного культа для нужд Русской православной церкви[1] (ООО «ХПП „Со́фрино“ РПЦ»[2]). Является главным поставщиком[3] и одним из основных источников её доходов[4][5][6]. Крупнейшее предприятие подобного рода в России[1]. Располагается в подмосковном посёлке Софрино с 1980 года.

История

В 1944 году[1] в подвалах Успенской церкви, колокольне и подсобных помещениях московского Новодевичьего монастыря Московская патриархия[7] начала обустройство мастерских по изготовлению свечей, икон, церковной утвари и швейных изделий. Свою работу они начали только в 1949 году[8][9]. Штат предприятия составлял примерно 80 человек[3].

В 1961 году[3] мастерские (кроме цеха икон) переехали в помещение плодоовощной базы, размещавшейся в подклете (цокольном этаже) храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском[10]. В это время создан участок ювелирных изделий, образована новая группа иконописцев. Сотрудников около 164[3], к 1980 году их стало 350[11].

После неоднократных обращений патриарха Пимена в Совет по делам религий, Совет министров СССР в лице председателя Алексея Косыгина[6] выделил мастерским 3 гектара земли в Софрине для постройки завода церковной утвари. Руководителем строительства, начатого в 1975 году, был назначен Павел Булычёв, который стал и первым директором «Софрино». Возведены два производственных корпуса и корпус системы отопления. 15 сентября 1980 года состоялось торжественное открытие обновлённого предприятия. Ювелирный участок продолжил свою работу на прежнем месте до 1998[10]—1999 года[5]. В 1980-х годах насчитывалось около 700 сотрудников[3].

С 1987 до 2018 года предприятием руководил Евгений Пархаев[12]. К 1988 году (празднованию 1000-летия Крещения Руси) значительно увеличены объёмы производства и площадь предприятия. В 1991-м построен двухэтажный корпус столярного участка для иконного цеха. В 1992-м — ещё один производственный шестиэтажный корпус, в котором разместился швейный и инструментальный цех, участки иконного, литейного и иконописного цеха, фотолаборатория и дизайнерское бюро. Стало доступно выполнение индивидуальных заказов. Построен трёхэтажный корпус типографии и семь ангаров под склады и гараж[3]. К 2000 году занимаемая площадь земли достигла 18 гектар[11]. Количество сотрудников в 2000—2008 годах увеличилось с двух с половиной[11] до трёх тысяч человек[13].

Предприятию долгое время удавалось успешно вести свою деятельность благодаря статусу монополиста на рынке церковных товаров, однако примерно с 2014 года оно начало испытывать нарастающие финансовые трудности из-за насыщения рынка, возрастающей конкуренции[12] и внутреннего противостояния между руководством «Софрино» и финансово-хозяйственным управлением Московской патриархии за влияние на рынок сбыта и финансовые потоки предприятия[14].

Снятие с должности директора Пархаева в конце июля 2018 года сопровождалось присутствием на фабрике сотрудников МВД, инициированным архиепископом Сергием (Чашиным) с целью «сохранности имущества и структурных подразделений»[15]. В августе 2020-го Священный синод Русской православной церкви утвердил нового генерального директора — митрополита Меркурия (Иванова)[16], который находился в этой должности как исполняющий обязанности с октября 2019 года[17]. С 17 апреля по 8 ноября 2021 года исполняющий обязанности генерального директора архимандрит Илия (Руднев). С 8 ноября 2021 года исполняющий обязанности генерального директора — Андрей Потёмкин[18].

Храм

В 1980 году для работников «Софрино» построен домовый храм, освящённый во имя преподобного Серафима Саровского. В 1989—1991 годах его настоятелем был епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Алексий (Фролов)[19]. К началу 1990-х небольшой храм перестал вмещать всех желающих по причине увеличения штата предприятия, поэтому было принято решение о строительстве нового домового храма, освящение которого состоялось 5 мая 1997 года[3].

Продукция

По состоянию на 2007 год предприятие выпускало более 3 тысяч наименований различных изделий: иконостасы, мебель для храма, настенную и напольную церковную утварь (аналои, киоты, панихидные столы), ограды на солею, паникадила, престолы и ювелирные изделия (блюда, иконы и оклады к ним, кадила, дароносицы и дарохранительницы, кресты, лампады, пасхальные яйца и потиры). Швейный цех изготавливает возду́хи, облачения для священнослужителей, плащаницы, декорированные лицевым и орнаментальным шитьём, покровы, скрижали и хоругви[1].

Известные изделия

Серебряный оклад, изготовленный в 1994 году мастерами «Софрино», украшает чудотворную Боянскую икону Божией Матери[20]. В 2009 году ими был создан позолоченный оклад, украшенный разноцветным жемчугом, для чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, расположенной в нижнем приделе Богоявленского храма во имя Царственных мучеников в Усмани[21].

Художница «Софрино» М. А. Рожкова (Масленникова) в 1997 году создала миниатюрный образ «Святого Сергия Радонежского Чудотворца[a], с житием», выполненный в технике ростовской финифти[1][22]. В этой же технике другой художник предприятия С. В. Минько в 1998 году создал ещё одну миниатюру «Святой Сергий Радонежский»[b], образцом которой послужил вышитый покров Сергия 1420-х годов[22].

