Сотериология

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сотериоло́гия (др.-греч. σωτηρία «спасение» + λόγος «учение; слово»[1]) — богословское учение о спасении человека[1][2][3]. В христианстве оно является важнейшей частью догматического богословия[1].

Учение о спасении существует во многих религиях: христианстве, иудаизме, буддизме, исламе, джайнизме, бахаизме, зороастризме и других[1][4].

Сотериология посвящена решению двух основных вопросов:

  1. конечная цель, достижение которой и будет спасением;
  2. способы её достижения[5].

Идея спасения, или выхода из плачевного состояния, логически подразумевает, что человечество в целом или частично находится в таком состоянии. Каждая религия по-своему объясняет причину этого[6][7].

Религии, которые рассматривают человека как тело и душу в едином комплексе (например, иудаизм, христианство, ислам, зороастризм), учат духовно-телесному спасению: воскресению, загробной жизни и т. п.[8][9][10]. С другой стороны, религии, которые рассматривают тело как помеху спасению, как тюрьму для духа или души (в частности, буддизм, манихейство, гностицизм, индуизм), учат спасению как освобождению от материального мира, преодолению желаний и страстей, прерыванию бесконечной череды нежелательных перерождений[11][12][13].

В тех религиях, где Бог является личным объектом поклонения, обычно спасение совершается божеством. Предполагается, что человек в какой-то мере сотрудничает с ним, хотя бы путём обращения к Богу за помощью. В других религиях учение о спасении основано на представлении, согласно которому человек спасает себя сам (в этой жизни или после смерти) путём самодисциплины, самоуглубления и других методов[14][15].

Определение и история

В 1915 году Джордж Кросс (1862—1929), профессор систематической теологии Рочестерской теологической семинарии, дал следующее подробное определение сотериологии[16]:

«Термин „спасение“ является наиболее значимым в языке религии. Ибо религия каждого человека — это его путь к спасению. Если богословие (теология) — это теория религиозного человека о жизни вообще и в то же время его способ обосновать его верность религиозной жизни, то сотериология, или теория спасения, — это попытка обосновать мотив религиозной жизни с помощью мыслительных построений. Это попытка интеллекта установить ценность именно религиозного опыта восхождения из худшего состояния в лучшее, показав, что оно занимает нормальное место во всём нашем человеческом опыте и, в конце концов, упорядоченное место во Вселенной. Опыт нравственного совершенствования лежит в основе всей сотериологии, а сотериология — это точка зрения, имеющая центральное значение для всего богословия. Богословская система — это просто организованная сотериология».

Кросс утверждает, что история сотериологии отражает прогресс в улучшении жизни, то есть, достижения в науке и экономике создают сотериологию, которая является продуктом своего времени[17][18].

В истории западной сотериологии постоянно велись богословские споры о том, каковы средства спасения, то есть что нужно делать практически, чтобы достичь спасения; при этом в корне разногласий лежало отсутствие чёткого представления о спасении, поскольку спасение никогда не было достигнуто в полной мере[19].

В частности, западные мыслители изучали проблему соотношения божественных и человеческих действий в ходе спасения и проблему предопределения; разногласия по сотериологическим вопросам способствовали зарождению и росту реформаторского движения в XVI–XVII веках[20].

Христианство

Христианская сотериология призвана раскрыть дело Богочеловека Иисуса Христа, спасшего человечество от власти греха, диавола и смерти, благодатно обновившего человеческую природу через её соединение со Своим Божеством, даровавшего человечеству возможность вечной жизни в Боге. Раскрывая миссию Богочеловека, сотериология раскрывает и путь спасения каждого человека через веру в Иисуса Христа и неразрывно связанное с верой благодатное преображение жизни.

Сотериология является неотъемлемой частью догматического богословия, поскольку в её основе лежат догматы о последствиях первородного греха и о соотношении благодати и свободы воли в деле спасения, о Лице Искупителя, о цели вочеловечения Сына Божия, о полноте воспринятой Им человеческой природы, об ипостасном соединении природы во Христе, общении свойств, Пресвятой Богородице, искуплении и др.[21]

В других религиях

В индуизме и джайнизме «спасение» раскрывается через термин «мокша», который означает освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и от страданий и ограничений материального существования[4][22].

