Сон Богородицы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Апокриф «Сон Богородицы». Старообрядческая рукопись второй половины XIX века. Собрание В. В. Смирнова

«Сон Богородицы» — старорусский апокрифический текст про вещий сон Богородицы, в котором описывается распятие Христа и его воскресение[1]. «Сон Богородицы» используется некоторыми людьми в качестве молитвы или оберега[1].

История возникновения

Апокриф «Сон Богородицы» появилось на Руси после церковного раскола на рубеже XVII—XVIII веков, и традиционно считается, что он имеет польское происхождение[2]. Польскоязычный вариант «Сна Богородицы» приведен в Летописце Иоакима Ерлича с пометкой, что он взят из рукописи 1546 года[3].

«Сон Богородицы» широко распространялся как среди старообрядцев, молокан, духоборцев, так и среди лиц принадлежавших к Синодальной церкви[1]. Чаще всего этот текст использовался как оберег от различных болезней. Иногда его зашивали в одежду людям, которые отправлялись на войну или в долгий путь[1]. Традиция почитания «Сна Богородицы» отмечена и археографическими экспедициями начала XXI века[4].

Критика

«Сон Богородицы» часто критикуется за свою внутреннюю противоречивость[5]. В православном христианстве этот текст запрещен для чтения[5]. Мнение Григория Квитка-Основьяненко:

Сон Богородицы, якобы виденный на горе Елеонской — глупое и бестолковое сочинение. В заключение сказано, кто будет его иметь в доме, будет всегда здоров, счастлив и проч. Вор того дома не обокрадет, огонь, вода и прочие беды не прикоснутся и много подобного вздору. Дьячки поддерживают это суеверие, пишут „таковые книжицы“ и получают за то изрядный доход. У нас каждый зажиточный хозяин ничего не пожалеет, чтобы приобрести сон и хранить его непременно в сундуке, чтобы туда стекались деньги[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Распространение и вариативность заговора «Сон Богородицы» в Селиваноском Районе Владимирской области // Религиоведение. — 2009. — № 2. — С. 37—38.
  2. Варенцова Е. М. Сон Богородицы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3. СПб., 1998. С. 485—487.
  3. Latopisiec albo Krоniczka Joachima Jerlicza, z rękopismu wydał K. Wł. Wojcicki. Warszawa: Wienhoefer, 1853. T. II. S. 44-45.
  4. Пигин А. В. Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2003. Т. 54. С. 669.
  5. 5,0 5,1 Слово мирянина к мирянам в опровержение ложного сказания, известного под именем «Сон Богородицы». Молитвослов. Дата обращения: 26 августа 2020. Архивировано 5 августа 2021 года.
  6. Григорій Федорович Квітка-Основ'яненко. Творения. — Державне відділення художньої літератури, 1956. — 588 с. Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine

Литература

  • Смирнов В. В. Апокриф «Сон Богородицы» и традиция его бытования в рукописной культуре // Рукописная книжица Бориса Шергина «Сон Богородицы». — СПб., 2020. — С. 23—38. — ISBN 978-5-6043993-3-0.