Директора

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Маханько М. А. Декоративно-прикладное-искусство // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 334—340. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  2. Реквизиты. Дата обращения: 13 сентября 2020. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 История "Софрино". sofrino.ru. Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 6 июня 2017 года.
  4. Митрохин Н. А., Эдельштейн М. Ю. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и её теневая составляющая / Под ред. и с предисл. Л. М. Тимофеева. — М.: РГГУ, 2000. — 190 с. Архивная копия от 2 августа 2020 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 Корпорация "Церковь" // Московские новости. — 27 июня–3 июля 2000. Архивировано 9 декабря 2008 года.
  6. 6,0 6,1 Рейтер С., Напалкова А., Голунов И. Расследование РБК: на что живет церковь. РБК (24 февраля 2016). Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 19 ноября 2016 года.
  7. I.2.6.5. ХПП «Софрино» РПЦ // Собрание документов Русской Православной Церкви. Том 1. Нормативные документы. — М.: Издательство Московской патриархии, 2013. — 544 с. Архивная копия от 10 августа 2020 на Wayback Machine
  8. "Софрино" Архивная копия от 30 июля 2020 на Wayback Machine. Московский патриархат.
  9. История "Софрино" (предыдущая версия страницы) (недоступная ссылка). sofrino.ru. Архивировано 6 мая 2012 года.
  10. 10,0 10,1 История храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. tihvinskiy.ru. Дата обращения: 6 августа 2020. Архивировано 16 января 2016 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 Петр (Еремеев), иеромонах. «Софрино»: 20 лет. Интервью с Е.А. Пархаевым // Встреча : студенческий православный журнал. — 2000. — № 3 (13). — С. 24—27. Архивировано 21 апреля 2019 года.
  12. 12,0 12,1 Слободенюк И. «Нет сил идти на рекорды». Работники «Софрино» попросили патриарха Кирилла решить финансовые проблемы предприятия. znak.com (19 июня 2019). Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 20 июня 2019 года.
  13. Желевская Т. Вера без дел мертва есть. К 25-летию основания Художественно-производственного предприятия «Софрино» // Журнал Московской Патриархии. — 2005. — № 7. — С. 46—55. Архивировано 31 июля 2018 года.
  14. Голунов И. Православный передел: как команды Алексия II и Кирилла делят финансовые потоки. Republic (5 июня 2014). Дата обращения: 4 августа 2020. Архивировано 30 апреля 2020 года.
  15. Бычков С. Падение церковного олигарха. Труд (30 июля 2018). Дата обращения: 4 августа 2020. Архивировано 3 ноября 2018 года.
  16. Митрополит Ростовский Меркурий назначен на должность генерального директора «Софрино» Архивная копия от 3 сентября 2020 на Wayback Machine. Московский патриархат. 25.08.2020.
  17. Синод РПЦ утвердил начальника крупнейшего церковного производства Архивная копия от 16 сентября 2020 на Wayback Machine // РБК. 25.08.2020.
  18. Назначен и. о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Дата обращения: 9 ноября 2021. Архивировано 9 ноября 2021 года.
  19. Протоиерей Владислав Цыпин. Алексий (Фролов) // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 675. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  20. Э.В.Ш. Боянская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 130. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  21. Шалина И. А., Шевченко Э. В. Корсунская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXVIII : «Коринф — Крискентия». — С. 169—188. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-029-5.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Пак В. Ф. Образы русских святых в современной ростовской финифти Архивная копия от 29 июля 2020 на Wayback Machine// Православие.ру, 17.05.2005
  1. Сама икона написана по типу житийных, где в самом в центре, на тёплом фоне охры, расположено поясное изображение святого, облачённого в изумрудно-зелёный куколь и сиреневато-коричневую монашескую мантию. Правая рука преподобного сложена в благословляющем жесте, а в левой руке он держит свёрнутый свиток. На клеймах слева направо читаем следующие события в жизни Сергия Радонежского: 1) видение отроку Варфоломею; 2) пластина с надписью «Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец»; 3) Сергий кормит дикого медведя; 4) явление Богородицы Преподобному; 5) образ Сергия Радонежского; 6) благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; 7) постройка келий; 8) воскресение отрока преподобным Сергием; 9) видение птиц преподобному Сергию[22].
  2. Образ преподобного изображён погрудно. В лике присутствует лёгкая характерная асимметрия. В то же время борода и волосы святого прописаны тонкими пластичными и почти симметричными линиями. Правая рука преподобного прижата к груди в раскрытом, а в левой держит свёрнутый свиток. Колористически-тональное и композиционное решение миниатюры классически закончено и гармонично. С целью выявить и подчеркнуть фигуру святого, художник украсил края пластины каймой зеленовато-оливкового цвета, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Очень самобытным и выразительным является авторская находка по обозначению складок на кукуле и мантии в виде заиндевелых веточек, выделенных тёмной краской, а на концах — белой, поскольку подобный художественный приём создаёт ощущение припорошености инеем[22]

Литература

  • Груздев В. Посещение Святейшим Патриархом Пименом мастерских Московской Патриархии // Журнал Московской Патриархии. 1987. — № 9. — C. 6-7.
  • Создать работоспособные предприятия [интервью] / интервью — ответы: Виктор, епископ Подольский, интервью — вопросы: Комаров Е. // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 2. — C. 27-29.
  • Художественно-производственное предприятие «Софрино» // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 11-12. обложка (3-я полоса).
  • Пархаев Е. А. Художественно-производственому предприятию «Софрино» — пятнадцать лет // Журнал Московской Патриархии. 1995. — № 9-10. — C. 26-31.
  • Желевская Т. Вера без дел мертва есть (к 25-летию основания Художественно-производственного предприятия «Софрино») // Журнал Московской Патриархии. 2005. — № 7. — C. 46-55.
  • Караваева А. С. Литейное производство на предприятии «Софрино» // Литейщик России. 2006. — № 12. — С. 16-17.
  • Полозков В. И. Церковное искусство: традиции и современность : (на примере художественно-производственное предприятие «Софрино») // Пятнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: укрепление духовного единства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 18-19 мая 2017 г. / Челябинский государственный институт культуры. — Челябинск: ЧГИК, 2017. — C. 381—386.