«Спасение» в буддизме определяется как некое идеальное состояние — нирвана. Состояние нирваны предполагает прекращение страданий через устранение их причины — негативных действий и негативных эмоций, побуждающих к таким действиям[23]. Нирвана достигается путём движения по ступеням совершенствования. Этот путь включает в себя познание, дисциплину и медитацию, и первым его прошёл Будда[24][25][26][27].

В зороастризме считается, что окончательное «спасение» заключается в торжестве космического принципа добра, воплощённого в божестве Ахура-Мазда, над злом, воплощённым в духе зла Ахримане. Посмертные страдания людей будут пропорциональны тому злу, которое они совершили в земной жизни. Но после этого испытания всех ждёт окончательное возрождение и бессмертие[27][28].

С точки зрения веры бахаи, рай и ад — это не места, но состояния души: «Спасение — это не очищение от некоего «первородного греха», не защита от действующих извне злых сил или дьявола. Спасение — это освобождение человека от рабского подчинения своей низшей природе, которая порождает в индивидууме отчаяние, а в обществе — разлад. Спасение указует нам путь к подлинному и совершенному счастью»[29]. То есть «спасение» человека связано с достижением состояния счастья и с преодолением страданий.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 БРЭ, 2015, с. 728.
  2. Brandon: «The term soteriology denotes beliefs and doctrines concerning salvation in any specific religion, as well as the study of the subject».
  3. Cross, 1915, p. 32: «If theology is the religious man's theory of things in general and at the same time his way of vindicating his loyalty to the religious life, then soteriology, or the theory of salvation, is an attempt to vindicate the motive of the religious life by an intellectual construction of it. It is the effort of intelligence to establish the worth of the specifically religious experience of an ascension from a worse state to a better by showing that it has a normal place in the whole of our human experience and, in the end, an ordered place in the whole universe. The experience of moral betterment is the root of all soteriology, and soteriology is the point of view central to all theology. A theological system is simply organized soteriology. Перевод: Если богословие/теология — это теория религиозного человека о жизни вообще и в то же время его способ оправдания его верности религиозной жизни, то сотериология, или теория спасения, — это попытка оправдать мотив религиозной жизни интеллектуалистическим построением её. Это попытка интеллекта установить ценность именно религиозного опыта восхождения из худшего состояния в лучшее, показав, что оно занимает нормальное место во всём нашем человеческом опыте и, в конце концов, упорядоченное место во всей Вселенной. Опыт нравственного совершенствования лежит в основе всей сотериологии, а сотериология — это точка зрения, имеющая центральное значение для всего богословия. Богословская система — это просто организованная сотериология».
  4. 4,0 4,1 НФЭ, 2010.
  5. Cross, 1915, p. 33: «In all soteriology there are two principal issues: first, the end to be attained in what we call salvation, second, the means of attaining it. Во всей сотериологии есть два основных вопроса: во-первых, конечная цель, которая должна быть достигнута в том, что мы называем спасением, во-вторых, средства ее достижения».
  6. Brandon: «The idea of saving or delivering from some dire situation logically implies that humankind, as a whole or in part, is in such a situation. This premise, in turn, involves a series of related assumptions about human nature and destiny».
  7. Smart, 2005: «The implication of the idea is that human beings are in some kind of unfortunate condition and may achieve an ultimately good state either by their own efforts or through the intervention of some divine power. Very commonly, there is belief in a savior God, that is, a God whose special concern is with the welfare of the human race. Examples of this idea are, in the ancient world, Isis, Mithra, and Christ; in the Far East, Amida Buddha in Japan and Guanyin in China; and Kṛṣṇa and Rāma in the Hindu tradition».
  8. НФЭ, 2010: «оно [спасение] мыслится как духовно-телесное, поскольку включает в себя воскресение и просветление тела».
  9. Brandon: «In those religions that regard humans as essentially psychophysical organisms (e.g., Judaism, Christianity, Zoroastrianism, Islam), salvation involves the restoration of both the body and soul. Such religions therefore teach doctrines of a resurrection of the dead body and its reunion with the soul, preparatory to ultimate salvation or damnation».
  10. Smart, 2005: «For instance, in Judaism, Christianity, and Islam, as well as in indigenous Chinese religion and in various others, life stretches essentially from birth or conception to death, and then the question arises about the status of postmortem existence, if any. In Western monotheisms the question is often whether there is an afterlife».
  11. НФЭ, 2010: «В корне отличное понимание спасения развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. Спасение есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» (см. Мокша, Нирвана). Такое спасение может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к спасению».
