Сото, Доминго де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Доминго де Сото
Domingo de Soto
Бюст Доминго де Сото в СеговииБюст Доминго де Сото в Сеговии
Место рождения Сеговия, Испания
Место смерти Саламанка, Испания
Научная сфера теология, философия, механика, экономика
Место работы Университет Саламанки
Альма-матер Университет Алькала,
Коллеж Сорбонна
Титульный лист трактата Сото «De justitia et jure» (книга X)

Доми́нго де Со́то (исп. Domingo de Soto; 1494, Сеговия — 15 ноября 1560, Саламанка) — испанский теолог, философ-схоласт, механик и экономист; комментатор Аристотеля[1]. Относится к виднейшим представителям Саламанкской школы — одного из направлений поздней схоластики[2].

Биография

Доминго де Сото, родившийся в Сеговии в 1494 году, был незнатного происхождения. Учился в университете Алькала и в Коллеже Сорбонна в Париже (тогда в Сорбонне преподавал Франсиско де Витория, будущий основатель Саламанкской школы, и Сото стал его последователем). В 1520 году стал профессором философии университета Алькала. В 1524 году внезапно оставил свою должность и вступил в Бургосе в Доминиканский орден. В 1525—1532 гг. преподавал в доминиканской школе в Сеговии; с 1532 года — профессор кафедры теологии Университета Саламанки[3][4].

В 1545—1547 гг. — придворный теолог императора Карла V Габсбурга, представлял императора на Тридентском соборе. Во время работы собора внёс значительный вклад в формулировку принятых позднее собором догматических постановлений. Затем некоторое время был духовником Карла V; в 1550 году ему было разрешено вернуться в Испанию. В 1552—1556 гг. вновь возглавлял кафедру теологии Университета Саламанки[3].

Наряду с Бартоломе де Лас Касасом отстаивал в 1550—1551 гг. во время Вальядолидского диспута права индейцев[5].

Умер в Саламанке 15 ноября 1560 года[3].

Научная деятельность

«De iustitia et iure» (1568)

В 1545 г. Сото издал книгу «Комментарии и вопросы к „Физике“ Аристотеля» (In VIII libros physicorum), в которую включил и изложение некоторых своих результатов, относящихся к механике — в частности, к количественной теории свободного падения тяжёлого тела при отсутствии сопротивления среды[1]. Разрабатывая данную теорию, Сото сумел исправить ошибку, допущенную его предшественниками — Стратоном из Лампсака, Александром Афродизийским, Альбертом Саксонским, Никола Орезмом. Они ошибочно утверждали[6][7], что скорость (или «быстрота» и «медленность»[8]) падающего тяжёлого тела растёт пропорционально пройденному пути.

Сото сделал правильный вывод о том, что тело падает равноускоренно, т. e. его скорость растёт пропорционально времени, прошедшему с момента начала падения (впервые к этому выводу пришёл Леонардо да Винчи[9], но соображения Леонардо, изложенные в оставленных им записках, долгое время оставались неизвестными[10] научному сообществу). После этого оставалось лишь применить теорию равнопеременного движения, созданную ещё учёными Оксфордской школы У. Хейтсбери и Р. Суайнсхедом, но носившую у них чисто кинематический, абстрактный характер (и, в частности, полученную ими «теорему о среднем градусе скорости»[11]). Это и сделал Сото (которого итальянский историк науки М. Льоцци называл[12] «позднейшим последователем Оксфордской школы»), пришедший в результате к теореме: путь, пройденный телом при свободном падении, равен тому пути, который за данное время оно прошло бы при равномерном движении со скоростью, равной среднему арифметическому из начальной и конечной скоростей в равноускоренном движении[1][13].

Тем самым был найден правильный закон зависимости пути от времени при свободном падении тяжёлого тела. Но эта зависимость была дана в завуалированном виде; чёткая же формулировка закона квадратичной зависимости пути, пройденного падающим телом, от времени принадлежит уже Г. Галилею[14].

В философских работах «Summulae» (1529 г.) и «In dialecticam Aristotelis commentarii» (1544 г.) Сото анализирует вопросы философии и логики Аристотеля. В богословском сочинении «De natura et gratia» (1547 г.) Сото излагает учение Фомы Аквинского о первородном грехе и благодати. Среди других его трудов по теологии выделяются работы «De ratione tegendi et detegendi secretum» (1541 г.) и «De justitia et jure» (1556 г.)[3].

Экономические исследования Сото (отражённые прежде всего в трактате «De justitia et jure») явились вкладом в формирование теории паритета покупательной способности денег[15].

Сочинения

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Моисеев, 1961, с. 105.
  2. Grice-Hutchinson, 1952, p. 43.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 По материалам статьи Dominic Soto Архивная копия от 15 июля 2014 на Wayback Machine из Catholic Encyclopedia Архивная копия от 12 мая 2013 на Wayback Machine.
  4. Grice-Hutchinson, 1952, p. 43—44.
  5. Soto, Domingo de. // Site web du projet Scholasticon. Дата обращения: 28 февраля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Моисеев, 1961, с. 100–101.
  7. Тюлина, 1979, с. 51.
  8. Гайденко, Смирнов, 1989, с. 314—315.
  9. Моисеев, 1961, с. 102.
  10. Льоцци, 1970, с. 52.
  11. Гайденко, Смирнов, 1989, с. 315—316.
  12. Льоцци, 1970, с. 28.
  13. Тюлина, 1979, с. 53—54.
  14. Моисеев, 1961, с. 116.
  15. Grice-Hutchinson, 1952, p. 44, 52—56.

Литература

  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А.  Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. — М.: Наука, 1989. — 352 с. — (Библиотека всемирной истории естествознания). — ISBN 5-02-007958-8.
  • Льоцци М.  История физики. — М.: Мир, 1970. — 464 с.
  • Моисеев Н. Д.  Очерки истории развития механики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. — 478 с.
  • Тюлина И. А.  История и методология механики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 282 с.
  • Grice-Hutchinson M. . The School of Salamanca: Readings in Spanish Monetary Theory, 1544—1605. — Oxford: Oxford University Press, 1952. — xii + 134 p.