Соната для фортепиано № 5 (Бетховен)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соната для фортепиано № 5
Композитор Людвиг ван Бетховен
Форма соната
Дата создания 1796—1798
Посвящение баронессе Йозефе фон Браун
Дата первой публикации 1798
Исполнительский состав
фортепиано

Соната для фортепиано № 5 до минор, опус 10 № 1, была написана Бетховеном в 17961798 годах и вместе с двумя другими сонатами № 6 и № 7, входящими в опус, посвящена баронессе Йозефе фон Браун. Эта соната особенно выделяется на фоне ранних сонат Бетховена — она подводит своеобразный итог творческому поиску композитора, начатому в предшествующих ей произведениях — являясь одновременно достаточно монументальной и лаконичной. Это первая соната Бетховена, состоящая из трёх частей, такая структура, впоследствии, будет присуща многим наиболее удачным и содержательным сонатам композитора. Соната была резко отрицательно принята музыкальной критикой того времени, обвинявшей Бетховена в «неясной искусственности», которая на самом деле была лишь проявлением яркой индивидуальности композитора[1].

Структура

Соната для фортепиано № 5 Бетховена состоит из трёх частей: 1) Allegro molto е con brio, 2) Adagio molto, 3) Prestissimo.

Первую часть сонаты Allegro molto е con brio, c-moll, отличает от более ранних произведений композитора большая гармоничность и стройность. Соната начинается с «симфоническим размахом», по образному выражению Ленца, с начала сонаты получает развитие героическая партия; в экспозиции появляются множество тем с различной эмоциональной окраской; разработка контрастирует с героикой главной партии, привнося в музыку образы душевного смятения и неопределённости; в репризе повторяется тема главной партии.

Вторая часть сонаты Adagio molto, As-dur, по мнению Ромена Роллана,

…пример широкого густого рисунка, немного слишком округлого… где уже течет неторопливо широкая мелодическая поверхность, образуя в конце мягкий разлив[1].

В третьей части сонаты Prestissimo, c-moll не остаётся и следа от стройной гармонии первых двух частей. Финал сонаты являет собой предмет напряжённого творческого поиска композитора, ищущего новые формы звучания для выражения своих замыслов; предтечу ярких финалов Лунной и Аппассионаты.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Piano Sonata No. 5 (c-moll), Op. 10, No. 1. Дата обращения: 9 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.

Ссылки