  12. Brandon: «In contrast, some religions have taught that the body is a corrupting substance in which the soul is imprisoned (e.g., Orphism, an ancient Greek mystical movement; Hinduism; and Manichaeism, an ancient dualistic religion of Iranian origin). In this dualistic view of human nature, salvation has meant essentially the emancipation of the soul from its physical prison or tomb and its return to its ethereal home».
  13. Smart, 2005: «in the South Asian framework, the condition of living beings is saṃsāra, which implies a potentially endless round of rebirth or reincarnation from which one escapes only through ultimate liberation, or mokṣa. In the Indian tradition the afterlife is a given, and the question is whether one can get out of it».
  14. НФЭ, 2010: «представление, согласно которому человек путем самоуглубления и отрешения сам «спасает» себя, а не получает свое спасение из рук божественного спасителя».
  15. Smart, 2005: «Where God is a personal object of worship typically salvation has to be effected by the deity, and this is where doctrines of grace and their analogues come in. Even here it is assumed in some way that the human being cooperates even if only by calling on the divine name for help. Where there is no such personal God, the individual must prepare himself, often through rigorous methods, in order to be in a position to gain eternal freedom. There are also different emphases as to whether salvation is something that ultimately occurs after death, for instance, by one's being transferred to a heavenly state, or is something attainable in this life».
  16. Cross, 1915, p. 32.
  17. Cross, 1915, p. 32: «A history of soteriology becomes a record of progress in the better life, that is, when each of the new formations of soteriology is a genuine product of its time. A new soteriology, therefore, will appear also whenever a step forward has been made in scientific interpretation, in social life, or in economic industry. История сотериологии становится отражением прогресса в улучшении жизни, то есть, когда каждое новое образование сотериологии является подлинным продуктом своего времени. Таким образом, новая сотериология появится также всякий раз, когда будет сделан шаг вперед в научной интерпретации, в общественной жизни или в экономике».
  18. Cross, 1915, p. 33.
  19. Cross, 1915, p. 33: «In all soteriology there are two principal issues: first, the end to be attained in what we call salvation, second, the means of attaining it. The first of these is fundamental and the second is tributary to it. In the history of theological controversy, however, the second has received the emphasis, the difference in the views of what constitues the good which has come to men in the saving process being the main root - though commonly unobserved - of controversy. It is never possible for us to tell precisely wherein salvation finally consists since it has never been perfectly attained, whereas the means of salvations has always been more definitely presented because its acceptance is supposed to be a matter of immediate practical necessity. Во всей сотериологии есть два основных вопроса: во-первых, цель, которая должна быть достигнута в том, что мы называем спасением, во-вторых, средства ее достижения. Первый из них является основополагающим, а второй - вспомогательным. В истории богословских споров, однако, акцент был сделан на втором: различия во взглядах на то, что есть то хорошее, что приходит к людям в процессе спасения, являются основным - хотя обычно неочевидным - источником разногласий. Мы никогда не знаем точно, что в конечном итоге представляет собой спасение, поскольку оно никогда не было окончательно достигнуто, тогда как средства спасения всегда были представлены более определенно, поскольку их принятие должно было быть вопросом острой практической необходимости».
  20. Карпов, 2012, p. 3: «Сотериология (учение о спасении) – одна из основных тем латинской теологии. Особый интерес для западных мыслителей представляла проблема соотношения божественного и человеческого действия в процессе спасения. ... Следующий раскол приходится на IX столетие в связи с учением Готшалька из Орбе о двойном предопределении. Наконец, сотериологическая проблематика сыграла немалую роль в зарождении и развитии реформаторского движения в XVI–XVII вв. и в дальнейшем многообразном оформлении реформаторских деноминаций».
  21. ИСКУПЛЕНИЕ
  22. Mircea Eliade. Yoga: Immortality and Freedom (неопр.). “In India metaphysical knowledge always has a soteriological purpose.”
  23. Nirvana (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 13 октября 2019.
  24. В. К. Шохин. Архат // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  25. В. Г. Лысенко. Нирвана // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  26. В. Г. Лысенко. Буддизм // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  27. 27,0 27,1 Brandon.
  28. И. К. Петрова. Зороастризм // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  29. Хэтчер У., Мартин Д. «Новая мировая религия». СПб., 1996.

Литература

на русском языке
на английском языке